В данной статье сформулировано общее представление о государственной гражданской службе и служебном контракте с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации. Автором сформулированы и проанализированы проблемы, существующие в правовом регулировании института служебного контракта. Делается вывод о необходимости совершенствована правового регулирования в этой сфере, и предлагается конкретное направление совершенствование данных проблем.
Ключевые слова: служебный контракт, государственная гражданская служба, представитель нанимателя.
This article formulates a general idea of the state civil service and service contract from the point of view of the current legislation of the Russian Federation. The author formulates and analyzes the problems arising in the legal regulation of the institution of the service contract. It is concluded that there is a need to improve legal regulation in this area, and a specific direction for improving these problems is proposed.
Keywords: service contract, government civil service, employer representative.
Государственная гражданская служба, имеет определяющее значение в осуществлении государственного управления всеми сферами общественной жизни.
В настоящее время прослеживается тенденция активного накопления и обновления нормативного материала, регулирующего гражданскую службу. Актуальность темы данного исследования обусловлена тем что без эффективного регулирования процедуры заключения служебного контракта с государственным гражданским служащим невозможно считать государственный аппарат полноценно функционирующим.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит такого понятия как трудовой договор отношения между гражданскими служащим и представителем нанимателя регулируются служебным контрактом. В соответствии с частью 1 статьи вышеуказанного Федерального закона под служебным контрактом следует понимать соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, которое заключается между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим [1].
В служебным контракте закрепляются права и обязанности сторон. Заключение служебного контракта происходит на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы по общему правилу происходит на основании результатов конкурса. Конкурс представляет собой процедуру оценки профессионального уровня лиц, претендующих на замещение должности гражданской службы, а также их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы устанавливаются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». На основании решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса происходит назначение на вакантную должность государственной гражданской службы [2].
Процедура заключения служебного контракта на государственной гражданской службе представляет собой сложный юридический факт. В соответствии с действующим законодательством с государственным гражданским служащим заключается служебный контракт на неопределенный срок или же заключается срочный служебный контракт [1].
Проблемы правого регулирования служебного контракта государственных гражданских служащих в большей степени имеют материально-правовую природу.
Анализ материального права показал, что термин «представитель нанимателя» имеет неоднозначную трактовку.
Так, согласно статье 10 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» указано, что нанимателем является Российская Федерация (для федерального государственного служащего) и субъект РФ (для гражданского служащего субъекта) [3].
Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» под представителем нанимателя понимается:
– руководителя государственного органа;
– лицо, замещающее государственную должность;
– лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ [1].
В доктрине также ведутся споры относительно того, кто является нанимателем государственного гражданского служащего. Приведем различные точки зрения.
Так, Л. А. Чиканова считает, что одной из сторон служебного контракта должно выступать не «абстрактное» государство, а конкретный государственный орган. По ее мнению, только добросовестное служение государственного гражданского служащего конкретному государственному органу поспособствует эффективному обеспечении деятельности по реализации соответствующих функций государства [4, с. 37].
Иной точке зрения придерживается М. А. Драчук которая полагает, что правовую природу «нанимателя» как стороны служебного контракта следует характеризовать как двойственную, поскольку лицо, которое желает занять вакансию государственного служащего, вступает одновременно в правоотношения и с государственным органом, и с государством [5, c. 11].
Полагаем, что государство в качестве работодателя может выступать только в «глобальном социально-экономическом плане», а в качестве стороны в служебном контракте, (в юридическом смысле) могут быть лишь конкретные учреждения. Полагаем, что для сохранения принципа служения государству государственным гражданским служащим.
Несмотря на то, что законодателем предпринимались попытки урегулировать общественные отношения, связанные с государственной гражданской службой в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» некоторые моменты не нашли в нем отражения. Согласно действующему законодательству предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой. В первую очередь, стоит отметить, что основания прекращения служебного контракта с государственным служащим могут быть применены лишь по принципу субсидиарности, относительно Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [6].
Такая правовая конструкция не только не решает проблем, но и создает неясность с определением нормативной базы при регулировании отношений по прохождению государственной гражданской службы [7].
Одной из материально-правовых проблем является определение сущности и законодательного основания «прекращения» служебного контракта.
Так суды при разрешении споров, связанных с прекращением служебных контрактов, заключенных с государственными гражданскими служащими, руководствуются нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно судебной практике, суды признают законным увольнение государственного гражданского слушающего, проходящего государственную гражданскую службу на условиях служебного контракта, заключенного на неограниченный срок, после временного перевода на иную должность на время отсутствия другого гражданского служащего. Так К. — государственная гражданская служащая была уволена после перевода на временную должность, поскольку по окончании срока пребывания на временной должности получила отказ перевода на прежнюю должность.
Суды первой и второй инстанции признали данное увольнение законным. Верховный Суд Российской Федерации полагает, что судами при разборе данных споров неправильно применяются нормы материального права. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований К. о признании незаконным увольнения с гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности сослались на положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, устанавливающие виды и срок действия служебного контракта, основания прекращения срочного служебного контракта, оставив без внимания подлежащие применению к спорным отношениям в системной взаимосвязи нормы ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, определяющие порядок временного перевода гражданского служащего для замещения должности временно отсутствующего гражданского служащего, и положения части первой ст. 72.2 ТК РФ, исходя из которых представитель нанимателя не вправе отказать гражданскому служащему, ранее проходившему службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и назначенному в порядке перевода по основному месту службы временно на иную должность гражданской службы на период отсутствия другого гражданского служащего, в предоставлении по окончании срока такого перевода по его требованию прежней должности [8].
Таким образом, вследствие неправильного применения норм материального права судами не были установлены действительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значения для разрешения данного спора.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что институт служебного контракта в Российской Федерации нуждается в дальнейшем исследовании и правовом урегулировании.
Поскольку законодателем четко не определено кого считать представителем нанимателя, возникают и споры, кого считать нанимателем. На наш взгляд, данное противоречие должно быть разрешено в законодательном порядке.
Несмотря на то, что законодателем были предприняты попытки обособить служебные отношения и отделить их от трудовых, Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» не способен урегулировать весь спектр правоотношений, возникающих в сфере прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. № 20 от 03.02.2005 г.
- Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентской газета. 31.05.2003 г. № 98.
- Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2017. № 4.
- Драчук М. А. Еще раз к дискуссии о трудовом договоре как источнике права (памяти Л. Ю. Бугрова) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 3. С. 11–12.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1).
- Тихомиров М. Ю. Заключение трудового договора и оформление приема на работу: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2015. 78 с.
- Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2021) // СПС КонсультантПлюс.