Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час». Обосновывается идея, что творчество драматурга остается актуальным и по сей день, поскольку позволяет сформировать нравственные идеалы современного поколения на достойном примере молодых ребят-«шестидесятников».
Ключевые слова : Виктор Розов, драматургия, труд.
В советской литературе 1950–1980-х годов социалистический реализм уже не был доминантным направлением в связи с наступлением периода «оттепели», когда огромную роль в произведениях стали играть нравственный выбор человека, духовное самоопределение личности, познание культуры своей страны: «Это было познание разных сторон национального бытия и национальной судьбы». [1, с. 291]. Одним из ярких авторов, для произведений которого была актуальна подобная проблематика, стал Виктор Сергеевич Розов (1913–2004 гг.). Будучи писателем-«шестидесятником», Розов считал, что нужно давать молодому поколению право выбора, право на ошибку, ведь юноши и девушки не могут просто взять и принять то, что им навязывают извне, а те, кто пытается это сделать, показаны нам с отрицательной точки зрения, как некие обыватели, которым нужно лишь «пролезть, устроиться, приспособиться» [5, с. 46].
Необходимо отметить, что драматургу хотелось в первую очередь раскрыть конфликт между этими самыми обывателями и «розовскими мальчиками». «Розовские мальчики» — это молодое поколение 60-х годов, которое стремится осознать собственное «я», путем долгих исканий и размышлений о жизни. Можно сказать, что они отражают тенденции эпохи шестидесятников, борясь с некими шаблонами общества: «розовские мальчики» совершают свой драматический выбор между общепринятыми эталонами и собственной индивидуальностью» [7]. Эти люди не могут быть хитрыми и фальшивыми, они выступают против обмана и какого-либо компромисса. Именно такое молодое поколение стремится привести общество к прогрессу, пытаясь продемонстрировать свою любовь к этому социуму: «Идеалы шестидесятников в силу их противоречивости оказались неосуществимы, но их социальная активность и их творческие высказывания способствовали падению тоталитаризма» [4, с. 195]. Как писала Т. Н. Денисова, таких людей можно отнести к категории романтических героев. Как и любые романтические герои, персонажи Розова являются бунтарями, которые бросают вызов всем, кто не хочет следовать собственным нравственным ориентирам, а думает лишь о материальных удобствах и комфорте — обыватели, которые приводят общество к деградации, ведь именно: «Мещанство быта и мещанство духа давно волнует В. С. Розова» [2, с. 51]. Такая борьба между обывателями и молодым поколением играет важную роль в творчестве писателя. Этот конфликт развивается по определенной модели: главный герой замечает, что его друг, товарищ или родственник хочет далеко не честным путем получить благосостояние, после этого «розовский мальчик» тотчас же объявляет войну и борется до победы, раскрывая мещанские пороки противника-обывателя.
Обыватели не всегда бывают плохими, скорее, они люди далеко не счастливые. Пытаясь прийти к конформизму, они не могут принять правильный выбор, обдумать свою жизненную ситуацию, к примеру, антагонист пьесы «Страница жизни» Анатолий, который хотел получить высшее образование, но без какого-либо энтузиазма: «Пробовал авиационный, энергетический, химико-технологический, — везде пролетел. С горя пошел по стопам Елизаветы Максимовны. Буду детей мучить» [6, с. 216]. Именно в этом произведении наблюдается некий мотив выбора, когда главный герой Борис решает, идти ли ему в вечернюю школу или не идти. С одной стороны, здесь показан денежный интерес, ведь знания нужны для неплохой прибавки к зарплате, с другой, — Борис является личностью, он считает, что человека нужно уважать и ценить в первую очередь за труд, это является хорошей школой жизни. Именно поэтому его можно внести в категорию «розовских мальчиков» — юношей, которые не принимают «стандарты и формулы жизненного успеха» [4, с. 199]. Еще одним представителем этой категории является Константин Полетаев, который показывает главному герою, что нужно просто плыть по течению, не забывая про собственное предназначение в жизни, работая и ценя труд.
