Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, учетная политика, бюджетные риски, финансовый менеджмент.
В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, остро стоит вопрос о необходимости повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов. Создание современной системы финансового менеджмента позволяет существенно повысить эффективность и результативность их использования. Одним из ключевых, тесно взаимосвязанных друг с другом элементов данной системы является внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит, направленный на оценку эффективности внутреннего контроля.
В данный период контроль в секторе государственного управления в России проходит стадию активного преобразования. Реформа в государственном секторе нацелена, первоначально, на формирование прозрачности бухгалтерского учета государственных ведомств, подотчетности и открытости государственных финансов.
25 марта 2016 года Минфин России опубликовал Проект Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления. Ели до этого контроль был направлен на соблюдение субъектами контроля внутренних стандартов, а также процедур составления, исполнения бюджета и т. д., то, согласно Концепции, он теперь ориентирован на выявление рисков совершения бюджетных нарушений и их минимизацию [2].
Так, под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный постоянный процесс, осуществляемый на основе определенных правил и процедур, с целью выявления, предотвращения и минимизации рисков бюджетных нарушений, влияющих на эффективность работы системы финансового менеджмента.
На основании контрольных действий ответственным лицом выявляются бюджетные риски и причины их возникновения, проводится оценка, формируется реестр рисков, вырабатываются меры по минимизации этих рисков, осуществляется системное наблюдение за реализацией таких мер и оформляются результаты проведенного внутреннего финансового контроля. Данные действия более наглядно представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы анализа бюджетных рисков
Организация внутреннего финансового контроля возможна при наличии установленных стандартов финансового менеджмента, закрепленных прав и обязанностей структурных подразделении и должностных лиц, ответственных за осуществление контроля, определенных требований к профессиональным навыкам руководителей и сотрудников, ознакомление их с Кодексом этики, а также необходимых документов, содержащих информацию о деятельности организации и осуществления внутреннего финансового контроля.
Одним из основных и локальных документов, где должны быть закреплены организация и проведение внутреннего финансового контроля, является учетная политика.
Согласно ФСБУ для государственного сектора, под учетной политикой понимают совокупность приемов и способов ведения учетных процессов. Данный документ формируется в зависимости от особенностей и специфики структур, отрасли и деятельности.
Кроме информации о порядке ведения бюджетного учета и составления отчетности в учетной политике отражается порядок организации и обеспечения внутреннего контроля. Регламенты системы внутреннего финансового контроля, разрабатываемые в рамках учетной политики, способствуют своевременному выявлению и устранению бюджетных рисков. Но также здесь существует обратная взаимосвязь, отражение информации о внутреннем финансовом контроле в учетной политике, способствует совершенствованию способов ведения бюджетного учета, что в дальнейшем также повлияет и на бюджетные риски. Отметим, что наиболее распространенным бюджетным риском является недостижение запланированных параметров бюджета в результате нецелевого расходования бюджетных денежных средств.
Ранее если учетная политика выступала как руководство по введению бухгалтерского учета, средство защиты в досудебных и судебных спорах с налоговыми органами, инструмент оптимизации трудоемкости учетный процессов, то в настоящее время она является также инструментом построения эффективной системы внутреннего контроля и управления рисками как в секторе государственного управления.
В учетной политике не описывается в каком объеме должен проводиться внутренний финансовый контроль. Однако важно понимать, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности оценки деятельности финансового менеджмента, так как более детально прописанные положения учетной политики, выделенные разделы о внутреннем контроле предотвращают возникновение ошибок, снижают риск не обнаружения ошибки, уменьшают размер выборки при проверке.
В части осуществления внутреннего финансового контроля в учетной политике может быть отражена такая информация как:
– понятия и элементы внутреннего финансового контроля;
– виды и формы проведения внутреннего финансового контроля;
– применяемые методы и процедуры осуществления внутреннего финансового контроля;
– структурные подразделения и должностные лица, непосредственно ответственные за внутренний финансовый контроль;
– периодичность проведения контрольных процедур;
– график проведения внутреннего финансового контроля;
– порядок оформления результатов и исправления нарушений.
– перечень документов и график документооборота.
Стоит отметить, что в настоящее время стоит проблема о формировании единой методической и нормативной базы по организации и проведению внутреннего финансового контроля. При разработке и утверждении методической базы нужно принять во внимание региональные особенности проведения контроля, внося при этом изменения и дополнения. Немаловажную роль в эффективности деятельности финансового менеджмента играет подготовка кадров в области осуществления внутреннего финансового контроля, разработка программ и методов обучения, а также повышения квалификации соответствующих специалистов.
Внутренний финансовый контроль направлен не на максимизацию прибыли, привлечение инвестиций, а на реализацию культурных, образовательных, общественно-значимых целей. Потому в организациях государственного сектора должен осуществляться действенный внутренний финансовый контроль, порядок которого должен быть закреплен в учетной политике. Комплексный подход к формированию учетной политики позволит обеспечить качественной информацией, обезопасит при принятии определенных действий руководство, а также выявить и минимизировать возможные бюджетные риски.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
- Проект Концепции развития системы внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2016 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru;
- Васина, Н. В. Внутренний финансовый контроль и внутренний аудит в учреждениях государственного сектора: проблемы нормативного регулирования и методического обеспечения / Н. В. Васина, Н. Г. Иванова // Актуальные вопросы развития экономики: материалы Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 217–221;
- Организация учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях / О. Е. Качкова, Л. В. Клепикова, Т. И. Кришталева [и др.]. — Москва: Издательство «Русайнс», 2015. — 256 с.