В данной статье рассматриваются возможные причины возникновения сценического волнения у эстрадных вокалистов младшего школьного возраста, а также формы и методы саморегуляции и оптимизации функционального состояния.
Ключевые слова: эмоции, эмоционально-волевая саморегуляция, эмоциональное состояние, младший школьный возраст.
В стремительно изменяющихся условиях современного мира наиболее востребованным обществом и успешным становится человек, способный оперативно реагировать на происходящие трансформации, ставить перед собой цели и достигать результата, эффективно взаимодействовать с другими людьми, стратегически планировать свой путь самообразования. Важную роль в формировании этих процессов играет саморегуляция.
Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать, «само» — источник регуляции в самой системе) понимается как самостоятельное регулирование человеком своей внешней и внутренней активности согласно личностно-смысловой и потребностно-мотивационной сферам. Саморегуляция является предметом изучения в биологии, физиологии, психофизиологии, философии, педагогике и др.
Различают две формы саморегуляции — произвольную и непроизвольную:
— произвольная саморегуляция (осознанная) — связана с целевой деятельностью;
— непроизвольная (неосознанная) — связана с жизнеобеспечением, осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм [8].
Под осознанной саморегуляцией О. А. Конопкиным понимается процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей [6]. Это высший уровень регуляции поведенческой активности, направленной на достижение осознанной цели. О. А. Конопкин разработал функциональную модель процесса саморегуляции (1980), сформулировал основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), раскрыл механизмы саморегуляции деятельности, ее связи с личностными качествами, с продуктивностью психологических процессов. Высшим уровнем регулирования поведенческой активности по мнению автора выступает психическая саморегуляция, которая отражает, моделирует внешнюю действительность, самого себя и свою деятельность [7].
Эмоционально-волевая саморегуляция обеспечивает эмоциональное регулирование деятельности и ее коррекцию с учетом актуального эмоционального состояния. Исследования таких известных ученых как Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. О. Прохоров, показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования эмоциональной саморегуляции является младший школьный возраст. В этот период активизируются рефлексивные процессы, а также процессы внутреннего плана действий, формируется общая произвольность эмоциональных и поведенческих реакций, растут волевые качества. Согласно Л. C. Выготскому, произвольность — это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью на основе культурных средств ее организации. Развитие произвольности позволяет овладеть средствами для осознания и регуляции собственного поведения. [1]. Ребенок учится сознательно регулировать свою деятельность и управлять своим поведением. Появляются возможности управления эмоциональными процессами на основе анализа вызвавших их причин. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте формируются навыки стрессоустойчивости, позволяющие справляться с негативными эмоциями и осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.
Творческая деятельность является одной из ведущих для раскрытия и самореализации таланта, и неразрывно связана с эмоциональной сферой. По мнению Л. С. Выготского психология творчества опирается, прежде всего, на исследование эмоций. Человек подбирает и выражает те чувства, эмоции, впечатления, которые созвучны его настроению в настоящий момент. к. С. Станиславский говорил, что из всех трех психических сфер человека — ума, воли и чувств, последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». [11]. Существующие исследования доказывают, что положительные эмоциональные состояния влияют на успешный результат, усиливают оригинальность, гибкость, беглость, память, рассуждения, готовность к риску, когнитивную организацию и принятие решений (Isen, 1993, 2003; Isen, Daubman, 1984). Стоит отметить, что для категории детей, одаренных в сфере вокального творчества, публичные выступления являются важнейшей составляющей на пути к успеху. Эстрадный вокальный коллектив напрямую связан с эстрадой и сочетает в себе много стилей и направлений, создает богатую палитру выразительных средств, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать произведение в необходимом драматическом исполнении. Эстрадный вокал предполагает от исполнителя развитость музыкальных способностей, эмоциональную отзывчивость, а также проявление артистических и волевых качеств. Работа любого творческого коллектива оценивается по конечному результату. Это могут быть отчетные концерты, участие в культурных мероприятиях, фестивалях и конкурсах [5]. Эстрадная активность порождает у юных вокалистов множество стрессовых ситуаций, требующих адекватного реагирования и способности управлять своим эмоциональным состоянием. Нередко выступление приводит исполнителей к перевозбуждению, повышенной нервозности и раздражительности, психоэмоциональному перенапряжению вплоть до полной блокировки деятельности и дальнейшей потери мотивации. Стремительно, в совокупности с яркими эмоциональными переживаниями, возникает избыточное чувство ответственности, любая ошибка воспринимается очень остро и болезненно и в дальнейшем сказывается на самооценке исполнителя.
