В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развития всех сущностных человеческих сфер подростка.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, социальная педагогика, профилактика девиантного поведения, коррекционная работа.
Прежде всего необходимо обозначить, кто такой трудный подросток. В научной среде общепринято подразумевать, что трудные подростки проявляют девиантное поведение. Такое поведение представляет собой социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [1, с 114].
Вследствие несформированности мировоззренческих принципов, отсутствия устойчивых жизненных установок, ценностных ориентаций, наиболее склонными к различным видам девиаций оказываются именно подростки. Девиантное поведение подростков может проявляться как в нарушениях дисциплины, нежелании учиться, хулиганских поступках, бродяжничестве, алкоголизме, наркомании, проституции, так серьезных правонарушениях и преступлениях, которые предусматривают применение уголовных мер. При этом следует заметить, что в последние годы среди молодежи получили распространение новые виды девиаций: рэкет, разбойные нападения, компьютерные преступления, «кибербуллинг» (использование несовершеннолетними мобильных телефонов, интернет-сайтов как средств проявлений насилия, запугивания, террора, направленных обычно на одноклассников, знакомых, что нередко вызывает у последних не только психологические травмы, но становится причиной суицидов) [2, с 187].
Постоянный рост и увеличение уровня различных проявлений отклонений в поведении подростков, их предметность, неизбежность и негативные последствия ставят перед различными специалистами и организациями, например, социальными службами, психологами, социальными педагогами в качестве первоочередных задач, во-первых, поиск методов, форм и технологий работы с дезадаптированными подростками; во-вторых, требует от них концентрации усилий, которые направлены на реабилитацию ребенка, ликвидации факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на действия и поступки подростка.
Так, доктор медицинских наук Андрей Евгеньевич Личко считал, что в качестве превентивной меры отклоняющегося поведения можно использовать работу, точечно направленную на факторы-причины, которые приводят к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые, в свою очередь, влияют на возможные отклонения в поведении. На сегодняшний день такая позиция и в науке, и на практике легла в основу проведения профилактической работы с подростками, направленной на предотвращение девиантного и делинквентного поведения.
Специалисты в области социальной педагогике предлагают характеризовать понятие «профилактика» через функции данного явления. Таким образом, профилактика это научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
— предотвращение возможных психологических, физических или социокультурных обстоятельств у отдельного подростка, входящего в группу социального риска;
— поддержание, сохранение и защиту здоровья и нормального уровня жизни ребенка;
— раскрытие внутреннего потенциала и содействие в достижении социально значимых целей ребенка.
Снижение факторов, которые предупреждают проявления повышенной тревожности и агрессивности подростков, считают одним из основополагающих направлений профилактики девиантного поведения, помимо этого выделяют также коррекцию личностных черт, которые обусловливают возникновение такого поведения.
Ввиду того, что социальные отклонения могут быть вызваны различными обстоятельствами и причинами, можно рассмотреть несколько типов профилактических мероприятий. По мнению специалиста в области возрастной психологии Ирины Владимировны Дубровиной к таким типам мероприятий относятся: компенсирующие, нейтрализующие, устраняющие, предупреждающие, способствующие, а также контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты [3, с 464].
Также можно говорить о выделении информационного подхода в профилактических технологиях. Такой подход основывается на том, что девиантное поведение подростков обусловлено тем, что несовершеннолетние просто не знают социальные нормы.
Из вышесказанного следует, что первостепенным направлением работы стоит сделать деятельность, связанную с информированием подростков об их правах и обязанностях; о требованиях, которые предъявляет государство и общество к выполнению принятых социальных. Такую деятельность осуществляют через специальные источники, например, систему социального обучения, целью которой является формирование правовой культуры несовершеннолетнего, привитие ему морально-нравственных норм поведения и, в целом, повышение образованности подростка.
Далее стоит сказать о социально-профилактическом подходе. Данное направление в качестве основной цели ставит выявление, устранение и нейтрализацию условий и причин, в результате воздействия которых появляются негативные последствия в поведении подростка. Сущностью данного подхода является установление системы социально-экономических, организационных, общественно-политических, воспитательных и и проведение правовых мероприятий. Правовые мероприятия проводятся различными социально-педагогическими учреждениями, обществом, государством, социальными педагогами для минимизации или устранения причин отклонений в поведении подростков.
Следующим важным направлением, во взаимосвязи с социально-профилактическим и информационным подходами, является медико-биологический. Суть названного подхода заключается в предупреждении отклонений в поведении посредством применения мер лечебно-профилактического характера по отношению к подросткам, которые страдают различными психическими патологиями. Такие аномалии необходимо своевременно выявлять у несовершеннолетнего. Это обусловлено тем, что различные патологические нарушения психики могут привести к совершению необдуманных поступков, которые повлекут негативные последствия. Такие подростки должны обследоваться у компетентных психиатров, которые назначат соответствующее медицинское лечение, дополнив его при этом определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога [3, с 464].
