На сегодняшний день можно легко заметить всеобщую глобализацию основных рабочих процессов и непрерывно ускоряющуюся трансформацию вокруг нас. Наблюдается постоянная автоматизация и роботизация, которые приводят к сокращению рабочих профессий. На смену традиционным вакансиям приходят новые, являющиеся симбиозом двух и более профессий. Можно наблюдать, что такая профессия как полицейский уже не справляется с поставленными задачами и к ней добавляются новые специализации, например: оператор движения. В среднем по оценкам ученых, в связи с автоматизацией процесса 60% рабочих мест будут сокращены.
Чтобы современному человеку сохранить свою конкурентоспособность и быть востребованным специалистом на рынке труда, ему просто необходимо провести аналитику своих компетенций в рамках изменяющейся среды. Уже в ближайшие 5 – 10 лет, продавцы-консультанты должны будут осваивать новые профессии, чтобы быть востребованными специалистами на рынке труда потому, что в том виде как эта профессия представлена сейчас, скорее всего, ее не будет [1].
Особенность современного мира состоит в том, что человек за свою жизнь видит полный цикл жизни технологий, имеет возможность наблюдать все этапы от рождения до угасания, многократно. В процессе жизнедеятельности мы видим рождение и угасание многих процессов, например, пейджинговые системы, CD и DVD-диски, кассеты и дискеты с дисководными приемниками; примеров таких устаревающих технологий будет все больше и больше. С одной стороны, такие тенденции создают стресс, но с другой стороны – это цена глобализации в развитии новых технологий. Аналогично процессам изменения технологий изменяются и профессии, связанные с производством, обслуживанием и использованием данных технологий.
Чтобы адаптироваться под динамичное развитие мира необходимо определить основные правила изучения процесса глобализации:
Осознание основных векторов развития;
Понимание, что развитие необходимо для всех членов общества;
Умение проводить быстрый анализ в режиме глобальной неопределенности;
Проводить анализ полученных результатов.
До определённого момента система образования представлялась как четкий отлаженный процесс, стабильно развивающийся и фундаментально не меняющий основные элементы структуры образовательных циклов. На сегодня образование должно учитывать в своей стратегии развития многие внешние факторы и гибко адаптироваться к изменениям внешней среды. В том числе учитывать тенденции развития отраслей, финансирование в отдельные направления Российской экономики. Истории известны примеры, когда под влиянием определенных событий на государственном уровне менялся вектор финансирования конкретных отраслей. Так в Японии, после взрыва Хиросимы и Нагасаки было приостановлено финансирование разработок ядерного направления. Стратегия развития нано-технологий в России породила развитее новых профессий и дала большой потенциал развития новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Объединение Крыма так же сказалось на расширении количества рабочих мест на территории России и обеспечении государства квалифицированными кадрами.
Опираясь на «Атлас будущих профессий» можно предположить примерный перечень требований работодателя к соискателям в недалеком будущем:
Нужно уметь определять логику потребительского мышления. Четко представлять наиболее востребованные товары, услуги.
Определять приоритетные направления и прогнозировать работу специалистов востребованных направлений в ближайшем будущем.
Прежде чем определить трансформацию профессий, необходимо понимать тенденции и какие критерии будут влиять на преобразование профессий будущего: Кооперация на рынке производства, жесткая конкуренция, тотальная цифровизация отрасли, рост частоты технологий, размытие индустриальных границ и совмещение различных профессий, растущие требования к экологичности [2].
Говоря о технологических процессах, мы можем прогнозировать будущее только на 5-7 лет вперед. Во многом оказывает влияние развитее политических решений, и развитие экономики. Немаловажный факт в формировании профессии будущего является развитие метакомпетенций, находящейся за чертой профессиональных навыков.
В ходе работы над атласом новых профессий можно проанализировать и вывести несколько надпрофессиональных навыков, которые повторяются во многих отраслях профессий учитываются и акцентируются в конкретных должностях. Навыки определяются процессами трансформации, которые проходят в отраслях:
Глобализация (умение и обладание навыками во смежных отраслях, владение несколькими языками).
Растущая конкуренция (быть клиентоориентированным, работать в проектных работах, умение работать в командах).
Мыслить алгоритмически (умение работать с автоматизированными системами).
Интегрированное использование программируемых устройств (понимание этапов работы и системное мышление).
Рост сложности системы управления.
Размытие дисциплинарных и отраслевых границ (умение работать в логике нескольких отраслей).
Рост требований к экологичности.
Надпрофессиональные навыки становятся основным навыком и компетенций в процессии будущего. Без этих навыков человек рискует оказаться среди тех, кто оказался невостребованным и выбрал не ту профессию или не ту технологию – оказавшись невостребованным в своей профессии [3].
Надпрофессиональные компетенции атласа: мультизычность и мультикультурность, навык межотраслевой коммуникации, клиентоорентированность, умение управлять проектами и процессами, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, творческие способности, умение работать в коллективе, и с отдельными людьми, программирование IT- решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом, системное мышление, навыки бережливого производства, экологичное мышление [4].
Конечно, это далеко не весь перечень необходимых компетенций будущего. Наряду с вышеперечисленным, можно выделить навыки: управление вниманием, сотрудничество, коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, умение ставить задачи, эмоциональный интеллект, сопереживание, саморегуляция, осознанность, умение определять целесообразность действий, мышление о будущем.
Проблема современного образования в том, что оно не гибко подходит к решению задач, диктуемых современным обществом, проанализировав современную ситуацию в образовательной системе, можно предположить:
Что система выставления индивидуальных оценок мешает развитию у детей навыка коллективной работы.
Решение стандартных задач зачастую мешает развитию мышления в нестандартных ситуациях.
Многие задачи берутся из советского прошлого и не приближают современных школьников к размышлению о будущем.
Современное образование учит детей мыслить логически, а по атласу видно, что важнее в будущем будет развивать эмоциональный интеллект.
В школах до сих пор действует система оценок, но уже сегодня можно предположить, что профессия будущего – предполагает непрерывное обучение всей практической жизни человека [4].
Литература:
- Лукши П. Атлас новых профессий – Москва: «Олимп – Бизнес», 2019 г. – 173 с.
- Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика– Москва: «Издательский дом Дело», 2015 г. – 329 с.
- Самородский П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002 - 90с.
- Кэтмелл Э., Уоллес Э. Креативная компания – Москва: «Альпина – паблишен», 2016 г. – 232 с.
- Аржанухин С.В. Современный ВУЗ: от управления по компетенциям обучающихся к управлению по компетенциям педагогических работников/ Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015 – С 15-19 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23942934