Искусство обладает огромным потенциалом в творческом развитии личности. Хореография, как вид искусства, накопила значительный потенциал средств формирования творческих способностей человека, особенно подрастающего поколения. Однако процесс обучения хореографическому искусству, его передача от поколения к поколению, сохраняя весьма важные для дальнейшего развития традиции, не в полной мере использует современные образовательные технологии, которые могли бы оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.
Педагогические приемы в преподавании являются механизмом реализации замыслов, которые позволяют практически воплотить в жизнь цели, задачи, содержание, принципы обучения. В то же время они определяются и как движущая сила всего процесса обучения, и должны соответствовать современным требованиям общества, тенденциям развития образования.
Вместе с тем ресурс ряда инновационных элементов и систем обучения и воспитания, способных обогатить современное хореографическое искусство, используется недостаточно, поскольку требует более тщательного изучения и апробации на практике.
Цель данного исследования: определить потенциал инновационных подходов в определении творческого развития средствами хореографии, как действующего фактора формирования гармонически развитой, духовно оснащенной личности.
Проблема, поставленная нами, не нова. О ней в середине XX века писал Ю. И. Слонимский в книге «Мастера балета»: «До сих пор еще не существует науки о хореографии, нет истории балетного театра, теории его драматургии и режиссуры». Сетования исследователя на отсутствие научного анализа балетного искусства усугубляется сегодня быстро развивающимися информационными технологиями. Они не только повсеместно проникают в нашу жизнь, но воспитывают подрастающие поколения в огромном потоке информационных ресурсов. Погружение в них формируют новые культурные тенденции, которые зачастую существенно противоречат традиционным подходам хореографического искусства и требуют анализа инновационного потенциала в преподавании [5, с. 7–8].
Несколько слов о теории хореографического искусства. Необходимо признать ее неразработанность. С одной стороны нет институтов, где такие исследования бы велись, с другой вроде бы нет потребности в подобных кадрах. К примеру, даже дефиниции таких понятий, как «хореограф», «балетмейстер», «хореография», «балет», «танец» и т. д. не имеют общего понимания. Не говоря уже о более сложных положениях. Научные знания необходимы, прежде всего, для передачи знаний. и практика современного театра страдает от теоретической не разработанности (хотя это не всегда осознается профессионалами искусства). Федор Лопухов очень точно определил наши проблемы в развитии науки, т. к. у практиков, владеющих языком профессии, не хватает научно-теоретического образования, а у людей науки нет знаний и понимания нашей профессии [2].
Хореографическое искусство является очень важным для формирования организма, как на физическом, так и на интеллектуальном уровне. Формируется правильная осанка, гармонично развивается мускулатура. Движения становятся более красивыми и грациозными. Более того, в тандеме с инновационными подходами, хореография способствует интеллектуальному и творческому развитию [4, с. 9]
Инновация — это внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком.
В педагогике инновацию рассматривают как нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Инновации в детском образовательном учреждении трактуют как внедрение в образовательный процесс уникальных и улучшенных методов, полученных путем творческого усилия со стороны воспитателя или педагога дополнительного образования [1, с. 724–725].
Большинство традиционных методов подготовки хореографа необходимо проанализировать с точки зрения возможности их взаимодействия. При этом важно провести научно обоснованный эксперимент, характеризующий возможности и границы взаимодействия методов. В противном случае, внешний эффект преподавания окажет негативное воздействие на продуктивность технологий танца, учитывающих условия сцены, возможности контекста постановки и индивидуальные качества исполнителя.
Использование инновационных подходов в обучении хореографии и внедрение инновационных образовательных технологий не может возникнуть на пустом месте, поэтому необходимо провести скрупулёзный анализ, прежде всего исторических фактов, теоретических моделей и методических установок хореографического искусства. Многие из них подверглись искажению в связи с идеологическими проблемами, испытываемыми искусством в нашей стране. Можно предположить, что это не могло не отразиться на учебно-воспитательном процессе, на содержании занятий по хореографическому искусству [3].
У детей с развитыми способностями к творчеству, пишет А. М. Матюшкин, обязательно отмечаются высокая познавательная мотивация и исследовательская активность. Высокие показатели развития творческих способностей, показывают занятия с использованием игровых технологий. Как правило, лучше и качественнее воспринимается та информация, которую дает педагог.
В хореографическом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. Объяснение нюансов исполнения того или иного движения невозможно исключительно в описательной форме. Именно поэтому при изучении хореографических дисциплин приобретают актуальность современные электронные технологии визуальной подачи материала. Развитие видеосервисов компьютерной сети Интернет в настоящее время происходит в соответствии с концепцией «покажи себя», что сформировало своеобразное социальное явление — стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения, уникальные свойства, неповторимые моменты.
Таким образом, возникла возможность ознакомления с наиболее современными течениями, с признанными достижениями, что способно влиять на становление профессиональных предпочтений и навыков, существенно расширяя кругозор и степень ознакомления с предметом. Устоявшиеся формы хореографии так же широко используют видеотехнологии в качестве основы для создания методических материалов. Это в большей степени связано с упрощением в настоящее время процесса их использования и постоянным пополнением банка данных видеозаписей семинаров, мастер-классов и различных вступлений.
В настоящее время, в связи с распространением цифровых технологий видеозаписи, произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Обработка итогового материала может выполняться на стандартном современном персональном компьютере, не самой производительной конфигурации. Цифровая видеокамера уже привычный бытовой прибор, а распространение возможно в формате DVD дисков, которые возможно записать на том же среднестатистическом современном персональном компьютере. Также существует возможность цифровой дистрибьюции, когда итоговый материал распространяется в виде файлов через сеть Интернет.
Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы, в том числе и хореографией). Суть и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Выявление реального содержания истории, теории, методики и практики, несомненно, создаст условия для повышения уровня знаний содержания хореографического искусства, необходимого для успешной профессиональной организации педагогического процесса. Новые подходы к его построению должны создать условия для взаимодействия традиционных и инновационных педагогических подходов в обучении.
В процессе своего исследования и по результатам экспериментальной работы мы предполагаем выработать рекомендации по изучению танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, внедрению изученных и обоснованных инновационных ресурсов.
Таким образом, для создания условий раскрытия и развития творческих способностей воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используют различные методы работы, как традиционные, так и инновационные. Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного инновационного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, с этой целью поэтому мы вводим инновации.
Инновационный подход в преподавании хореографического искусства обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, тем самым особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
Литература:
- Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании// Молодой ученый. 2014. -№ 2. — с. 724–725.
- Вестник 6(41)2015, УдК 792.8 В. И. Уральская балетоведение: профессиограмма, кадры, образование.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта).
- Кузовникова Т. Б. Методика проведения учебных занятий по бальной хореографии в учреждениях культуры и дополнительного образования: метод. рек. для студентов оч. и заоч форм обучения по специальности 071301 «НХТ», специализации «ХГ», квалификации «Художеств. рук. хореограф. коллектива, преподаватель» / Т. Б. Кузовникова. — Барнаул: Алт. гос. акад. культуры и искусств: каф. бальной хореографии, 2007. — 9 с. (Шифр 85.32/К 892–151940)
- Слонимский, Ю. И. Мастера балета 1937 (изд. Искусство) (Петербургские мастера балета ХIX столетия) стр. 7–8