Статья посвящена исследованию деятельности международных экономических и финансовых организаций. Объектом исследования являются международные экономические и финансовые организации. В работе были раскрыто понятие международных экономических и финансовых организаций, этапы их развития, приведена их классификация по различным признакам. Была исследована деятельность организаций, приведены цифры их работы, объемы оказанной помощи. Сделан вывод о роли деятельности международных экономических и финансовых организациях в развитии государств, мировой экономики.
Ключевые слова: международные экономические организации, международные финансовые организации, мировая экономика, государства, развитие, помощь, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Организация Объединенных Наций, финансовая помощь, Всемирная продовольственная программа, техническая помощь, решение проблем, деятельность, Европейский Союз, Всемирная Торговая Организация, международная торговля, экспорт, импорт, ОЭСР.
В современном мире большое значение практически для каждой страны имеет мировая экономика, уровень ее развития, а также международные экономические и финансовые отношения. Мировая экономика развивается достаточно быстрыми темпами, способствует развитию международных экономических отношений.
Международные экономические организации (МЭО) подразумевают под собой объединения между государствами, правительствами, а также хозяйственными организациями стран для принятия совместных решений в сфере международных отношений, регулирования деятельности. Международные финансовые организации (МФО) выступают формой сотрудничества стран мира. Деятельность международных финансовых организаций направлена на разработку, регулирование мировых валютных, кредитно-финансовых отношений. Также она направлена на поддержание стабильности мировой экономики, международной финансовой системе.
Международные экономические организации начали возникать в результате развития мирового хозяйства, а именно международном разделении труда, глобализации и международной экономической интеграции. В результате этого происходит экономическое взаимодействие государств, их сближение, формирование экономических связей, договоров и соглашений, которые и регулируют международные экономические организации.
Международные организации имеют свои черты, признаки. Так они характеризуются наличием учредительного документа, принятием решений путем голосования, переговорами, которые являются основным методом деятельности, также постоянным или же регулярным характером деятельности и обычно рекомендательным характером решений.
Международные организации имеют определенные функции, это регулирующая, контролирующая и консультативная. В современной мировой экономике регулирующая функция — одна из наиболее значимых функций международных экономических и финансовых организаций, то есть они разрабатывают, устанавливают нормы, правила осуществления международных отношений.
Одной из главных целей создания международных экономических организаций и осуществления их деятельности является устойчивое функционирование мировой экономики, ее развитие. Также одной из важных задач деятельности МЭО является поддержание, стабильность валютного курса, от этого зависит экономическое развитие государства и мировой экономики в целом. Можно выделить основные направления деятельности международных экономических организаций. К ним относятся: формирование, развитие институтов для принятия спорных решений, достижения компромисса, создание основы торгово-экономических отношений, обмен информацией и опытом.
Выделяют несколько этапов в развитии международных экономических и финансовых организаций. На 1 этапе, который был в 1940–1950 годах, участвовали только развитые страны и были созданы Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Совет экономической взаимопомощи и др. С 1960 годов начался второй этап, во время которого участниками МЭО становится большое количество стран, также усиливается роль Западной Европы и Японии. В этот период была создана Организация экономического развития и сотрудничества. 1970–1980 года характеризуются третьим этапом развития международных экономических организаций. В этот период отмечается маленькая эффективность международных экономических организаций. Также на этом этапе была создана «Большая семерка». Заключительный четвертый этап характеризуется расширением состава многих международных экономических организаций и изменением деятельности некоторых.
Существует несколько классификаций международных организаций. Во-первых, их разделяют на межправительственные и неправительственные. Международные межправительственные экономические организации (ММПО) — это объединения государств, которые были основаны при помощи международного договора между ними. Неправительственные (МНПО) — это различные объединения, включающие юридические, физические лица, не являющиеся субъектами международного права. К их чертам можно отнести: некоммерческие организации, открытое членство, создание без межправительственного соглашения, решения, принимаемые ими, не имеют юридической силы для государств.
