Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридическими лицами, а также более тесное взаимодействие государственных органов, федеральных ведомств и муниципальных образований.
Ключевые слова : услуга, административные регламенты, государственное управление, исполнительная власть, госуслуги.
В настоящее время почти все часто нуждаются в официальных разрешениях, различных документах и различной информации от властей. Результаты этой деятельности государственных и муниципальных органов власти ежедневно ощущаются населением. Если эти услуги являются доступными и качественными, население не чувствует себя неуютно. В противном случае это вызывает жалобы в обществе, недовольство, снижает доверие к властям, что совершенно верно, так как многие из этих услуг оплачиваются государством и местными налогами.
Государственные и муниципальные службы стали обращать внимание на административные реформы, которые проводились в основном в экономически развитых странах. Большинство стран, успешно реформировавших свое государственное управление, увязали создание «эффективного и действенного государства» с внедрением официальных процедур государственного управления, установленных в достаточном количестве нормативных актов и правил.
Концепция «нового государственного управления» указывала на то, что, как и частные организации, государственное управление должно быть ориентировано на клиента [1]. К гражданам относятся как к потребителям коммунальных или муниципальных услуг, то есть как к субъекту равноправных отношений.
Государственные функции имеют ценность как инструмент удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, а также общества в целом в услугах, которые другие частные организации не могут им предоставить. В этом случае под услугой понимается «деятельность, которая не создает материальных благ или самостоятельных материальных продуктов».
До начала жилищной реформы в РФ не было единого реестра. Чтобы реформировать систему предоставления коммунальных услуг, необходимо было проделать эту работу в первую очередь. В 2010 году работа была завершена, и результаты были представлены в виде федерального реестра, содержащего информацию о предоставлении каждой государственной услуги, что послужило основой для создания информационной системы реестра государственной службы.
Регистрация заканчивается в режиме удаленного доступа: офисы вводят в единую информационную систему подробную информацию о государственной функции или службе, о месте ее предоставления, прилагают необходимые бланки заявлений. Информация об услугах доступна в режиме реального времени на портале госуслуг gosuslugi.ru. существует также возможность загрузки и заполнения необходимых форм и форм. Федеральные реестры государственных услуг, государственные услуги субъектов Федерации образуют сводный реестр государственных услуг и госуслуг РФ», где централизованы система учета, система безопасности доступа и система поиска.
Обязанности государственных органов Российской Федерации в области оказываемых ими услуг изложены в административных регламентах. Следует отметить, что в практике РФ регулирование предоставления государственных услуг происходит одновременно с регулированием исполнения государственных функций [2]. Важной частью административных правил является регулирование предоставления коммунальных услуг. Они содержат обязательные требования к срокам выполнения, списки и бланки документов, необходимых для получения услуг, требования к информации и качеству обслуживания, оснащению объектов приема граждан.
Административный регламент на этот период является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Ниже приведены правила, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц, а также контактная информация.
Нормативные акты позволили систематизировать компетенцию органов государственной власти и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ, а также упростить административные процедуры и в ряде случаев устранить ненужные действия.
Оказание государственных и муниципальных услуг регулируется Федеральным законом «Об организации оказания государственных и муниципальных услуг» от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ.
К сожалению, до сих пор не была достигнута общая оптимизация предоставления коммунальных услуг, особенно в отношении сокращения сроков и устранения излишней бюрократической волокиты, что является основной проблемой реализации нормативных актов и стандартов. Причин этой проблемы может быть несколько. Это и несовершенство законодательной базы, и отсутствие Межведомственной и межведомственной практики взаимодействия при оказании комплексных услуг, и отсутствие практики в разработке и совместном утверждении административных регламентов. Из-за низкого уровня межучрежденческого сотрудничества процедуры предоставления комплексных услуг описаны в различных правилах, которые предъявляют различные требования. К числу других причин относятся также ненадлежащее исполнение или, как правило, несоблюдение должностными лицами, а также положений административных регламентов и правил, низкий уровень осведомленности населения о существовании административных регламентов и правил, сложность и эксплуатационные расходы системы регулирования при разработке Правил предоставления коммунальных услуг, которые не учитываются из-за бюджетных ограничений. Федеральные органы, связанные актами большой юридической силы с другими федеральными органами, также не заинтересованы в разработке предложений о внесении изменений в действующее законодательство и проектов, соответствующих нормативным актам.
Для устранения этих причин необходимо прежде всего усовершенствовать саму структуру административных правил. Для этого необходимо разработать нормы предоставления коммунальных услуг, если в их предоставлении участвует не министерство или ведомство, а несколько органов исполнительной власти различного уровня и вида подчинения. Затем следует разработать частный юридический документ, содержащий общие положения о требованиях к знаниям граждан и деловой этике, в том числе в общении с населением и совершенствовании руководства по применению электронных административных правил, что позволит адаптировать и изменять решения органов власти и работников, создать базу данных о процессах и процедурах управления с целью повышения эффективности управления и эффективности их выполнения.
Литература:
- Купряшин Г. Л. «Новое государственное управление»: стратегия обновления государства // Государственное управление: новые технологии: материалы международной конференции. 25–28 мая 2004 г. М.: Полиграф сервис, 2004. С. 308–317.
- Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».