Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.
Ключевые слова: финансы, финансовый контроль, Счетная палата, полномочия, статус бюджета.
The article is devoted to the features of financial control, the definition of financial control is proposed. The role of the Accounting Chamber of the Russian Federation in the implementation of financial control is revealed.
Key words: finance, financial control, Accounting chamber, powers, budget status.
Финансовый контроль — непременное условие функционирования любой экономики. Прежде всего, стоит отметить, что во многом, от финансового контроля зависит успешная реализация политики всего государства, т. к. именно финансовый контроль следит за формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами на всех уровнях.
Логично предположить, что финансовый контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления.
В доктрине финансового права известны различные точки зрения на понятие «финансовый контроль», что, в свою очередь, не является положительным моментом, поскольку отсутствие единого общепринятого определения создаёт трудности не только в процессе теоретического понимания данного определения, но и порождает ряд проблем практического характера [2, с. 72].
В связи с этим, предлагается определить финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Особое место среди органов при финансовом контроле отводится Счетной палате РФ. Счетная палата РФ, являясь органом финансового контроля специальной компетенции, наделена наиболее значимыми полномочиями в системе государственных органов финансового контроля, в частности контроль на предмет эффективности и результативности использования бюджетных средств [2].
Счетная палата по результатам своих контрольных мероприятий выявляет многочисленные нарушения. Такие нарушения совершаются органами государственно власти и их должностными лицами и затрагивают права граждан как налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Следовательно, в случае выявления фактов таких нарушений материалы проверок Счетной палаты РФ должны быть опубликованы в полном объеме при минимальном учете фактора секретности и необходимости защиты государственной тайны.
По своему правому статусу Счетная палата имеет схожие черты с Центробанком. Это обусловлено тем, что и тот, и другой орган не входят в структуру государственных органов, однако обладают полномочиями органов власти. Тем не менее Счетная палата осуществляет контрольные функции и в отношении Центробанка, но не во всей его деятельности, а только в части обслуживания им федерального бюджета.
Можно сказать, что совокупность полномочий Счетной палаты входит в ее правовой статус. Поэтому, задаваясь вопросом о правовом статусе данного контрольного органа, следует помнить о том, что он представляет собой комплекс определенных функций.
Согласно действующему законодательству, Счетная палата представляет собой постоянно действующий орган финансового контроля, который, ко всему прочему, обеспечивает содействие законодателю в исполнении федерального бюджета. Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции Российской Федерации. Однако законодатель не в полном объеме отразил все полномочия данного органа, что, безусловно, является серьезным правовым упущением.
Вопрос определения правового статуса Счетной палаты является весьма актуальным в настоящее время. Так, мнения представителей научного сообщества по данному вопросу разделились. Одни правоведы уверены в том, что Счетная палата, а также вся та деятельность, которую она осуществляет, относится к законодательной ветви власти. Другие ученые считают, что Счетная палата не относится ни к одной из трех ветвей власти и представляет собой самостоятельное ответвление контрольной ветви власти [3, с. 498].
Представляется, что следует придерживаться теории, в соответствии с которой Счетная палата является обособленным органом, осуществляющим финансовый контроль и подотчетным в своей деятельности Федеральному Собранию Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что законодатель наделяет Счетную палату такими полномочиями, которые фактически определяют ее как высший контрольный орган нашего государства.
Проблема состоит в том, что правовой статус любого органа государственной власти, в т. ч. и Счетной палаты, должен подкрепляться особыми правовыми гарантиями.
В нашем случае законодатель предусматривает определенный перечень гарантий, однако он является неполным. Например, в соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля органы, осуществляющие финансовый контроль, в своей деятельности должны быть независимы от иных государственных органов или же различного рода организаций. Смысл представленного правового положения заключается в том, что орган финансового контроля должен быть обеспечен юридической защитой со стороны Верховного Суда той или иной страны от вмешательства в процедуру финансового контроля.
Стоит отметить, что в российском законодательстве таких правовых предписаний не содержится, а это говорит о правовом пробеле, который может негативно повлиять на осуществление финансового контроля в государстве в целом. Тем не менее хотелось бы выделить основные правовые гарантии правового статуса Счетной палаты, которые отчасти позволяют данному органу аудита осуществлять возложенную на него законом деятельность независимо. К таким гарантиям следует отнести следующие:
- При роспуске Государственной Думы Российской Федерации ее деятельность в области финансов, согласно действующему законодательству, нельзя приостанавливать.
- Осуществление функций Счетной палаты финансируется из федерального бюджета, что исключает какую-либо зависимость данного органа.
- Счетная палата осуществляет контрольные функции, которые обладают публичным характером.
Стоит сказать о том, что Счетная палата, представленная в виде высшего органа внешнего государственного аудита, не являясь органном государственной власти, тем не менее входит в единую систему финансового контроля. Это говорит о том, что Счетная палата задействована в осуществлении и исполнении единой финансово-правовой политики Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог, отметим, что правовой статус Счетной палаты РФ достаточно высок, система правового регулирования ее деятельности тесно интегрирована с нормами международного права. В то же время, несмотря на большие полномочия этого органа в контрольно-надзорной деятельности в бюджетной сфере, говорить о росте результативности и эффективности его деятельности пока преждевременно.
Литература:
- Федеральный закон О Счетной палате Российской Федерации от 05.04.2013 № 41-ФЗ // Российская газета от 10 апреля 2013 г. № 77.
- Кириченко А. А. К вопросу о понятии и сущности финансового контроля в России // Наука сегодня: реальность и перспективы. материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 72–73.
- Михайлова С. А. Счетная палата Российской Федерации как субъект системы противодействия коррупции // Пятая юбилейная Всероссийская студенческая конференция по экономической безопасности. Москва, 2019. С. 498–501.