Известный отечественный учёный-педагог Всеволод Петрович Кащенко ещё в 30-х годах прошлого столетия разработал классификацию методов коррекции девиантного поведения. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические. К педагогическим методам относятся: [4, с 91–101].
- Метод общественного влияния (метод игнорирования, коррекция страхов, активно-волевых дефектов, бродяжничества, навязчивых действий и мыслей, само-коррекция);
- Специальные, частно-педагогические методы (коррекция недостатков поведения, нервного характера);
- Метод коррекции через труд;
- Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.
К психотерапевтическим методам относятся:
- Гипноз.
- Внушение и самовнушение.
- Психоанализ.
- Метод убеждения.
Коррекционная работа в подростковых девиантных группах включает:
- этап формулировки социально-педагогической и психологической проблемы.
- этап выдвижения гипотез о причинах девиантного поведения.
- диагностический этап.
- выбор технологий и методов коррекционной работы.
- использование методик, методов и технологий коррекционной работы.
- этап разработки программы.
- этап осуществления этой программы.
- этап контроля за ходом и эффективностью программы.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы коррекционной работы с трудновоспитуемыми подростками.
Главными из них являются:
— принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
— единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
— единство индивидуального и возрастно-психологического в развитии;
— принцип создания зоны ближайшего развития;
— принцип тренировки уже имеющихся способностей;
— деятельностный принцип осуществления коррекции;
— нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
— сочувствие и понимание;
— прагматизм психолого-педагогического воздействия;
— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
— принцип возрастания сложности;
— учёт объёма и степени разнообразия материала и др.
Таким образом, педагогическая работа должна строиться на обеспечении совершенствования и развития всех основных сфер деятельности подростка. Все рассмотренные методы направлены на оказание общего воздействия на все сущностные сферы. Однако каждый в отдельности метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Так, например, в интеллектуальной сфере у ребенка с отклонением в поведении необходимо формировать глубину, объем, действенность знаний о нравственных ценностях: принципах, нормах поведения и моральных идеалах.
Для достижения этой цели прибегают к использованию метода убеждения, который подразумевает разумное доказательство подростку оценки происходящего и нравственной позиции. Убеждению соответствует самоубеждение. В мотивационной сфере результативным будет формирование правомерности и обоснованности отношения к моральным нормам: сочетание личных и общественных интересов; правдивость; бережное отношение к человеку; стремление к идеалу; цели жизни; отношение к своим обязанностям; нравственные установки; смысл жизни; потребность в общении с другими людьми. Также именно с этой целью используется стимулирование для формирования у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.
Говоря о деятельности, направленной на формирование эмоциональной сферы, необходимо указать на важную роль развития характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от правил и идеалов, например, сочувствие, жалость, благодарность, доверие, отзывчивость и др. С этой целью используется внушение. Самовнушение в данном случае является соответствующим внушению методом воспитания.
Далее рассмотрим волевую сферу, в которой стоит формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков, таких как смелость, мужество, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Для достижения этой цели используются различные требования и упражнения. В сфере саморегуляции также необходимо формировать нравственную правомерность выбора, например, самооценку, совестливость, самоконтроль, самокритичность, добропорядочность, рефлексию и др. С этой целью используется метод коррекции поведения. Методом самовоспитания в данном случае является самокоррекция.
Что касается предметно-практической сферы, то здесь необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков, их соответствие моральньм нормам. Для этого используется методы организации деятельности и поведения в специально созданных условиях, в частности, методы воспитывающих ситуаций. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности. Методами самовоспитания, в свою очередь, выступают социальные пробы-испытания.
В экзистенциальной сфере требуется формировать у подростка сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души. С этой целью используется метод моральных дилемм. Соответствующий методу дилемм метод самовоспитания является рефлексией, означающей процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [5, с 116].
Из вышесказанного следует, что представленная система методов воспитания девиантных подростков построена на основе выделения основополагающих двухкомпонентных методов воспитания и самовоспитания. При выборе того или иного метода воспитания педагог должен исходить из цели и актуальных задач такого воспитания.
Литература:
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под. ред. В. А. Сластенина.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С. 114.
- Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. — сост. Л. Д. Баранова. — Волгоград: Учитель, 2017. — 187 с.
- Дубровина И. В. «Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография» [Текст] // И. В. Дубровина, Изд-во: Московский психолого-социальный университет, 2014–464 с.
- Сулимина О. В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. — C. 91–101.
- Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот: учебно-методическое пособие. [Текст] // Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова — 2-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 116 с.