Отклонения в поведении ребёнка — одна из главных психолого-педагогических проблем. Неблагоприятные биологические, психологические, семейные, социальные факторы очень сильно влияют на детей. Это приводит к нарушению эмоциональных отношений с другими людьми. Нарушения поведения могут быть разными, но мы поговорим об агрессивном поведении.
Агрессивное поведение — одна из острых проблем психологов, педагогов, врачей и общества в целом. В современном мире такая манера поведения обретает всё большую актуальность, так как стрессовые ситуации поджидают на каждом шагу.
Важно не путать агрессивность и агрессию. Агрессивность — это заложенная в человеке черта характера, которая далее может перерасти в свойство личности. Не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок в попытке защитить себя во время ссоры повысил на вас голос. Это естественная реакция. В этом случае нужно выстраивать доверительные отношения в семье и комфортные условия для каждого её члена. А вот агрессия — это умышленное нанесение морального или физического вреда. Причём вредить ребёнок может не только окружающим его людям, но и самому себе.
Агрессия бывает разной: вербальной (когда ребёнок оскорбляет, обзывает других детей или взрослых, кричит на всех), физической (нанесение физических повреждений себе, другим детям, животным; возможно с использованием каких-либо предметов, а не просто кулаков), латентной (обычно проявляется в отказе от прикосновений и объятий родителей, братьев, сестёр и других родственников), доминирование (принуждение других детей к какой-то деятельности без их желания), мстительность (если ребёнку не понравилось поведение кого-то из детей или даже своих родителей, он найдёт способ отомстить).
Причины враждебности многообразны — накопившаяся чувственная напряжённость, неспособность высказываться, недостаток внимания со стороны старших, стремление приобрести чужую игрушку, продемонстрировать мощь ровесникам. Зачастую ребята наносят ущерб находящимся вокруг или самим себе, вследствие того то что ощущают беспомощность, печаль, обиду, однако никак не могут разобраться в собственном состоянии, не обладают коммуникативными умениями для преодоления трудности, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
1) Семейные отношения. Развитию враждебность содействует демонстрирование жестокости, принуждения, неуважения, нередкие конфликты в семье, равнодушие отца с матерью. Ребёнок подражает действиям мамы, папы — возражает, провоцирует потасовки, открыто выражает гнев, неподчинение с целью привлечения внимания.
2) Личностные особенности. Непостоянность психологического состояния выражается озлобленностью, раздражением. Посредством враждебность проявляется боязнь, утомление, нехорошее состояние здоровья, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
3) Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
4) Социально-биологические факторы. Выраженность враждебности обусловливается полом детей, ролевыми ожиданиями, общественным расположением. Мальчишкам зачастую внушается идея, что человек обязан обладать способностью драться, «давать сдачи».
5) Ситуационные факторы. Эмоциональная неустойчивость детского возраста выражается вспышками раздражения, гневливости при ненамеренном влиянии внешних негативных происшествий. Спровоцировать детей в силах плохая школьная оценка, обязанность выполнять домашние задания, физический дискомфорт, обусловленный голодом, изнурительной поездкой.
Базовые проявления агрессии проявляются у младенцев до года, а у детей дошкольного возраста уже возникает агрессия на почве присвоения себе каких-либо игрушек или других личных вещей. Дети начинают кусаться, драться, дёргать друг друга за волосы, плеваться, кричать. А попытки родителей или воспитателей в детском саду наказать лишь негативно влияют и усугубляют ситуацию. Однако в дошкольном возрасте у детей наблюдается меньше агрессии, потому что это период активного развития навыков коммуникации и самой речи.
Потребность в общении нарастает в более взрослом возрасте, в подростковом. Но здесь дети сталкиваются со своей эгоцентричностью, невозможностью воспринимать критику или принимать чужую точку зрения. На этой стадии возникают словесные перепалки, ругань и оскорбления — вербальная агрессия. Но чаще всего мальчики выбирают физическую агрессию — дерутся и ставят подножки, а девочки — вербальную. Агрессия у подростков — это, чаще всего, одно из проявлений гормональной перестройки организма.
Диагностика агрессивного ребёнка, подростка актуальна при очень частом проявлении агрессии. Но, самое главное, клиническая беседа как форма диагностики проводится с ребёнком только с психологом или психотерапевтом. В ходе беседы специалист определит точную причину агрессии и поможет ребёнку справиться с её проявлениями. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:
1) Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
2) Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики — опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
3) Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
4) Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).
Вылечить агрессию раз и навсегда невозможно. Она будет проявляться на протяжении всей жизни ребёнка. Но самое главное — это отношение к нему родителей. Только в комфортной обстановке и только с помощью родителей ребёнок сможет понять, что он нужен, что потребности в проявлении агрессии нет, ведь ни у кого нет намерения обидеть, ударить или обозвать. Необходимо разработать «план действий», с помощью которого можно будет избавить ребёнка от нужды в проявлении гнева. В этом плане должны быть следующие пункты:
1) Ребёнок должен видеть, чувствовать, осознавать любовь со стороны обоих родителей;
2) На примере семьи он должен видеть, какими путями можно и нужно разрешать конфликты. Например, можно поиграть в ролевые игры, в ходе которых дать ребёнку выбор — агрессия или коммуникация, можно посмотреть мультфильмы о добре и зле, почитать вместе сказку;
3) Необходимо убедиться, что у ребёнка достаточно физической активности. Если явно видно, что ему её не хватает, поиграйте с ним в мяч, в прятки, возьмите за привычку каждое утро всей семьёй заниматься зарядкой;
4) Выделите «контактное время», например, час в день, когда вы будете оставаться наедине с ребёнком в контакте родитель-ребёнок без гаджетов, без Интернета, без постороннего вмешательства других членов семьи.
5) Начать проговаривать вслух свои чувства и эмоции. Например, «я не разрешил(а) взять тебе мой телефон, потому что в тот момент он был нужен мне для работы», «Ты ударил(а) мальчика в школе. Что бы ты почувствовал(а), если бы тебя ударили?», «Я тебя очень люблю, но сейчас ты сделал(а) мне больно, поэтому я теперь расстроен(а)». Это даст ребёнку навык того, что нужно ставить себя на место других прежде чем что-либо делать относительно окружающих его людей.
Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением своих чад. И важно помнить, что наказания лишь закрепляют такую манеру поведения, загоняют проблему всё глубже. А решить её можно только с помощью ласки, любви и заботы.
Литература:
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. — М.: «Мир», 2005. — 496 с.
- Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. — М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. — 272 с.
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2011. — 216 с.
- Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. — М.: Астрель, 2012. — 512 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 136 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 583 с.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2010. — 694 с.