МНПО разделяются на отраслевые и профессиональные. У отраслевых главной целью является решение проблем внутри отдельной отрасли, у профессиональных — улучшение условий деятельности, также решение проблем у представителей какой-либо профессии. Примером отраслевых организаций можно считать Международную ассоциацию воздушного транспорта, а профессиональных — Международное общество бухгалтеров.
Международные экономические организации по кругу участников разделяют на региональные (например, Организация американских государств) и универсальные (например, ООН, МВФ, ВТО).
По сфере деятельности выделяют международные организации общей компетенции (ООН), которые рассматривают все области взаимоотношений, и специальной компетенцией, рассматривающие сотрудничества и дела в одной области, например, ОПЕК, это организация стран-экспортеров нефти, Международное соглашение по олову и т. д.
По характеру полномочий делятся на межгосударственные и надгосударственные. В межгосударственных организациях суверенитет государств не ограничивается. Решения, принимаемые ими, касаются только государств, которые входят в состав. Надгосударственные частично ограничивают суверенитет государства. Они функционируют с целью интеграции, решения, принимаемые надгосударственными организациями, касаются населения.
По уровню деятельности различают межгосударственные всемирные организации, организации регионального характера и организации, осуществляющие деятельность на отдельных сегментах рынка.
По организационному принципу международные экономические и финансовые организации делятся на организации системы ООН, например, ЭКОСОС, организации, которые не входят в систему ООН, например, ОЭСР, региональные и межрегиональные экономические организации (Стран западной Европы). Данная классификация предполагает участие или неучастие международной организации в системе ООН, цели ее деятельности.
По характеру деятельности международные экономические организации делятся на те, что представлены формальными объединениями и те, что представлены полуформальными объединениями. К полуформальным относятся, например, Лондонский клуб, Парижский клуб стран-кредиторов.
По характеру распространения международные организации делятся на межгосударственные и международные организации одной страны. Все мировые учреждения являются межгосударственными. К международным организациям относятся субъекты хозяйствования, которые созданы для осуществления определенного вида деятельности.
По функциям международные финансовые организации разделяют на кредитно-финансовые, координирующие и сервисные.
Также существуют МЭО, которые представляют собой интеграционные группировки, например, к ним можно отнести Европейский союз, Европейская ассоциация свободной торговли и др.
В современном мире существуют МЭО и МФО, которые имеют значение в развитии международных отношений. ООН является одним из основных примеров международной экономической организации. ООН была создана для укрепления, поддержания международного мира, развития сотрудничества между государствами. Она была основана в 1945 году.
В 2020 году в связи с пандемией COVID-19 пострадали все государства. Эта проблема стала глобальной, для ее решения необходимо совместное участие государств. ООН также занималась этим вопросом. Был создан Фонд ООН по борьбе с COVID-19, его цель состояла в том, чтобы собрать 1 миллиард долларов США. На июнь 2020 года было капитализировано 40 миллионов долларов США, тем самым 47 стран получили помощь. Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации и совместные фонды стран составляют 2 миллиарда долларов. Через фонд выделяются ресурсы учреждениям ООН, так на сегодняшний день для оказания помощи 36 странам было выделено 100 миллионов долларов США, так помощь была оказана 66 миллионам человек [1].
ЭКОСОС является Экономическим и социальным советом ООН. Он функционирует в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Совет уделяет внимание развитию мировой валютной системы, расширению международной торговли.
Всемирная продовольственная программа (ВПП) осуществляет свою деятельность как орган продовольственной помощи ООН. В 2019 году объем поступлений в бюджет ВПП от взносов достиг 8 миллиардов долларов США, что на 10 процентов выше, чем в 2018 году, и на 15 процентов выше, чем в 2017 году. 86 % от этой суммы предоставили правительственные доноры, остальная часть поступила из различных фондов ООН. Это финансирование позволило охватить 97,1 миллионов выгодоприобретателей, предоставив 4,2 миллиона тонн продовольствия, а также 2,1 миллиардов долларов США, ВПП инвестировала 610 миллионов долларов США в мероприятия по укреплению потенциала и предоставлению услуг. Крупнейшая операция Всемирной продовольственной программы проводилась в Йемене, так объем целевых взносов по сравнению с 2018 годом увеличился на 41 %. Операция помогла 14,1 миллионам человек, было доставлено 1,4 млн тонн продовольствия и 268 миллионов долларов США в виде денежных средств и ваучеров, что помогло предотвратить надвигающийся голод. В Сирийской Арабской Республике, ВПП оказала помощь 6,3 миллионам человек, а это на 40 процентов больше, чем в 2018 году [8]. Таким образом, можно сказать, что ВПП достигла высоких результатов в направлении ликвидации голода.
