В статье автором определены основные проблемы российского законодательства в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, а также предложены возможные варианты их решения.
Ключевые слова: правовая охрана земель, мелиорация земель, земли сельскохозяйственного назначения.
Правовое регулирование мелиорации основывается, прежде всего, на положениях Земельного кодекса, в котором определяются наиболее общие положения, а также на Федеральном законе от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель». В последнем определены виды и типы мелиорации земель, порядок ее проведения, урегулированы отношения по государственному управлению, финансированию и т. д. Но даже на теоретическом уровне, связанном с пониманием используемых в законе терминов, можно столкнуться со сложностями.
Так, в Законе о мелиорации используются понятия «мелиорированные земли» и «мелиорируемые земли». К мелиорируемым землям относятся земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиорированных мероприятий. При толковании этой нормы возникает вопрос о том, что следует понимать под «недостаточным плодородием земель», т. к. этот термин не раскрывается. Также ничего не сказано о том, как измерять плодородие почвы: в зависимости от её структуры или состава питательных веществ. Исходя из этого, закреплённое определение можно назвать некорректным и требующим корректировки. Собственное определение с опорой на эффективное плодородие почв предложили Щедрин В. Н. и Манжина С. А.: «мелиорируемые земли — земли, состояние которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий в целях достижения максимально возможного для них эффективного плодородия».
Сейчас, в соответствии с легальным определением под мелиорируемыми землями понимаются земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия. Это определение не содержит каких-либо особо отличительных признаков, которые позволят отделить этот вид земель от других, независимо от проведения мелиоративных мероприятий. Что интересно, в отношении таких земель не устанавливается никакой специальный режим. То есть правовая защита в отношении мелиорируемых земель предусматривается лишь в случае включения их в состав сельскохозяйственных угодий.
Необходимо закрепить обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв, а также установления ответственности за неисполнение указанной обязанности. В настоящее время проведение мелиоративных, осушительных, оросительных и других работ в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ является правом собственника земельного участка. Но в то же время ст. 13 Земельного кодекса РФ указывает на обязанность землепользователя или землевладельца, связанную с проведением мероприятий направленных на охрану земель. К ним относятся и защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и т. п., защита от зарастания деревьями, кустарниками, а также сохранение достигнутого уровня мелиорации.
Для развития вышеуказанных положений Правительством РФ была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014–2020 годы». Для реализации её положений субъектами РФ были приняты правовые акты, предусматривающие предоставление субсидий. В их числе Вологодская область, Ростовская область, республика Башкортостан, Ставропольский край и т. д. Однако Программа разработана до 2020 года, а значит, что на сегодняшний день она фактически утратила силу в связи с истечением срока действия. Необходимо разработать новую Концепцию развития комплексных мелиораций земель сельскохозяйственного назначения на 2021–2030 годы, в которой будут пересмотрены и продолжены положения предыдущей, а также будут отражены новые тенденции в области проведения мелиорационных мероприятий и повышения плодородия.
Учитывая значимость и ценность мелиорированных земель, показатели их плодородия, а также тот факт, что в них вложены большие финансовые средства, было бы обоснованно их отнесение к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на федеральном уровне. П. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ в качестве единственного критерия отнесения угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям выделяет их кадастровую стоимость, которая существенно выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району. Это не всегда позволяет отнести мелиорированные земли к таковым, поскольку стоимость их может быть меньше указанного процента, например, если все земли в районе мелиорированные. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в п. 2 ст. 7 также ссылается на кадастровую стоимость, которая на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости.
Некоторые субъекты РФ принимают региональные нормы, восполняя это упущение федерального законодательства. Наиболее прогрессивным в этом направлении можно считать закон «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Крым», в котором четко написано, что к таковым относятся мелиорируемые, мелиорированные сельскохозяйственные угодья, а также сельскохозяйственные угодья с показателем почвенного плодородия выше 60. Поэтому целесообразно перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, установленный п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнить мелиорированными землями.
В целом, можно отметить, что в современном праве сложившийся односторонний подход к мелиорации. Земельное законодательство рассматривает её в качестве одной из мер по охране земель. Но важно учитывать и то, что мелиорация — основной способ повышения плодородия сельскохозяйственных земель. Поэтому законодательство должно отражать это в действующих нормах, чем обеспечит комплексное и полноценное правовое регулирование в этой области.
Литература:
- Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — 2021.
- Щедрин В. Н., Манжина С. А. К вопросу совершенствования терминологии нормативно-правовых актов в области мелиорации // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. — 2020. — № 1 (77). — С. 151.
- Мелихов В. В. Мелиорация земель: стратегия на перспективу // Орошаемое земледелие. — 2019. — № 3. — С. 7–12.
- Ильясов А. М. Правовое регулирование проведения мелиорации и рекультивации земель // Актуальные проблемы земельного, природоресурсного и экологического права. — 2018. — № 1. — С. 46–50.
- Убушиев Б. М. Правовые основы мелиорации земель сельскохозяйственного назначения // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. — 2018. — № 1. — С. 137–140.