В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание уделяется работе с использованием мультимедийных средств, а также методов современной педагогики.
Ключевые слова: мультемедиа, плакаты, картины, аудирование, презентации, упражнения.
Современные подходы требуют качественного обучения учащихся, поэтому использование наглядных пособий позволяет улучшить процесс образования. При этом выбор наглядных пособий в современном образовательном процессе довольно объемен: презентации, плакаты, картины, мультимедиа, DVD — все это позволяет учителю начальных классов качественно провести занятия.
Устная речь — одна из важных составляющих умственного развития ребенка. Работа над нею представляет определенные трудности, так она включает в себя аудирование и говорение. Она всегда существует в диалогической и монологической речи. Большую роль в этом процессе играет и речь самого учителя. Как писал известный педагог К. Д. Ушинский, «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» [1 с. 90]. Предлагаем определенный набор упражнений с использованием наглядности. Прежде всего, следует определиться с тематикой урока, таких, как чтение с использованием сказочных персонажей и иллюстраций к ним. Для начала мы выбираем материал, затем готовим презентацию, она должна быть яркой красочной, чтобы смогла отложиться в памяти ребенка. Кроме того, можно использовать таблицы, картины.
Предлагаем определенный алгоритм действий:
1) Выбор наглядного пособия (слуховое или зрительное). Этот этап лучше использовать на уроках чтения.
2) Оно должно отражать тему занятия, быть вспомогательным материалом.
3) В нем должен быть сюжет, который должен отражать время года, обстановку, ситуации, грамматические правила.
4) Если это сказочный персонаж, рекомендуется проводить беседу по прочитанному и обсуждать услышанное.
В качестве примера предлагаем работы по картинам с использованием презентаций. Картины бывают сюжетные и описательные. Мы за основу берем сказки, персонажи сказок всегда сопровождают детей, поэтому их добрые поступки и качества могут стать примером для них. Необходимо подобрать сказку с узнаваемыми героями типа «Иван-царевич серый волк». Показав презентацию с главным героем, затем путем наводящих вопросов начинаем беседу с ними. После вопросно-ответной беседы следует подобрать упражнения на части речи. Используя компьютерные презентации в классе, учитель играет роль сценариста и режиссера своего урока, а дети — его непосредственные участники. Конечно, наглядность следует использовать с осторожностью, потому что чем больше интересных уроков мы подготовим, тем больше интерес детей к этой деятельности. Детей нужно заинтересовать так, чтобы их обучение было наполнено только радостью. И тогда после урока литературного чтения ребенок поспешит в библиотеку искать книгу со сказками или рассказа.
Далее предлагаем набор упражнений для развития устной речи на уроках литературного чтения в 3–4 классах. К ним можно отнести упражнение «Убери лишнее». На доске после прочитанного сказочного произведения вывешиваются картины персонажей сказки. Задача учеников угадать лишнего героя, посредством характеристики его с разных сторон. Например, Иван-царевич, Серый волк, Василиса Прекрасная, Соловей-разбойник. Ученики отбрасывают Соловья-разбойника, так как он не является героем произведения. После этого путем наводящих вопросов учитель продолжает с учениками анализ данной сказки.
Упражнение «Собери по крупицам». За основу берутся герои произведения А. Н. Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик». Эти персонажи Буратино, Пьеро, Мальвина даются виде мозаичных картинок, после ознакомления с их устной характеристикой учитель дает команду собрать их и описать действия, роли, события, связанные с ними.
Упражнение «Подбери пословицу». Учитель показывает слайды героев сказок о животных, а затем просит учеников дать характеристику при помощи пословиц.
Данные упражнения призваны и нацелены на повышение интереса к предмету, а также развитие творческих способностей ученика. Описание и портретная характеристика позволяют лучше развить речевые способности, а также в доступной форме разработать новые подходы при обучении устной речи.
При обучении устной речи на уроках чтения необходимо также учитывать возрастные, психологические особенности. Учащиеся в начальной школе находятся в возрасте интенсивного развития, в период которого их навыки и умения становится более свободными и предсказуемыми. У учащихся начинает развиваться память. Поэтому урок надо планировать с учетом их особенностей. Приведенные нами упражнения, прежде всего, направлены на развитие диалогической речи. После работы с определенными типами наглядности, необходимо провести вопросно-ответную беседу, которая предполагает рассказ ученика и учителя. Для достижения поставленной в области развития устной речи задачи, помимо заданий и упражнений из учебника, учитель должен использовать устные упражнения в соответствии с рекомендациями книги для учителя, а также дополнительные задания по ситуациям и событиям реальной жизни. Особенно актуальным в условиях нового учебного плана является создание на уроках условий и обстановки, соответствующих ситуаций общения, с помощью наглядности, обыгрывания жизненных событий и эпизодов, а также формулировок учебных заданий, направленных на стимулирование общения, создания у учащихся состояния раскованности. При этом важно строить процесс обучения не на принуждении, а на положительных эмоциях, вызывая у школьников желание вступить в речевые контакты с другими, выразить свои мысли, и таким образом развивать у детей качество коммуникативности, столь необходимое для обучения говорению, то есть нужно широко использовать упражнения и приемы, стимулирующие развитие творческой и инициативной речи учащихся.
Литература:
- Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования/ В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. 4-е изд., переработ. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-448с.-с.90