В области устойчивого развития ООН выделяет такую цель, как увеличение количества стипендий, предоставляемых учащимся из развивающихся стран, малых островных развивающихся государств, а также африканских стран. В 2018 году объем официальной помощи составил 1,6 млрд долларов США, а в 2017 году — 1,3 млрд долларов США. Почти две трети этой суммы предоставили Австралия, учреждения Европейского союза, Франция, Япония и Турция. Крупнейшими получателями помощи были Азия и Африка, а именно Филиппины, Индонезия, Республика Молдова и Вьетнам. Таким образом, можно сказать, что эта цель ООН получила широкое распространение и была успешно достигнута [5].
Всемирная торговая организация была основана в 1995 году. Тогда она заменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле. ВТО была создана с целью регулирования торгово-политических отношений государств, международной торговли. Всемирная торговая организация — единственным органом, занимающийся разработкой норм торговли между государствами. У ВТО есть свои задачи. Во-первых, это организация переговоров по поводу торговли между государствами, во-вторых, это решение, устранение экономических споров. Секретариат ВТО представляет отчет об участии стран во всемирной торговой системе. Так доля развивающихся стран, участвующих в мировой торговле все также продолжает расти за период 2016–2018 года. Доля экспорта в товарной торговле выросла с 42,7 % до 43,4 %, а доля импорта с 39,9 % до 41,1 %. Доля экспорта в сфере услуг выросла с 30,1 % до 30,8 %, а доля импорта выросла с 37,7 % до 38,2 % [6]. Секретариат ВТО провел 307 мероприятий по оказанию технической помощи в 2018 году и участвовал в других связанных мероприятиях. Обучение прошли 22 800 участников, это на 25 % больше, чем в 2017 году [6].
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет собой международное объединение развитых стран. Основная задача — способствование улучшению мировых экономических и социальных показателей. Ее деятельность нацелена на выработку международных стандартов по совершенствованию политики и социальной, и экологической, на преодоление препятствий на пути экономического роста. Организация была основана в 1948 году. Руководящим органом является Совет представителей. РФ заинтересована в развитии отношений с ОЭСР. В 2007 году Россия получила приглашение на переговоры по официальному вступлению РФ в Организацию, но в 2014 году в связи с политической ситуацией переговорный процесс был остановлен. И сотрудничество РФ с ОЭСР осуществляется в формате технического сотрудничества. К основным сферам деятельности ОЭСР в России можно отнести борьба с коррупцией, экономика, сельское хозяйство, рынок труда, внешняя торговля и др.
Международный валютный фонд был основан в 1945 году. Он осуществляет свою деятельность с целью поддержания мировой торговли, содействия ее росту, помощи странам в решении проблем платежного баланса и содействии стабильности валютных курсов. МВФ состоит из Совета управляющих, который является высшим руководящим органом фонда, в него входят представители все государств, являющихся членами МВФ, Международного валютно-финансового комитета, Исполнительного совета и Директора-распорядителя. Главным счетом МВФ является счет общих ресурсов. Он состоит из пула валют и резервных активов. Нельготное кредитование стран осуществляется с этого счета. В 2019 году было утверждено 7 новых договоренностей, 1 повышение доступа для Аргентины и 1 сокращение доступа для Мексики по договоренностям о нельготном финансирования МВФ на 50,5 млрд СДР (на 30 апреля 2018 года это составляло 70 млрд долларов США, 0,721626 СДР за 1 доллар США). Около 70 % новых обязательств пришлось на Аргентину (40,7 млрд СДР). Оставшиеся 30 % включают договоренность о кредите с Украиной на сумму 2,8 млрд СДР, договоренности о расширении кредитования с Барбадосом на сумму 208 млрд СДР, с Анголой на 2,67 миллиарда СДР, с Эквадором на 3 млрд СДР, договоренность с Марокко на сумму 2,5 млрд СДР в рамках проведения линии превентивной поддержки и ликвидности, договоренность о гибкой кредитной линии с Колумбией на 7,85 млрд СДР [4].
