В данной статье рассматривается проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, на примере Республики Дагестан. Эта проблема является одной из актуальных в нашей стране, требующая должного внимания.
Ключевые слова : Дагестан, инвалидность, трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, работа, ограничение жизнедеятельности, центры занятости населения.
Политика государства, имеющая непосредственное отношение к инвалидам, очень долгое время была закрыта от общества и основывалась на принципе компенсации. Это явилось причиной того, что сегодня социум в полной мере не знает всего спектра проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, также необходимо указать, что ввиду такой изоляции материально-техническая база не развита на должном уровне, что можно сказать и о других областях, например, о финансовой и социальной. В рамках данного исследования особое внимание необходимо уделить факту того, что сегодня и правовая база является неподготовленной для решения проблем инвалидов. Инвалид — это человек с нарушениями здоровья, сопрягающееся с расстройством функций организма, что является последствием травмы, перенесенного заболевания или врожденного дефекта. Указанное обуславливает ограничение жизнедеятельности, что является причиной для обеспечения социальной защиты в отношении рассматриваемой категории лиц. Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. На данный момент вместо слова инвалид используют такую формулировку, как человек с ограниченными возможностями [4].
Руководствуюсь нормами Федерального законодательства, центры занятости населения осуществляют деятельность, целью которой считается помощь лицам с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Любой гражданин, не исключением в данном случае является и инвалид, может обратиться в данный орган с просьбой повышения его квалификации, может обратиться за помощью психолога, попросить о личной встрече с потенциальным работодателем и т. д. Указом Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» организовывается процесс профессиональной подготовки и переподготовки рассматриваемой категории граждан. Сотрудники соответствующих организаций предлагают инвалидам приобретение таких навыков, которые смогут дать им возможность работать с высоким уровнем конкурентоспособности [2].
Непосредственно в Республике Дагестан осуществляется государственная целевая программа «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением правительства Республики Дагестан от 14.11.2013 г. № 587. Ее цель заключается в обеспечении трудоустройства инвалидов Республики Дагестан, их профессиональная реабилитация, увеличение числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов, сохранение действующих рабочих мест для инвалидов, улучшение условий труда инвалидов и т. д. Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 г. [3] для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предусмотрены дополнительные гарантии занятости. Согласно данному законодательному положению, государство должно в обязательном порядке обеспечивать данные гарантии посредством формирования и осуществления целевых программ содействия занятости, созданием рабочих мест и соответствующих организаций, также в обязанности работодателей входит создание квоты для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Конкретный порядок воплощения в жизнь указанного разрабатывается на региональном уровне. Необходимо обратить внимание процессу создания квот для трудоустройства инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 21.12.96 г. Согласно этому закону, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) [1].
Последние годы в Российской Федерации принимаются обширные меры по трудоустройству инвалидов. Перед Правительством Российской Федерации стоит задача к 2025 году трудоустроить всех инвалидов трудоспособного возраста, на сегодняшний день их свыше 11 млн. человек. Принимаются такие меры, как Закон о квотировании, о том, что работодатели должны их соблюдать. Больше половины лиц с ограниченными возможностями — женщины, это 2 группа инвалидности, то есть люди, которые могут передвигаться и обслуживать себя, но с помощью средств реабилитации.
Таким образом, принимаются меры, например, как в Республике Дагестан, те же специализированные ярмарки вакансий, переобучение инвалидов, если он вследствие получения инвалидности не может продолжать ту деятельность, которой занимался.
В 39 Законе Республики Дагестан прописано, что организации, в которых имеется более 100 человек и выше он должен трудоустроить 4 %. К сожалению, ни во всех организациях Закон реализуется в полной мере, где-то не реализуется совсем. Если предприниматель или любая организация не следует Закону, то составляют протокол, направляют в Прокуратуру. Дальнейшие действия Прокуратуры — Верховный Суд, взыскание от 5000 руб. до 10000 руб.
Каждому инвалиду необходимы соответствующие условия оснащения его рабочего места. Работодатель в соответствии с Законом, Постановления Правительства 118 «О минимальном количестве специализированных рабочих мест на предприятии» обязан создать условия, например, для инвалидов 3 группы ортопедический стул, стол пониже, если проблемы со спиной. Если взять 1 или 2 группу, то тут уже все серьезней, и не каждый работодатель может позволить себе дорогое оборудование. Таким работодателям проще оплатить штраф, нежели принять на работу человека с инвалидностью. Наше общество еще не до конца готово принять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья. Но как показывает практика, люди с ограниченными возможностями здоровья более усидчивы, мотивированны, заряжены показать себя.
Для решения проблемы трудоустройства инвалидов необходимо ввести дополнительные меры стимулирования в федеральном законодательстве. Например, снижение налогового бремени, компенсация средств, расходуемых на адаптацию рабочего места под требования программы реабилитации инвалида и т. д. Повышение эффективности механизма реализации законодательства о защите прав инвалидов является существенным вкладом в укрепление законности в социальной сфере и будет содействовать успешному решению задач, стоящих перед нашим государством и обществом.
Правительство осуществляет социальную защиту людей с ограниченными способностями, в том числе и для того, чтобы создать им одинаковые условия с другими гражданами государства для профессиональной самореализации. В свою очередь работодатели обязаны обеспечивать инвалидам специальные условия труда, как этого требует трудовое законодательство РФ. Это довольно непростая задача для работодателей, но в этом и заключается социальная ответственность нашего общества.
Литература:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 25.03.1993 N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов».
- Государственная программа Республики Дагестан «Содействие занятости населения». Утверждена постановлением Правительства. Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. N 587. Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РД от 22.12.2014 N 663, от 22.06.2016 N 183, от 17.04.2017 N 94, от 22.09.2017 N 216).
- Ануфриева Ю. Т. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями / Ю. Т. Ануфриева. — М.: Изд-во «Логос», 2015. — С. 22