В статье автор рассматривает аспекты влияния блогосферы на снижение доверия к традиционной журналистике.
Ключевые слова: блогосфера и журналистика, влияние блогинга на журналистику, доверие к журналистике.
В 2015 году известный журналист Владимир Владимирович Познер признал, что российская журналистика перестала быть независимой четвертой властью и создает «определенное общественное мнение, которое бы хотело видеть государство». [3]
После этого в 2017 году в интервью на YouTube-канале Юрия Дудя он также повторил свое высказывание «что в России сегодня нет журналистики, а есть журналисты — отдельно взятые. Журналистики как профессия — ее нет сейчас…».
Нельзя не согласится с этим мнением, если проанализировать статистику. В настоящее время динамика снижения доверия к журналистике пугающая. Исследование социологов показало, что с 2016 года до 2018 уровень доверия к государственным СМИ снизился сначала до 65 %, а затем до 47 %. При этом к негосударственным СМИ в те же годы доверие почти в 2 раза увеличилось и достигло 25 %. [4]
В 2020 году, по данным исследования «Edelman Trust Barometer 2020», доверие возросло на 2 % по сравнению с показателями 2019 года (26 %) и достигло отметки в 28 %. [1]
Такие результаты не могут оставаться без внимания. Аудитория от традиционной журналистики переходит к «гражданской», к которой чаще всего относят блогинг. В свою очередь блогосфера негативно влияет на репутацию традиционной журналистики и подрывает доверие к ней.
На популярных каналах «BadComedian», «ВДудь» известного ресурса «YouTube» можно уловить отрицательную оценку тележурналистики.
Можно привести слова Юрия Дудя, когда он говорил в интервью с В. В. Познером о российском тележурналисте Артеме Шейнине: «Вы делаете очень достойную программу в вечернее время, а в дневное время там [на Первом канале] творится всякий треш».
В роликах Евгения Баженова «BadComedian» можно отметить отрицательную оценку рекламной деятельности государственных каналов. К примеру, часто используется нарезка телевизионных рекламы и пиар-акций к выходу нового российского фильма.
Зрители в возрасте от 15 до 35 лет отказываются от просмотра телевизора и узнают новости из блогосферы. 76 % респондентов считают, что ложные новости в журналистике могут использоваться в качестве пропаганды и «оружия» в информационной войне. [4]
Блогосфера может заменить журналистику по главной ее функции — информационной. В настоящее время социальные сети быстрее традиционных СМИ разглашают новости. Вспомним кампанию Сергея Зверева против строительства завода по разливу воды в Культуке. Первыми об этой новости узнали подписчики блогера в социальной сети Instagram. Именно здесь он опубликовал фотоматериалы с одиночным пикетом и призвал всех зрителей подписать петицию против строительства завода.
Журналисты могут лишь использовать первоисточник, т. е. контент блогера и дополнять его собственным материалом по теме. Однако в продолжении темы блогеры участвуют активнее. Их свобода слова и отсутствие этики журналиста позволяют им добавлять эмоции в обсуждение и освещение проблемы.
В то же время журналисты долгое время должны готовить материал, построенный на объективных фактах. В итоге в публикацию попадает короткий репортаж, который может пройти мимо большой аудитории.
В последней очереди нужно добавить, что в настоящее время подрыв репутации журналистики под влиянием блогосферы происходит из-за напряженных отношений между двумя сферами. Блогеры поставляют контент, используют новые инструменты и технологии для привлечения аудитории, которых нет в медиасфере. Журналисты же зачастую обвиняют блогеров в отсутствии ответственности за свои слова и опубликованный контент, в отсутствии образования и компетенции, а также в несоблюдении этики.
Все эти претензии обоснованы. Однако в медиасфере можно найти примеры, когда профессиональные журналисты также выходят за грани допустимого и нарушают этику, предоставляют неточную, а порой и лживую информацию, ведут пропагандистскую деятельность и готовят заказные репортажи. Все это дискредитирует современную журналистику.
Поэтому аудитория ищет свободы слова, пусть и от необразованного человека; ищет правды, пусть и субъективной. [2]
Нельзя сказать, что только видеоблогинг в частности и блогосфера влияет на снижение репутации и уровня доверия к журналистики. Также имеют место собственные ошибки.
По мнению В. В. Тулупова, доктора филологических наук, вина журналистики заключается в том, что журналисты пытаются успеть закрепить новость за собой и без каких-либо фактов начинают освещать ее, преследуется одна цель — выразить свое мнение без практической значимости, без практической цели; агрессивная коммуникация, «менторский» тон изложения закладывает обратную отрицательную оценку и негатив в сторону журналиста, отсутствие полной компетенции, неумение владеть приемами психологии и речевым воздействием для правильной подачи информации, пропаганда и манипулирование аудиторией [5]
Итак, влияние блогосферы на репутацию и доверие к традиционной журналистике остается на таком же уровне, как и другие факторы. В данном случае, если не убрать все аспекты снижения репутации, то можно использовать взаимодействие журналистики с блогингом.
Литература:
- В России зафиксирован самый низкий уровень доверия к СМИ. — Текст: электронный // Adindex: [сайт]. — URL: https://adindex.ru/news/researches/2020/01/20/278891.phtml (дата обращения: 14.06.2021).
- Познер В. В. О том, почему блогер не журналист / В. В. Познер. — Текст: электронный // Познер Online: [сайт]. — URL: https://pozneronline.ru/2016/03/14893/ (дата обращения: 14.06.2021).
- Познер: журналистика в России умерла как профессия. — Текст: электронный // Delfi: [сайт]. — URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/abroad/pozner-zhurnalistika-v-rossii-umerla-kak-professiya.d?id=46012723 (дата обращения: 14.06.2021).
- Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/politics/27/11/2018/5bfd31189a79475d5dae5a51 (дата обращения: 14.06.2021).
- Тулупов В. В. Репутация СМИ и доверие к журналистике / В. В. Тулупов. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reputatsiya-smi-i-doverie-k-zhurnalistike (дата обращения: 14.06.2021).