МВФ предоставляет кредиты государствам, у которых наблюдаются проблемы с платежным балансом. В 2019 году в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, МВФ предоставил кредиты на сумму 235,1 млн СДР развивающимся государствам с низкими доходами [4]. МВФ использует свои инструменты чрезвычайного финансирования, благодаря которым на апрель 2020 год странам с формирующейся рыночной экономикой и странам с низким уровнем дохода была предоставлена помощь на сумму 24 млрд долларов США. Особенно развито кредитование стран Африки, так 26 государствам было выделено 10 млрд долларов США [7].
МВФ наблюдает и анализирует изменения экономической ситуации в государстве, дает определенные советы по ведению экономической политики. Также МВФ осуществляет техническую помощь, проводит подготовку кадров. Например, после распада СССР Международный валютный фонд выступил с инициативой о помощи странам Балтики, России по созданию казначейский систем центральных банков.
В современных кризисных условиях, которые вызваны пандемией COVID-19, МВФ осуществляет финансовую помощь государствам-членам. Он предпринял ответные меры, используя текущие кредитные ресурсы на сумму 1триллион долларов США. Эти меры включали в себя финансовую помощь странам с потребностями в финансировании платежного баланса с целью защиты жизни людей. В период с начала пандемии в конце марта до 15 сентября 2020 года были приняты обязательства по предоставлению 80 государствам-членам примерно 64 миллиарда СДР, что составило 91 миллиард долларов США, из которых 30 миллиардов долларов США пришлось на экстренное финансирование [3].
В марте 2020 года с целью предоставить беднейшим государствам-членам МВФ, которые пострадали от пандемии COVID-19, гранты для облегчения бремени задолженности были расширены функции Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф. В целях облегчения бремени обслуживания долга 29 отвечающим критериям странам было предоставлено 2 полугодовых транша на сумму 344 миллиона СДР [3].
Так, деятельность МВФ достаточно обширна, он осуществляет кредитование, программы по льготному кредитованию, границы которого расширяются, тем самым все больше государств получают помощь для развития. Также МВФ осуществляет поддержку государств, пострадавшим от COVID-19, предоставляю им различные льготы, кредиты и гранты.
Европейский банк реконструкции и развития был сформирован в 1992 году для перехода стран к рыночной экономике. В состав входят 61 страна, Евросоюз, а также Европейский банк. Он специализируется на проектном финансировании. В 2019 году по операциям банковского департамента была получена чистая прибыль в 1,5 млрд. евро. В 2019 году банк проводил инвестиционные операции в 38 экономиках, а по регионам инвестиции распределялись следующим образом: Восточная Европа и Кавказ — 2,1 млрд. евро; Южное и Восточное Средиземноморье (ЮВС) — 1,8 млрд. евро; Юго-Восточная Европа — 1,7 млрд. евро; Центральная Европа и Балтийские государства — 1,5 млрд. евро; Центральная Азия — 1,4 млрд. евро; Турция — 1,0 млрд. евро; Кипр и Греция совокупно — 0,6 млрд. евро [2].
Группа Всемирного банка — крупнейший источник финансовой, технической помощи развивающимся странам мира. В состав группы входят Международный банк реконструкций и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Группа включает 189 стран-членов. Они представлены Советом управляющих. Заседания проходят раз в год, а повседневная деятельность Банка осуществляется под руководством президента Всемирного банка, вице-президентов.
