Тема психологического консультирования в вопросах организационного управления с каждым годом становится все более актуальна. Это обусловлено ростом компаний различного уровня и размера (от региональных до международных, от небольших ИП до крупных акционерных обществ). Организационные консультанты решают самые разные вопросы, связанные с устройством рабочего процесса и взаимодействием сотрудников фирмы. Однако стоит отметить, что за последний год одной из лидирующих проблем, которая требует психологического освещения, стала проблема отношения сотрудников к изменениям в организации.
Это обусловлено рядом факторов: переменчивость в экономике и политике, изменение интересов и покупательской способности целевой аудитории, а также последствия мер безопасности, принятых в 2020 году в связи с возникновением новой коронавирусной инфекции. Подобные внешние факторы ощутимо влияют не только на уровень продаж и популярность той или иной компании, но также оказывают прямое воздействие на отдельных сотрудников, побуждая их адаптироваться к изменениям.
Знания о социально-психологических факторах отношения сотрудников к изменениям в организации поможет руководителю грамотно выстроить контакт с подчиненными в период изменений, сохранить продуктивную рабочую атмосферу и предупредить скорое психическое выгорание. Следовательно, тема данного исследования является актуальной.
Объектом работы является психическое состояние сотрудника организации. Предмет составляют социально-психологические факторы отношения сотрудника организации к изменениям.
Для начала определим понятие изменений в организации. Это комплекс преобразований, происходящих в компании, который имеет целенаправленность и характеризуется сменой внутренних характеристик [2, 4]. Изменения могут быть как искусственно-созданными (руководитель решает преобразовать фирму), так и вынужденными (руководитель подстраивается под изменения во внешней среде).
Определим факторы, которые могут повлечь за собой изменения в организации. Условно их можно разделить на две группы (по сфере воздействия): организационно-экономические и социально-психологические [3]. К первой группе относятся: тип организационной структуры, а также выбранные модель и система управления, технико-технологическая база предприятия, административно-правовое регулирование и другие переменные, реорганизация которых ведет к изменениям работы компании. Под социально-психологическими факторами понимаются: взаимоотношения в организации, а также внутренние ценности, нормы и модели поведения сотрудников, организация лидерства и руководства.
Воздействуя на компанию в целом, данные факторы затрагивают непосредственно сотрудников фирмы, вызывая у них различные поведенческие реакции, обусловленные индивидуально-психологическими характеристиками и наличием прошлого опыта похожих ситуаций.
К основным социально-психологическим механизмам поведения индивида и группы в условиях изменений можно отнести следующие [5]:
- Идиосинкразический кредит (значимый член группы с ее одобрения меняет свою схему поведения и выходит за рамки групповых норм; измененное поведение ведет к развитию группы).
- Влияние меньшинства (непопулярное в группе меньшинство меняет модель поведения и выходит за рамки групповых норм; со временем это ведет к изменению группы).
- Когнитивный диссонанс (из-за изменения поведения человека начинаются перемены в его установках и ценностях, со временем поведение и установки синхронизируются).
Таким образом, адаптация к условиям изменения может проходить различными путями: от лидера или авторитета, от меньшинства, и от самого сотрудника.
Рассмотрим понятие социально-психологических факторов. Под социально-психологическими факторами личности, исходя из анализа литературы, стоит понимать различные личностные и социальные характеристики человека (возраст и пол, индивидуально-типологические особенности, статус, сфера профессиональной деятельности и т. д.). Доказана взаимосвязь между отношением к изменениям и такими характеристиками сотрудника, как стаж и опыт работы, возраст и должность [6]. Таким образом, каждый отдельный сотрудник фирмы будет особым образом реагировать на изменения в организации. И, кроме того, оказывать влияние на поведение других сотрудников.
Следовательно, процесс адаптации сотрудников фирмы к изменениям можно понимать как сочетание индивидуальных особенностей человека и персональных реакций на изменения с социально-психологическими механизмами адаптации группы и личности.
Для оптимизации работы и адаптации сотрудников компании в ситуации изменений руководителю рационально использовать комплексную работу, состоящую из нескольких направлений [1]:
- Информирование (возможность голосования и группового принятия некоторых решений, рассказ о реально происходящих в организации процессах и положении дел на текущий момент, развитие доверия между сотрудниками).
- Работа со структурой организации (улучшение коммуникации между отделами и структурами компании, адаптация целей компании к измененным условиям среды, работа с управленческими технологиями).
- Адаптация персонала (плавная корректировка целей и принципов компании и коллектива, повышение квалификации, изменение ценностных ориентаций).
Литература:
1 Аксенова Е. Л., Бааров Т. Ю., Еремин Б. Л., Малиновский П. В., Малиновская Н. М. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
2 Божко Л. М. Организационные изменения и организационное развитие: взаимосвязь категорий // Вестник ТГЭУ. — Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2013. — № 3(67). — С. 79–91.
3 Журавлев А. В. Факторы организационных изменений // Ежегодник российского психологического общества. Тезисы. — М., 2002. — Том 9, вып. № 3. — С. 234–235.
4 Зуев В. Е. Инновационные процессы и организационные трансформации в производственном секторе // Фундаментальные исследования. — М.: Издательским дом «Академия Естествознания», 2012. — № 3. — С. 682–686.
5 Сычева М. П. Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменений: автореф…дис.канд.псих.наук. — М.: 2011. — 26 с.
6 Чирковская Е. Г., Лукашева К. А. Отношение к организационным изменениям у работников с разным уровнем лояльности // Акмеология. — М.: Издательский дом «Народное образование», 2018. — № 1 (65). — С. 38–42.