В статье автор рассматривает, какие отношения можно наблюдать между видеоблогингом и традиционной журналистикой. Приводит способы взаимодействия.
Ключевые слова: блогосфера и журналистика, блогосфера, взаимодействие блогинга и журналистики.
В настоящее время особой популярностью стал пользоваться видеоблогинг, который позволяет выпускать видеоконтент на разные темы и в разных жанрах.
Принято выделять несколько жанров блогосферы: «информационный блог, аналитический блог пост, блог популярных жанров: пост-опрос, пост-анкета, пост-рецензия, пост-эксперимент, пост-исповедь и др.; блог-дневник». [3]
Однако редко блогеры могут находиться в рамках одного жанра. Это доказывает, что видеоблогинг представляет синтез разных черт художественного и публицистического стиля. Тем не менее, как мы видим, отсылок к публицистическому стилю достаточно для того, чтобы отнести блогинг к СМИ.
В науке принято противопоставлять традиционную журналистику и блогинг; в жизни блогинг сталкивается с журналистикой по разным вопросам.
Противопоставления основываются на вопросах о компетенции блогера для информационной деятельности, о достоверности материала, публикуемом в сети, а также на вопросе о качестве контента, предоставляемым неизвестным автором.
Тем не менее нельзя отрицать факт того, что блогинг вошел в гражданскую журналистику и стал полноценной частью СМИ.
Взаимодействие видеоблогинга и традиционной журналистики очевидно. Блогеры комментируют новости, дают свою оценку телешоу, вводят публику в политический дискурс и формируют политическое сознание молодежи.
В 2019 году «Фонд общественного мнения» провел опрос, по которому 49 % опрошенных респондентов в возрасте от 18 до 30 лет ответили, что пользуются блогами и социальными сетями в качестве источников информации. [2]
Журналисты не могут упустить факт конкуренции и «утечки» аудитории. Поэтому вступают в диалог.
Отношения видеоблогинга и традиционной журналистики в настоящее время имеют отрицательный характер:
1) Контент блогеров и журналистов воруется с двух сторон. При этом блогеры могут брать для своих видеороликов сюжеты журналистов без препятствий. А журналисты не могут заимствовать контент видеоблогера, если тот не дал разрешения.
2) Взаимные обвинения друг друга.
Однако взаимодействие видеоблогинга как вид гражданской журналистики с традиционной может привести к положительной динамике и улучшению отношений.
Почему интернет-площадка лучше, чем телевидение?
1) Отсутствие цензуры (кроме закона о запрете мата)
2) Свобода в выборе интервьюера, вопросов к нему, локации для съемки, рекламной интеграции, сюжета и т. д.
3) Неограниченность во времени (некоторые видеоролики выходят по 2–3 часа, а другие по 1–1,5 часа)
4) Возможность отойти от жанра интервью и выпустить вместо него документальное кино на канале
5) Отношения с аудиторией по типу субъект-субъект, возможность увидеть реакцию и отзыв
6) Большой заработок
Все это привлекательно для профессиональных журналистов. Однако традиционная журналистика не дает возможности использовать эти блага.
Поэтому традиционной журналистике стоит попробовать взаимодействовать с видеоблогингом, войти в блогосферу и показать стандарт качества для начинающих блогеров.
Какие могут быть положительные результаты при взаимодействии видеоблогинга и традиционной журналистики?
1) Освещение серьезных проблем из регионов в новостных репортажах. Блогеры часто информируют массы о появлении локальных проблемах. Поэтому журналисты могут быстрее получать последние новости, а также узнавать о наиболее значимых событиях.
2) Видеоблогинг может стать площадкой для отслеживания событий, которые были освещены СМИ. Публика сможет узнавать о развитии ситуации не только из новостных заголовков и репортажей, но и от «гражданских» журналистов
3) Возможность поделиться профессиональными знаниями и навыками с блогерами, чтобы они начали прорабатывать свой контент.
4) Обмен контентом беспрепятственно. Так, журналисты смогут опираться на первоисточник (в данном случае блогера) и добавлять заимствованный контент в свой материал.
5) Совместные акции, флешмобы, опросы с двух площадок: медиа и блогосферы — помогут привлечь больше аудитории.
Таким образом, взаимодействие видеоблогинга и традиционной журналистики может привести к более продуктивному и эффективному результату. Журналистский блогинг может стать ведущим направлением и привлечь больше внимания.
Литература:
- Иванова Л. В. К вопросу о кризисе критического мышления в дискурсе политической блогосферы / Л. В. Иванова. — Текст: электронный // Сyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-kriticheskogo-myshleniya-v-diskurse-politicheskoy-blogosfery (дата обращения: 14.06.2021)
- Соловьев А. И. Массмедиа и блоги, традиционная и гражданская журналистика: взаимодействие и дополнение друг друга / А. И. Соловьев. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massmedia-i-blogi-traditsionnaya-i-grazhdanskaya-zhurnalistika-vzaimodeystvie-i-dopolnenie-drug-druga (дата обращения: 14.06.2021)
- Шляховой Д. А. Жанровые характеристики блогов как электронных средств массовой коммуникации / Д. А. Шляховой. — Текст: электронный // Сyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-harakteristiki-blogov-kak-elektronnyh-sredstv-massovoy-kommunikatsii (дата обращения: 14.06.2021)