Деятельность Международной ассоциации развития заключается в помощи беднейшим странам путем выдачи им долгосрочных займов. Международный банк реконструкций и развития представляет собой кредитную организацию, созданную для развития экономики, стабилизации мировой финансовой системы. Банк специализируется на помощи развивающимся странам. Кредиты, выдаваемые МБРР, направлены на финансирование долгосрочных проектов. Деятельность Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям заключается в предоставлении инвесторам защиты от действий правительств. Международная финансовая корпорация привлекает частные инвестиции в развивающиеся страны, основной формой предоставления средств является участие в капитале. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров создан для решения арбитражных споров, то есть он осуществляет арбитражные услуги в области инвестирования.
Группа Всемирного банка предоставляет 160 миллиардов долларов США в виде помощи более 100 странам, включая страны с более низким уровнем дохода. Эта помощь предназначена для финансирования срочной медицинской помощи, поддержки программ социальной защиты, спасения рабочих мест и создания условий для устойчивого восстановления [7].
Таким образом, были рассмотрены основные международные экономические и финансовые организации, такие как ООН, Всемирный банк, ЕБРР, ВТО, МВФ. Они вносят начало, стабильность в мировую экономику, обеспечивают ее функционирование, решают спорные вопросы, занимаются решением всемирных проблем. В современном мире, конечно же, важной проблемой стала пандемия COVID-19 и ее последствия. Так ООН создал Фонд ООН по борьбе с COVID-19, осуществляющий поддержку пострадавших государств. Этой проблемой занимается и МВФ, предоставляя государствам финансовую помощь, а также гранты по облегчение задолженностей. Также особо внимание организации уделяют помощи беднейшим государствам, так МВФ предоставляет льготное кредитование, ЕБРР инвестирует множество стран, Группа Всемирного Банка предоставляет финансовую помощь. Хорошие результаты показывает и Всемирная продовольственная программа ООН, помогая людям в борьбе с голодом. Таким образом, международные организации принимают участие в решении глобальных проблем, также оказывают помощь в развитии экономик нуждающихся государств путем предоставления кредитов, грантов.
Литература:
- Организация Объединенный Наций // Краткий отчет Председателя Экономического и Социального Совета о работе форума по последующим мерам в области финансирования развития (Нью-Йорк, 23 апреля 2020 года и 2 июня 2020 года) // Официальный сайт ООН // 10.06. 2020 г // https://undocs.org/ru/E/2020/64 // (дата обращения 9.04.21)
- Европейский банк реконструкции и развития // Финансовый отчет ЕБРР за 2019 год // Официальный сайт ЕБРР // 2020 // https://www.ebrd.com/documents/comms-and-bis/financial-report-2019-russian.pdf // (дата обращения 11.4.21)
- Международный валютный фонд // Годовой отчет МВФ 2020 / Официальный сайт МВФ // 2020/ / imf.org/external/pubs/ft/ar/2020/eng/downloads/imf-annual-report-2020-ru.pdf // (дата обращения 9.4.21)
- Международный валютный фонд // Годовой отчет МВФ 2019 / Официальный сайт МВФ // 2019/ / https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2019/eng/assets/pdf/imf-annual-report-2019-ru.pdf // (дата обращения 8.4.21)
- Организация Объединенный Наций // Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2020 год // Официальный сайт ООН // 2020 // https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf // (дата обращения 10.4.21)
- Всемирная торговая организация // Supporting development and building trade capacity // Официальный сайт ВТО // 2020 // https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep20_chap7_e.pdf // (дата обращения 10.4.21)
- Организация Объединенный Наций // Краткий отчет Председателя Экономического и Социального Совета о работе форума по последующим мерам в области финансирования развития (Нью-Йорк, 23 апреля 2020 года и 2 июня 2020 года) // Официальный сайт ООН // 10.06. 2020 г // https://undocs.org/ru/E/2020/64 // (дата обращения 9.04.21)
- Организация Объединенный Наций // Годовой отчет Всемирной продовольственной программы за 2019 год // Официальный сайт ООН // 15.09.2020 // https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/2021/14&Lang=R // (дата обращения 10.4.21)