Вданной научной статье автором будут рассмотрены и проанализированы проблемы таможенно-тарифного регулирования в странах ЕАЭС на современном этапе. Актуальность статьи заключается в том, что таможенно-тарифное регулирование является постоянно развивающейся совокупностью методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности как в целом в ЕАЭС, так и в каждой стране-участнице Союза. Статья поднимет вопрос о направлениях совершенствования таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенное регулирование, государственное регулирование, интеграционное объединение, ЕАЭС, РФ, Всемирная торговая организация, таможенный тариф.
Таможенные пошлины являются основной мерой таможенно-тарифного регулирования и вместе с тарифными преференциями, квотами и льготами составляют непрерывно развивающийся институт таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС. Часть вопросов регулируется на наднациональном уровне, в то время как в отношении остальных осуществляется дифференцированный подход в каждом государстве-члене Союза.
Таможенно-тарифное регулирование при этом является основным методом экономического воздействия на товарные потоки, пересекающие таможенную границу ЕАЭС. В каждом государстве-члене ЕАЭС таможенно-тарифное регулирование постоянно преобразуется, и в каждом из них присоединение к Союзу и ВТО вызвало как положительные эффекты, так и негативные последствия.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что таможенно-тарифное регулирование является постоянно развивающейся совокупностью методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности как в целом в ЕАЭС, так и в каждой стране-участнице Союза отдельно, так как характер и объемы ВЭД стран-участниц в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и влияния Всемирной торговой организации на экономику страны постоянно изменяются, и это вызывает необходимость корректировки и совершенствования направлений государственного регулирования ВЭД [5].
Так, среди проблемных моментов, возникающих на данном этапе становления ЕАЭС, можно выделить, например:
Достаточно низкий уровень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа. Адвалорные ставки составляют более 4/5 от всего тарифа. По адвалорной составляющей самыми защищенными являются группы товарной номенклатуры, не имеющие существенного значения для перехода экономики государств-членов ЕАЭС на инновационный путь развития [1] [2].
В законодательстве Союза отсутствуют регламентирующие нормы по некоторым сферам, к примеру, в области тарифных изъятий, тем самым страны могут руководствоваться личными интересами и не соблюдать правила, установленные в рамках ЕАЭС, либо применять некоторые процедуры в одностороннем порядке. Изъятия в свою очередь представляют собой исключения в применении общих норм функционирования внутреннего рынка интеграционного объединения, то есть у государств-членов есть возможность отступления от правил законодательства ЕАЭС, которые в больших случаях препятствуют реализации принципа свободного передвижения продукции, услуг, капитала и рабочей силы внутри Союза.
На современном этапе существуют трудности снижением степени тарифной защиты национального рынка от импортной продукции. За последнее время было отмечено снижение ставок на технические комплектующие, а в некоторых случаях и вовсе их обнуление. Помимо прочего не используется инструмент эскалации таможенного тарифа. Такая ситуация создает риски для дефицита бюджета, ослаблении протекции отечественного рынка и увеличение объемов иностранных товаров, торможении темпов развития экономики.
По данным проблемам также был сформулирован ряд направлений по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования:
Проблему низкого уровня дифференциация ставок пошлин в Тарифе можно решить путём внесения в него большего количества неадвалорных видов ставок — специфических и комбинированных, так как у них есть ряд существенных преимуществ — они более эффективны для определенных категорий товаров. Специфические ставки выгоднее в использовании при обложении пошлинами массовых грузов; в основном это сырьевые товары, поскольку данные ставки напрямую зависят от веса, объёма или количества товара. Комбинированные, в свою очередь, являются более гибкими по сравнению с адвалорными или специфическими, поскольку при их исчислении принимаются во внимание оба вида ставок, однако, уплате подлежит либо наибольшая из исчисленных сумм, либо обе. Это сдвинет фискальную направленность таможенной политики в сторону регулирующей.
Решением проблемы тарифных изъятий может выступать два аспекта. Первый из них является мероприятием характера более широкого и революционного, так как автор предлагает вступить всем интеграционным объединением в Всемирную торговую организацию с утверждением единых и унифицированных требований и правил межгосударственной торговли, таможенных процедур и процессов, установления таможенных пошлин, ставок и т. д. Более легким и локальным способом выступает создание Планов мероприятий по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, а также дорожных карт, либо выдача лицензий и разрешительных документов в области торговли услугами и осуществления деятельности только резидентами конкретной страны-участницы. А также необходимо руководству государств-членов интеграционного объединения учитывать все геополитические и экономические факторы и риски [4].
Позитивные сдвиги в содержательной части таможенно-тарифного регулирования реализовываются на основе новых подходов к определению эффективности принимаемых решений. Один из них — переход к оценке реального уровня таможенно-тарифной защиты и качества таможенной регулирующей среды с точки зрения обременительности для участников ВЭД. Предстоит проанализировать меры таможенно-тарифного регулирования с точки зрения их адекватности реалиям таможенного администрирования и финансовым возможностям участников ВЭД. В результате данного анализа может возникнуть необходимость значительного упрощения таможенного тарифа через его унификацию, что ограничит диапазон возможных правонарушений в таможенной сфере, снизит объемы серого импорта.
