Принципы появления новых профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 13.06.2021

Статья просмотрена: 1454 раза

Библиографическое описание:

Важенина, А. Ю. Принципы появления новых профессий / А. Ю. Важенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82423/ (дата обращения: 15.11.2024).



На сегодняшний день можно легко заметить всеобщую глобализацию основных рабочих процессов и непрерывно ускоряющуюся трансформацию вокруг нас. Наблюдается постоянная автоматизация и роботизация, которые приводят к сокращению рабочих профессий. На смену традиционным вакансиям приходят новые, являющиеся симбиозом двух и более профессий. Можно наблюдать, что такая профессия как полицейский уже не справляется с поставленными задачами и к ней добавляются новые специализации, например: оператор движения. В среднем по оценкам ученых, в связи с автоматизацией процесса 60% рабочих мест будут сокращены.

Чтобы современному человеку сохранить свою конкурентоспособность и быть востребованным специалистом на рынке труда, ему просто необходимо провести аналитику своих компетенций в рамках изменяющейся среды. Уже в ближайшие 5 – 10 лет, продавцы-консультанты должны будут осваивать новые профессии, чтобы быть востребованными специалистами на рынке труда потому, что в том виде как эта профессия представлена сейчас, скорее всего, ее не будет [1].

Особенность современного мира состоит в том, что человек за свою жизнь видит полный цикл жизни технологий, имеет возможность наблюдать все этапы от рождения до угасания, многократно. В процессе жизнедеятельности мы видим рождение и угасание многих процессов, например, пейджинговые системы, CD и DVD-диски, кассеты и дискеты с дисководными приемниками; примеров таких устаревающих технологий будет все больше и больше. С одной стороны, такие тенденции создают стресс, но с другой стороны – это цена глобализации в развитии новых технологий. Аналогично процессам изменения технологий изменяются и профессии, связанные с производством, обслуживанием и использованием данных технологий.

Чтобы адаптироваться под динамичное развитие мира необходимо определить основные правила изучения процесса глобализации:

 Осознание основных векторов развития;

 Понимание, что развитие необходимо для всех членов общества;

 Умение проводить быстрый анализ в режиме глобальной неопределенности;

 Проводить анализ полученных результатов.

До определённого момента система образования представлялась как четкий отлаженный процесс, стабильно развивающийся и фундаментально не меняющий основные элементы структуры образовательных циклов. На сегодня образование должно учитывать в своей стратегии развития многие внешние факторы и гибко адаптироваться к изменениям внешней среды. В том числе учитывать тенденции развития отраслей, финансирование в отдельные направления Российской экономики. Истории известны примеры, когда под влиянием определенных событий на государственном уровне менялся вектор финансирования конкретных отраслей. Так в Японии, после взрыва Хиросимы и Нагасаки было приостановлено финансирование разработок ядерного направления. Стратегия развития нано-технологий в России породила развитее новых профессий и дала большой потенциал развития новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Объединение Крыма так же сказалось на расширении количества рабочих мест на территории России и обеспечении государства квалифицированными кадрами.

Опираясь на «Атлас будущих профессий» можно предположить примерный перечень требований работодателя к соискателям в недалеком будущем:

 Нужно уметь определять логику потребительского мышления. Четко представлять наиболее востребованные товары, услуги.

 Определять приоритетные направления и прогнозировать работу специалистов востребованных направлений в ближайшем будущем.

Прежде чем определить трансформацию профессий, необходимо понимать тенденции и какие критерии будут влиять на преобразование профессий будущего: Кооперация на рынке производства, жесткая конкуренция, тотальная цифровизация отрасли, рост частоты технологий, размытие индустриальных границ и совмещение различных профессий, растущие требования к экологичности [2].

Говоря о технологических процессах, мы можем прогнозировать будущее только на 5-7 лет вперед. Во многом оказывает влияние развитее политических решений, и развитие экономики. Немаловажный факт в формировании профессии будущего является развитие метакомпетенций, находящейся за чертой профессиональных навыков.

В ходе работы над атласом новых профессий можно проанализировать и вывести несколько надпрофессиональных навыков, которые повторяются во многих отраслях профессий учитываются и акцентируются в конкретных должностях. Навыки определяются процессами трансформации, которые проходят в отраслях:

 Глобализация (умение и обладание навыками во смежных отраслях, владение несколькими языками).

 Растущая конкуренция (быть клиентоориентированным, работать в проектных работах, умение работать в командах).

 Мыслить алгоритмически (умение работать с автоматизированными системами).

 Интегрированное использование программируемых устройств (понимание этапов работы и системное мышление).

 Рост сложности системы управления.

 Размытие дисциплинарных и отраслевых границ (умение работать в логике нескольких отраслей).

 Рост требований к экологичности.

Надпрофессиональные навыки становятся основным навыком и компетенций в процессии будущего. Без этих навыков человек рискует оказаться среди тех, кто оказался невостребованным и выбрал не ту профессию или не ту технологию – оказавшись невостребованным в своей профессии [3].

Надпрофессиональные компетенции атласа: мультизычность и мультикультурность, навык межотраслевой коммуникации, клиентоорентированность, умение управлять проектами и процессами, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, творческие способности, умение работать в коллективе, и с отдельными людьми, программирование IT- решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом, системное мышление, навыки бережливого производства, экологичное мышление [4].

Конечно, это далеко не весь перечень необходимых компетенций будущего. Наряду с вышеперечисленным, можно выделить навыки: управление вниманием, сотрудничество, коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, умение ставить задачи, эмоциональный интеллект, сопереживание, саморегуляция, осознанность, умение определять целесообразность действий, мышление о будущем.

Проблема современного образования в том, что оно не гибко подходит к решению задач, диктуемых современным обществом, проанализировав современную ситуацию в образовательной системе, можно предположить:

 Что система выставления индивидуальных оценок мешает развитию у детей навыка коллективной работы.

 Решение стандартных задач зачастую мешает развитию мышления в нестандартных ситуациях.

 Многие задачи берутся из советского прошлого и не приближают современных школьников к размышлению о будущем.

Современное образование учит детей мыслить логически, а по атласу видно, что важнее в будущем будет развивать эмоциональный интеллект.

В школах до сих пор действует система оценок, но уже сегодня можно предположить, что профессия будущего – предполагает непрерывное обучение всей практической жизни человека [4].

Литература:

  1. Лукши П. Атлас новых профессий – Москва: «Олимп – Бизнес», 2019 г. – 173 с.
  2. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика– Москва: «Издательский дом Дело», 2015 г. – 329 с.
  3. Самородский П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002 - 90с.
  4. Кэтмелл Э., Уоллес Э. Креативная компания – Москва: «Альпина – паблишен», 2016 г. – 232 с.
  5. Аржанухин С.В. Современный ВУЗ: от управления по компетенциям обучающихся к управлению по компетенциям педагогических работников/ Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015 – С 15-19 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23942934
Основные термины (генерируются автоматически): навык, профессия, умение, будущее, отрасль, рынок труда, системное мышление, современное образование, эмоциональный интеллект.


Задать вопрос