Во времена, когда еще не была изобретена письменность, для древнего человека существовала необходимость хранения и передачи информации. Начиная с эпохи палеолита с целью реализации такой потребности люди стали использовать наскальные рисунки. Причем такие рисунки претерпевали различные изменения с течением времени. Их упрощали, стилизовали, усложняли, например, нарисованные коты могли быть размером с рядом стоящую женщину, что говорило об их величии. Изображая человека, не прорисовывали каждую мышцу на теле или волосинку на голове, а получался силуэт, который при всей своей упрощенности все равно давал понять, что это не собака или гора, а именно человек. Но вот как передать потомкам информацию о том, что этот человек царь Ахирам?
С целью решения такой проблемы на подмогу рисункам пришла письменность, но графические изображения не исчезли, а стали отличным функциональным дополнением.
Еще со школы нас учат «читать» изображения. Наверняка все помнят разбор картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», где изображены птицы-первые вестники весны, голые ветви, таящий снег. Несмотря на все серые оттенки картины, она наводит на мысли о приближающейся весне, мы понимаем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать.
Можно смело заявить, что с течением времени роль графических изображений, сопровождающих тексты, стремительно возрастает. Еще десятилетие назад иллюстрации, схемы, фотографии использовались в основном в книгах, учебниках, журналах и прочей печатной продукции. Что же касалось, например, сайтов в сети интернет с какой-либо информацией, то большинство из них выглядели как непрерывный текст, в лучшем случае разделенный на абзацы.
Если же посмотреть на современные сайты, например, на сайты онлайн-журналов, то будет видна колоссальная разница. Визуально грамотные, понятные, читабельные и просто приятные для глаза.
С появлением и стремительным развитием социальных сетей роль визуального контента резко возросла. Достаточно просто вспомнить какие картинки загружались на первые телефоны, какие фотографии выкладывали пользователи в социальные сети, да и интерфейс всех этих социальных сетей был далек от совершенства. [1]
Но мир интернета и визуального контента так стремительно развивается, что уже сегодня человеку больше не хочется смотреть на некачественные и некрасивые картинки. Появляются новые профессии, например, «дизайнер ленты Инстаграм», «мейкер историй», «видеомонтажер роликов в ТикТок». Все государственные структуры имеют свои сайты, выполненные в едином стиле, депутаты и мэры общаются с людьми через Инстаграм, крупные и мелкие средства массовой информации вещают также через социальные сети, создавая качественную визуальную составляющую, без которой конкурировать на рынке уже практически невозможно.
Согласно исследованию, проведенном SSRN (Social Science Research Network) (электронным ресурсом научных публикаций по темам гуманитарных и социологических дисциплин) в 2011 году, 65 % людей «визуалы», и для нормального восприятия информации им необходимо видеть, о чем идет речь.
Также, согласно исследованию Speed of processing in the human visual system, мозгу нужно всего 150 миллисекунд для того, чтобы обработать изображение. Можно сделать вывод, что иллюстрации, схемы и иконки не заменят текст, но комбинируя их, можно ускорить и облегчить обработку информации пользователем.
Сложно представить детские книги без иллюстраций. Можно смело предположить, что наше воображение уже во взрослом возрасте формировалось как раз с участием тех самых картинок, которые мы когда-либо видели в детстве.
Также можно отметить, когда человек, например, не настроен читать текст, он листает страницы журнала или книги, разглядывая картинки или фотографии. Текст и изображения могут существовать друг без друга, но появляясь на страницах вместе, они обеспечивают человеку более комфортное чтение, повышают интерес читателя, помогают мозгу быстрее обработать информацию.
Ярким примером восприятия визуальной информации человеком являются комиксы. Только в данном случае иллюстрации пошли дальше и почти вытеснили текст, заменяя все, что мог написать автор рисунками.
Все это связано с тем, что наиболее эффективным способом восприятия информации современным обществом стало визуальное [2]. Переход на дистанционное обучение, изучение языков с помощью приложений и картинок, развитие телевидения, интернета и прочих видео- и фоторесурсов, с помощью которых человек получает информацию вполне комфортным способом.
Современное общество, начиная от самых младших поколений и заканчивая даже пожилыми, уже адаптировалось к восприятию информации в первую очередь глазами. [3]
Подводя итог можно определить основные функции визуальной составляющей на восприятие текста. В первую очередь схемы, иллюстрации, картинки, фотографии поясняют сопровождаемый текст. Далее изображения помогают более полно раскрывать смысл текста, а также способствуют его правильному толкованию. Визуальные элементы помогают сделать текст более универсальным. Взять те же самые комиксы, если даже читатель, не зная английского языка возьмет такое произведение, то все равно сможет проследить общую сюжетную линию. То же самое возможно и с иллюстрациями в книгах, с картинками на сайте, фотографиями в социальной сети. Посещая личную страницу художника, который публикует свои работы, мозг человека за доли секунды способен обработать несколько десятков фотографий и сделать вывод о роде деятельности этого человека. Вы никогда не подумаете, что он инженер или велосипедист, ведь подсознание уже смогло «прочитать» информацию и сделать вполне верный вывод.
Графическое изображение всегда напрямую зависит от текста, например, было бы странно, если бы статью о миграции птиц сопровождали бы схемы строения человека. То есть можно обозначить главную цель изображений — дополнить имеющийся текст и сделать его более понятным.
Литература:
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994. — С. 335–336.
- Пилюгин Р. В., Семенова Е. А. Промышленный дизайн упаковка \ Р. В. Пилюгин, Е. А. Семенова\\ Дизайн. Пространство. Архитектура Материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа: УГНТУ, 2016. С. 239–244.
- Концепция движения Москвы к информационному обществу // Институт развития информационного общества. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/moscow/infosoc/concept.ru.html (Дата обращения: 12.11.2020).