Помимо предложений совершенствования таможенно-тарифного регулирования на уровне ЕАЭС, были приведены практические рекомендации по повышению эффективности деятельности таможенных органов в сфере таможенно-тарифного регулирования — предложена схема взаимодействия субъектов государственных услуг при реализации механизма повышения эффективности таможенного регулирования на примере импорта сельскохозяйственной техники в РФ (рис. 1) [3].
Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов государственных услуг при реализации механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники в РФ
Схема состоит из следующих этапов:
1) потребители сельхозтехники представляют в Гостехнадзор данные о количестве и сложности отказов при работе конкретной техники;
2) руководители машинно-испытательных станций информируют Гостехнадзор о существенных поломках техники во время проведения испытаний;
3) Гостехнадзор формирует оценку качества проверенных сельхозмашин и направляет данную информацию в Министерство сельского хозяйства;
4) Гостехнадзор подобную информацию направляет в Министерство промышленности и торговли;
5) Министерство промышленности и торговли формирует и направляет результаты анализа состояния и перспектив развития отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения в Министерство экономического развития; в данном взаимодействии Министерство экономического развития — центральное звено, взаимодействующее не только с другими государственными органами, но и с отраслевыми союзами;
6) отраслевые Союзы направляют в Министерство актуальную информацию о существующих проблемах, препятствующих развитию отрасли;
7) Министерство экономического развития формирует комплекс мер таможенного регулирования и передает разработанные предложения отраслевым Союзам;
8) отраслевые Союзы с аргументированными рекомендациями возвращают эти предложения в Министерство экономического развития;
9) Министерство экономического развития оформляет предлагаемые изменения в виде нормативного правового акта и передает на утверждение в Правительство РФ;
10) при отсутствии возражений относительно предоставленных на утверждение предложений в сфере таможенно-тарифного регулирования, Правительство РФ отправляет данный документ на утверждение в ЕЭК ЕАЭС. В ЕЭК эти предложения либо принимают статус официального нормативного документа, либо мотивировано отклоняются.
Если ЕЭК мотивированно отклоняет поступившие предложения об изменении существующих мер таможенного регулирования, то отказ возвращается в Министерство экономического развития. Данное Министерство запрашивает дополнительную информацию о состоянии отрасли у Министерства промышленности и торговли и корректирует имеющиеся предложения по вопросу изменения мер таможенного регулирования. Причем алгоритм заново повторяется, начиная с 5 этапа.
В дальнейшем для оперативного мониторинга изменений в отрасли необходим постоянный обмен информацией относительно готовности сельхозмашин от Гостехнадзора и потребности в сельхозмашинах от потребителей и отраслевых Союзов с Министерством промышленности и торговли.
Предлагаемая схема взаимодействия субъектов государственных услуг при реализации механизма повышения эффективности таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники в РФ направлена не только на увеличение роли отраслевых союзов в процессе принятия решений, способных существенно повлиять на экономическую обстановку на рынке сельскохозяйственного машиностроения, но также обеспечивает своевременную обратную связь от отечественных производителей техники о результатах применения мер таможенного регулирования. На начальном этапе полученная от отраслевых союзов информация нуждается в тотальной проверке и сопоставлении с информацией других государственных органов, контролирующих отрасль сельскохозяйственного машиностроения.
Итак, выявление ряда проблем таможенно-тарифного регулирования позволило разработать направления его совершенствования как на наднациональном уровне, так и применительно к деятельности таможенных органов на уровне государств-членов Союза на примере Российской Федерации.
Литература:
- Хапилин, С. А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: специальность 08.00.14 «Мировая экономика»: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Хапилин, Станислав Анатольевич; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). — Ростов-на-Дону, 2015. — 510 c. — Текст: непосредственный.
- Немкович, А. В. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент стабилизации функционирования промышленных предприятий РФ в рамках ЕАЭС / А. В. Немкович. — Текст: непосредственный // Экономика в промышленности. — 2016. — № 4. — С. 307–313.
- Подшивалова, В. В. Механизм повышения эффективности таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники в Российскую Федерацию: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Подшивалова Виктория Вячеславовна; Российская таможенная академия. — Люберцы, 2018. — 217 c. — Текст: непосредственный.
- Вардомский, Л. Б. Социальные детерминанты евразийской интеграции / Л. Б. Вардомский. — Текст: непосредственный // Мир перемен. — 2020. — № 1. — С. 131–147.
- Дробот, Е. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности / Е. В. Дробот, Н. В. Потехина. — Текст: непосредственный // Экономические отношения. — 2017. — № 3, том 7. — С. 229–246.