Действительно, в пьесах Розова труд играет очень важную роль, читатель может наблюдать конфликт интеллектуального и физического труда, в котором побеждает последний. В произведении «В добрый час» главный герой Андрей, тоже являющийся «розовским мальчиком», находится на стадии выбора, он не знает, кем ему стать в социуме. Его мама, Анастасия Ефремовна, пытается всеми силами запихнуть в институт им. Баумана, но в конце Андрей признается, что хочет испытать себя в настоящем труде: «Из первой получки отцу с матерью хоть десятку, а пришлю... Мою десятку, кровную! Я, знаешь, не дурак, не лентяй, все могу делать, все!» [5, с. 76]. В конце он уезжает по дальней дороге, так как советские писатели в традициях соцреализма любят изображать дальнюю дорогу, недостижимую, которую нельзя обнаружить в реальности, но она призывает к прогрессу. Необходимо уточнить, что Андрей уехал работать не только потому, что выбрал труд, скорее, он смог познать благодаря выбору бытие собственной личности. Он понял, что нужно в этом мире быть честным и порядочным, а не лезть в институт с черного хода, как уговаривал его товарищ Вадим, который является конформистом и обывателем.
В отличие от Анатолия, Вадим четко знает, куда он хочет пойти, для чего, но попасть в институт он собирается далеко не честным путем — благодаря связям своего отца. Во второй картине второго действия пьесы «В добрый час» читатель может увидеть разделение персонажей на конформистов, которые считают, что любые средства хороши, не уважают труд, и нонкорфимстов, людей, которые упорно борются за труд, честность и порядочность. К первому лагерю относятся Вадим и Анастасия Ефремовна, ко второму — Алексей, Аркадий, Афанасий. Что касается Андрея, то он не высказал своей позиции, а его отец не участвовал в споре, но мы можем отнести его ко второму лагерю, так как он сказал, что прежде чем пойти учиться, он четыре года работал с геологическими партиями и начинал чернорабочим, поскольку стремился к своей специальности и добивался ее [5].
Таким образом, благодаря автору, читатель может увидеть, что литература 60-х гг. показывает, как формируется общество, по какому пути развития оно пойдет дальше. Творчество Виктора Розова сыграло важную роль в литературе, помогло увидеть пристальное внимание к народной душе [3]. А образы «розовских мальчиков» настолько понравились читателям и зрителям, что стало появляться множество фильмов с такими же типажами главных героев. В фильме Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» (1961г.) главный герой, служащий сберкассы Дима Горин (Александр Демьяненко), случайно выдает лишнюю сумму денег. Пытаясь ее вернуть, он отправляется в Сибирь. Именно там Дима осознает, что его настоящее место в Сибири, его должность финансиста ничто по сравнению с подлинным трудом, именно поэтому он, как и Андрей — герой пьесы «В добрый час», решает попробовать настоящую работу, в конце обретя свое собственное «я». Как и многие персонажи Виктора Розова, Дима находит в поисках собственного предназначения истинную любовь, девушку, которая схожа с героинями Розова, пытается быть честной, мужественной и отважной. Для Виктора Сергеевича мотив мужества играл огромную роль, практически все «розовские мальчики» не побоялись никаких испытаний, который подвергались им на пути. Похожий пример был в фильме Бориса Дурова и Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967 г.), где главные герои взбирались на вершину горы на Кавказе. Уже в самом начале фильма зрители видят, что перед альпинистами стоит непростой нравственный выбор: идти через трудности или отказаться. Они принимают тяжкое испытание, испытывая при этом чувство любви к своей профессии. Они нашли собственное призвание не ради денег, для них это осознание своего внутреннего «я». Как и в творчестве В. С. Розова, в фильме есть несколько важных диалогов, которые показывают, что главным героям нравится труд, это их выбор.
Подводя итоги данной статьи, можно прийти к заключению, что Виктор Розов сыграл важную роль в советской литературе, демонстрируя все положительные черты труда и нравственного выбора для молодежи того времени, а его произведения являются достойным образцом формирования нравственных качеств современного молодого поколения. В своих пьесах драматург говорит нам, что не стоит бояться делать свой собственный выбор, что только так человек может быть счастлив.
Литература:
- Агеносов В. В. История русской литературы XX век. Часть 2. — М.: Дрофа, 2007 г. — 540 с.
- Громова М. И. Русская современная драматургия. — М.: Флинта, Наука, 2002 г. — 158 с.
- Зайцев В. А., Герасименко А. П. История русской литературы второй половины XX века. — М.: Высшая школа, 2004 г. — 456 с.
- Мескин В. А. История русской литературы XX-XXI веков // М.: Юрайт, 2016г. — 411 с.
- Розов В. С. В добрый час. — М.: Советский писатель, 1989 г. — 598 с.
- Розов В. С. Страница жизни. — М.: Советский писатель, 1989 г. — 598 с.
- «Студенческая библиотека»: since portal [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/45654-rozovskie-malciki-v-russkoj-dramaturgii