Педагоги по вокальному искусству нередко замечают у выступающих страх, неуверенность, растерянность, избыточное сценическое волнение. Эти чувства и эмоции особенно сильно проявляется при сольном исполнении. Юные вокалисты испытывают колоссальное напряжение и стресс. Эмоциональный стрессом принято считать состояние особого психического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности. Разного рода влияние на человека и на деятельность в целом может оказывать стресс. Иногда он является положительным и мобилизующим, но чаще проявляется отрицательное воздействие, вплоть до полной остановки деятельности. Бесконтрольность проявления эмоций не позволяет полноценно реализовать вокалисту творческий потенциал. В связи с этим крайне важно осуществлять формирование их эмоционально-регулятивной сферы уже на начальном этапе обучения музыкальному искусству. Необходимо научить ребенка сознательно регулировать свое состояние и поведение, выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Само сценическое волнение чаще всего обуславливается следующими причинами:
— исполнение произведения происходит на сцене с большим количеством зрителей. В этот момент сам ученик находится в центре внимания, что приводит к сильному психическому и физическому напряжению;
— низкая или наоборот высокая самооценка способствует направлению внимания не на исполнение произведения, а на собственную личность в глазах других людей;
— высокая требовательность к себе и к результату очень свойственна одаренным исполнителям;
— ученики склонны сравнивать свой репертуар и выступление с коллегами;
— страх забыть текст, перепутать слова, пропустить вступление;
— огромная ответственность и стеснение перед педагогом, родителями, учениками;
— страх критики и неодобрения;
— неудачный опыт предыдущих выступлениях;
— самовнушение о возможном фиаско;
— нет в целом осознанности целей и мотивов обучения эстрадным вокалом.
В младшем школьном возрасте, когда ребенок только осваивает азы музыкально-исполнительского мастерства, когда эмоционально-волевая сфера находится в стадии формирования, а сам процесс музыкального исполнения воспринимается ребенком, как нестандартная эмоционально-насыщенная ситуация, развитие эмоционально-волевой саморегуляции становится первостепенной задачей не только музыкального образования, но и любого образовательного процесса (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина и др.).
В приведенной ниже таблице 1 рассмотрены уровни эмоциональной саморегуляции личности, способы достижения и регуляции психических состояний [2].
Таблица 1
Уровень эмоциональной саморегуляции личности |
Способы достижения |
Способы регуляции состояний |
Бессознательная саморегуляция |
Обеспечивается механизмами защиты |
Уход, смещение, вытеснение, отрицание, вытеснение, проекция и др. |
Сознательная волевая саморегуляция |
Достигается при помощи волевых усилий |
Аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, медитация, дыхательные упражнения, изменение направленности сознания |
Сознательная смысловая (ценностная) саморегуляция |
Достигается через осмысление и переосмысление собственных потребностей и ценностей |
Эмоциональная компетентность, осознание собственных потребностей, стоящих за эмоциями и чувствами, произвольное управление эмоциями |
Интеллектуальный момент, который внедряется между переживанием и непосредственным поступком, Л. С. Выготский назвал «смысловым переживанием» [1]. В наши дни этот термин является близким понятию «эмоциональный интеллект». Ребенок, владеющий развитым эмоциональным интеллектом, способен понимать себя и осознавать свои потребности, эффективно управлять поведением даже в ситуации повышенного стресса, осознавать и анализировать свои эмоции, действенно их регулировать, критически и рефлексивно мыслить [9]. Обучающиеся с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны хорошо понимать чувства и эмоции других, что позволяет им легко взаимодействовать с окружающими и добиваться поставленных целей. Уже на начальном этапе обучения искусству вокального исполнения, возникает необходимость методического обеспечения для развития саморегуляции эмоциональных и волевых личностных процессов.
Следует отметить, что в процессе саморегуляции возникают три основных эффекта:
— эффект активизации (повышение психофизиологической активности)
— эффект восстановления (происходит ослабление проявлений утомления)
— эффект успокоения (снятие эмоционального и физического напряжения) [10].
Подобные эффекты могут быть достигнуты при проведении специальных тренинговых занятий. Можно предположить, что полученный результат будет максимально эффективным, если в программу будут включены такие приемы и методы, как развитие навыков эмоциональной компетентности через активную работу с пиктограммами, игровое проигрывание ситуаций, разыгрывание этюдов по ролям, ведение дневника эмоциональных состояний, метод «общего рассказывания историй», арт-терапия, психогимнастика, мимические и дыхательные упражнения, визуализация — активное включение представлений и чувственных образов, словесные формулы и приемы аутогенной тренировки — самоубеждение, самовнушение, самоприказ [3], [4].
