Физическая подготовка — есть определенная целостная структура, составляющая активную физическую деятельность, ориентированную на совершенствование и укрепление здоровья людей, в подвижном цикле повседневной жизнедеятельности. Определенный процесс направлен на модернизацию всех физических качеств, составляющих практический объём. Данными качествами выступают: сила, координация, выносливость, скорость, ловкость и гибкость. Без развития данных компонентов физической возможности человека, не представляется возможным физическое воспитание воинов Спарты. Применяемая в Спарте, физическая подготовка развивала не только физические качества спартанцев, но и воспитывала в них боевой дух, обеспечивающий одержание победы в битвах и сражениях, что неоднократно было отражено в истории Древних веков.
Ключевые слова: физическая подготовка, воспитание воинов, активный двигательный цикл, развитие физических качеств, совершенствование физической силы и выносливости.
Physical training-there is a certain holistic structure that makes up active physical activity, focused on improving and strengthening people's health, in the mobile cycle of everyday life. A certain process is aimed at upgrading all the physical qualities that make up the practical volume. These qualities are: strength, coordination, endurance, speed, agility and flexibility. Without the development of these components of a person's physical ability, it is not possible to physically educate the warriors of Sparta. Used in Sparta, physical training developed not only the physical qualities of the Spartans, but also brought up in them a fighting spirit that ensures victory in battles and battles, which was repeatedly reflected in the history of ancient centuries.
Keywords: physical training, training of warriors, active motor cycle, development of physical qualities, improvement of physical strength and endurance.
Спарта (иначе Лакедемон) — представляла собой огромное государство в Греции в области Лакония и размещалсь в южной части полуострова Пелопоннес. Данное название многочисленного города Спарты, отождествляется во всем мире с непоколебимостью, мощной слаженной военной системой и сильными духом и телом воинами. В древние времена Спарты война и крупномасштабные сражения считалась основным занятием.
Каждый спартанец, не задумываясь, отдал бы жизнь за свое государство, потому что не было большей доблести и чести для спартанца, как умереть в боевом сражении. Социальные интересы общества, ставились превыше всего. Главным являлась государственная целостность. Исключений не было. Воспитание, физическая подготовка, как главные развивающие системы и принципы, ярко характеризуют и отражают то время, в которое были созданы или разработаны.
В связи с тем, что Спарта считала войну основным видом деятельности, воспитание молодых воинов было полностью положено на служение этому «благородному» делу. Древнегреческий учёный Аристотель в своих трудах отмечал, что в Лакедемоне физическое воспитание было всецело направлено на военную подготовку и физическое закаливание организма. Спартанский корпус основной целью физического развития считал создание военизированной нации. Все силы и средства были направлены на развитие и укрепление особой системы подготовки нового поколения, способного к выживанию в любых экстремальных условиях того времени.
Физическое воспитание в Спарте состояло из целостной нерушимой системы воспитательных мер и воздействий: ледяная вода (воин должен быть всесторонне закаленным), твёрдое место сна (как правило, воин спал на земле), скудное пропитание, неприхотливость в быту, беспрекословное подчинение старшему, жесткая воинская дисциплина.
При проведении воспитательной работы, устанавливался строгий государственный контроль. В программе обучения отражались только те предметы и дисциплины, которые способствовали эффективному развитию физической силы и навыков, моральной выдержки и прочной стойкости. Физическое воспитание молодых воинов в Спарте известно своими тяготами, жестокостью и тяжелыми испытаниями, которые должны были взрастить настоящих, всесторонне и физически развитых воинов-защитников.
Данный образовательный результат обеспечивали физические упражнения, нередко проводимыми целыми сутками. Государство развивало в молодом поколении качества, достойные настоящих воинов: храбрость, целеустремлённость, отвагу, бесстрашие, силовую выдержку, самообладание, кардиовыносливость, хладнокровие и молчаливость.
Самыми главными качествами для воина-спартанца были силовая выносливость и невероятная подготовка к самым разнообразным жизненным трудностям, встречающимся в ходе сражений и повседневной жизнедеятельности. Спартанцам прививались данные качества с самого младенчества. После первых трёх лет после рождения, молодых воинов отучали от страха темноты и одиночества.
Здесь в базу обучения были встроены тактико-строевые занятия и овладение оружием. Фундаментальную основу физических упражнений составляли пятиборье и кулачные бои, который вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Иногда и танец служил важным элементом в боевой подготовке: по ходу ритмической импровизации танцевальных движений требовалось имитировать поединок с противником или метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней, которые бросали в них преподаватели.
Считается, что масса щит спартанца достигала до 8 килограммов и составляла в диаметре 50–70 сантиметров. Основу щита делали из дерева, а снаружи обшивали железным каркасом или бронзой. Вес защитного шлема спартанца — составлял 1–2 кг, в зависимости от модификационной сборки. Воины-спартанцы использовали «коринфские» и «аттические» шлемы. Первые полностью закрывали лицо защитными щитками, оставляя лишь прорезь для глаз. Вторые были более легкими открытого типа.
Бег у спартанцев — считался основой основ подготовки воина. Пеших воинов-гоплитов считали в Спарте элитой войск, а конницу и плавунов не уважали. Способность бегать в полном экипировки, позволяла сгруппировываться, атаковать и отступать в ходе боя.
Метание копья, которое чередовалось бегом, метанием ядра и прыжками в длину, было общефизической дисциплиной. На первых Олимпийских играх сюда добавили еще борьбу и получили пентатлон — «пятиборье».
Метание копья было одним из главных орудий спартанца. Спартанские фаланги, ощетиниваясь копьями, стоя щитом к щиту, успешно противостояли даже конным воинам. Копье достигало в длину примерно трёх метров. Обучать метанию копья подростков-спартанцев начинали с раннего детства. На первых порах обучения копья заменяли обычными палками.
Таким образом, рассмотрев способы физической подготовки древнегреческих воинов-спартанцев, можно увидеть, что люди в древности имели широкий спектр различных вариаций тренировок, позволяющих успешно совершенствовать физические качества бойцов. В связи с комплексом физической закалки, воспитывался дух воинов и характер, способствующий успешному развитию физических качеств. В полной мере развивались навыки, позволяющие спартанцам успешно выполнять боевые задачи в ходе ведения войны и защиты своего государства.
Литература:
- Зайцев Н. Н., Паламарчук С. П. Историко-педагогический анализ зарождения и развития представлений о нравственности и воинской чести в русском войске со времен древней Руси до XVIII века. // Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 205-летию внутренних войск МВД России. 2016. С. 103–109.
- Глушич А. М. Роль физической культуры и спорта в подготовке массового призывного контингента в византийской империи. Научный журнал Археология евразийских степей. 2020. С. 84.
- Николаев В. А. Кулачный бой как средство военно-физической подготовки русской молодежи в традиционной народной культуре. Научный журнал «Наука-2020». С. 64–87.