В статье рассмотрены методы оценки инноваций и их недостатки для оценки подрывных инноваций
Ключевые слова: инновации, подрывные инновации, оценка инноваций, методы оценки инноваций.
С каждым годом происходит ускорение технологического развития во всех странах мира. Это можно объяснить ускоряющимся темпом научно-технического прогресса. В появлении новой технологии или продукта заинтересованы как отдельные компании (возможность на время монополизировать рынок новым продуктом), так и целые страны (перспективы создания нового рынка, что позволит зарекомендовать себя на мировой арене). Это говорит о важности своевременной и качественной оценки инноваций.
Однако оценка инноваций, особенно на этапе идеи, — довольно трудный процесс, осложняемый следующими особенностями инноваций:
— неоднозначность понятия «инновации» (множество трактовок не позволяет выделить ряд постоянных показателей инноваций для их последующей оценки);
— множество критериев для оценки, часть из которых плохо формализуема;
— неразрывность инноваций от системы «человек — среда — инновация»;
— отсутствие стандартов для оценки инноваций (существующие стандарты дают лишь рекомендации);
— небольшое количество статистических данных по оценке инноваций и способов их измерения;
— субъективность выделяемых критериев для оценки.
Помимо указанных выше особенностей стоит отметить и особенность подрывных инноваций. Под подрывными инновациями подразумеваются инновации, которые приводят к появлению совершенно нового рынка за счет создания уникального предложения, не имеющего прямого аналога на рынке на данный момент времени. Подрывные инновации имеют ряд характерных признаков, отличающих их от инноваций другого типа. К ним, в частности, можно отнести:
— снижение значения соотношения цены и полезности для существующих рынков:
— создание нового потребительского восприятия ценности для определенной категории продуктов (появление спроса на новый тип продукта);
— слабые ограничения (или их полное отсутствие) на существующем рынке (возможность без особых проблем монополизировать часть рынка продуктов с близким функционалом).
Из оценок инноваций на этапе идеи стоит выделить оценки эффективности инновации, оценку качества и коммерческого потенциала. Все указанные методы сводятся к экспертной оценке, проводимой через анкетирование или групповой экспертизой.
Оценка эффективности инновации обычно проводится для оценки проекта, но с ее помощью возможно оценить и инновационную идею. Оценка качества сводится к измерению потребительской ценности идеи. Измерение коммерческого потенциала проводится для оценки возможности коммерциализации инновации.
Данные методы оценки удобны для сравнения инновационных идей между собой, поэтому они находят применение в компаниях для выбора лучшей альтернативы. Однако они не позволяют оценить так называемый общий уровень инновационности идеи (за рамками компании и их ограничений).
Расширением системы экспертной оценки эффективности инновационной идеи является экспертно-квалиметрический метод (ЭКМ), предложенный российскими учеными. Метод подразумевает экспертную количественную оценку инноваций по определенной системе критериев. ЭКМ позволяет сравнивать множество идей и учитывать влияние спроса и производственных возможностей. Однако, как и методы экспертных оценок, экспертно-квалиметрический метод позволяет выбирать наиболее подходящие идеи для развития в конкретной компании и не подходит для оценки глобальной идеи.
Отдельно стоит отметить способ оценки идеи через показатели экономической эффективности инновационных проектов. В качестве ключевых показателей эффективности инноваций обычно используют оценку прибыли компании, ее период окупаемости, чистый приведенный доход, индекс рентабельности и ряд аналогичных показателей.
Преимуществами данного метода являются возможность количественной оценки инновации через финансовые показатели и минимизация субъективности (в отличие от экспертных оценок). Очевидным недостатком метода является сильная привязка оценки к показателям одной компании. Оценить подобным образом подрывную инновацию (новый продукт или технологию, пока не имеющую аналогов на рынке) невозможно.
Таким образом, для оценки идей подрывных инноваций существующие методы и модели оценки инноваций не подходят по двум основным причинам: сильная привязка критериев оценки к конкретным компаниям и субъективность этих оценок.
Для решения указанных проблем при оценке подрывных инноваций предлагается использовать объективно измеряемые показатели: время, работу, деньги и т. п.
Также вместо экспертной оценки инновационной идеи предлагается использовать оценку желаемых результатов предполагаемых клиентов. Полученные данные позволят составить общее представление о текущих желаниях потребителей, что упростит оценку перспектив развития определенной инновационной идеи.
Литература:
- Зенцова Л. В. Модели и методы оценки инноваций // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2012. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-i-metody-otsenki-innovatsiy (дата обращения: 07.06.2021).
- Шарапов А. Р., Гилязова А. А., Морозов А. В. Сравнительный анализ методик оценки эффективности инноваций // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-metodik-otsenki-effektivnosti-innovatsiy (дата обращения: 07.06.2021).
- Оценка эффективности инновационной деятельности: учебник / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев, С. А. Макаров, Ю. С. Коробова. — Нижний Новгород: Изд. Нижегородского госуниверситета, 2018. — 409 с.
- Кузовкова Т. А., Кузовков Д. В., Кузовов А. Д. Экспертно-квалиметрический метод интегральной оценки эффективности инновационных проектов и применения новых технологий // Системы управления, связи и безопасности. № 3. 2016. — 54 с.
- Родионов Н. В., Загидуллин Р. С. Анализ экспертных методов оценки качества инноваций // Известия ТулГУ. Технические науки. 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ekspertnyh-metodov-otsenki-kachestva-innovatsiy (дата обращения: 08.06.2021).