Анализ теоретического материала показал, что осознанность, рефлексивность, произвольность реакций, волевые усилия обеспечивают основу развития саморегуляции. Сензитивным периодом для развития этих навыков является младший школьный возраст. Одной из главных задач в работе с детьми младшего школьного возраста, занимающихся эстрадным вокалом, является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей. Для успешного выполнения творческой деятельности значимую роль играет эмоционально-волевая саморегуляция, благодаря которой у исполнителей формируется стабильное эмоциональное состояние, уверенность вокального исполнения, умение осуществлять самоконтроль и коррекцию выступления. Таким образом было выдвинуто предположение, что развитие эмоционально-волевой саморегуляции может осуществляться с помощью тренинговых занятий с использованием различных методов обучения.
В рамках исследования, проводившегося в 2020–2021гг на базе ДДТ «Созвездие» (г. Химки), была осуществлена диагностика детей младшего школьного возраста, обучающихся по классу эстрадного вокала, в количестве 40 человек (Рисунок 1), которая подтвердила необходимость разработки и проведения программы развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Рис.1. Результаты исследования саморегуляции по методике А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана
В дальнейшем была разработана программа «Мои друзья — эмоции», включающая 12 занятий по представленным темам: «Радуга эмоций», «Эмоции, чувства, настроение», «Фокус внимания», «Как спасает страх?», «Страх неудачи», «Свет улыбки», «Что делать со злостью?», «Секрет успеха», «Сила слова», «Язык жизни» (1 часть), «Язык жизни» (2 часть), «Стили воспитания». Занятия, представленные в программе, предполагают наличие упражнений, которые проводились преимущественно в игровой форме, с учетом возрастных особенностей и специфики деятельности. Акцент в программе сделан на развитие таких умений как идентификация и понимание своих эмоциональных состояний и причин их вызывающих, способность осуществлять самоконтроль и управлять своим эмоциональным состоянием, понимать поведение другого человека, умение снижать психоэмоциональное напряжение и сохранять психоэмоциональную устойчивость в стрессовой ситуации. По итогам проведенной программы осуществлена повторная диагностика эмоционально-волевой саморегуляции. По результатам повторной диагностики (Рисунок 2) был проведен сравнительный анализ, что позволило отследить динамику развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Рис. 2. Сравнительный анализ показателей волевой саморегуляции по методике А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана на констатирующем и контрольном этапах
На представленном рисунке можно увидеть, как по общей шкале показатель вырос на 15 %. Это говорит о том, что увеличилось количество детей среди испытуемых, способных осознанно управлять своим состоянием и поведением. Устойчивость намерений в деятельности и стремление к завершению начатого дела, отраженных по шкале «Настойчивость», возросла незначительно на 2,5 %. Более значимые изменения видны по шкале «Самообладание» на 12,5 %. Таким образом, сравнительные результаты, позволяют отследить положительную динамику развития по всем трем шкалам и подтвердить эффективность проведенной программы.
Необходимость разработки программы по формированию эмоционально-волевой саморегуляции эстрадных вокалистов младшего школьного возраста была обусловлена трудностями возникающими у обучающихся, в способности осознавать собственное эмоциональное состояние, идентифицировать и интерпретировать его, а также сложностями в умении справляться с отрицательными эмоциями и осуществлять самоконтроль и регуляцию своего состояния.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005–1136 с.
- Гаврилькевич В. К. Иерархические уровни эмоциональной саморегуляции личности как объект психодиагностики. — 2009г.
- Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности, 2009. — 160 с.
- Дикая Л. Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния / Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 28–37.
- Климась А. С. Эстрадный вокальный коллектив как субъект социально-культурной деятельности, методическая разработка, Москва, 2012
- Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности — М.: Наука, 1980. — 255 с.
- Конопкин, О. А., Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции, Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2, № 1, С. 27–42
- Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2011–112 с.
- Сергиенко.Е.А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей— М.: Издательство АСТ, 2021. — 255с.
- Соловьева С. Л. Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи (начало) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. — 2019. — Т. 7, № 4(26)
- Станиславский К. С. Работа актера над собой. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, Т. 2. 1989. — 511 с.