Стабильное развитие экономики любого государства мира предполагает существование как малых и средних предприятий, так и предприятий, которые можно отнести к крупному бизнесу.
Кроме того, субъектам малого предпринимательства в настоящее время отводится также значительная социальная роль. Малый бизнес позволяет снизить уровень безработицы путем создания большого количество рабочих мест. Также малые предприятия позволяют обеспечить производство и реализацию широкого ассортимента товаров, удовлетворяя тем самым потребительский спрос. Следует также обратить внимание на тот факт, что состояние малого бизнеса в стране или регионе может рассматриваться как показатель экономической стабильности.
В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале.
Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [4, c. 101].
Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП [5, c. 357].
В действующем налоговом законодательстве предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения;
6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].
Далее, рассмотрим последние изменения в налогообложении малого бизнеса, которые были введены в 2021 году.
В качестве ограничений, которые касаются использования субъектами предпринимательства упрощенной системы налогообложения в настоящее время рассматриваются следующие показатели деятельности:
– уровень дохода, который должен составлять не более 150 миллионов рублей;
– количество сотрудников, работающих в организации. Данный показатель не должен превышать 100 человек.
Налоговые ставки, которые соответствуют упрощенной системе налогообложения находятся в зависимости от региона, в котором зарегистрировано предприятие, а также от того, какой объект налогообложения используется.
В качестве объекта налогообложения предприятие, использующее УСН, может выбрать доходы или доходы за минусом расходов.
Средняя ставка налога в случае, если объектом налогообложения являются доходы, составляется от 4 до 6 %. В том случае, если объектом налогообложения являются доходы за вычетом расходов — то эта ставка уже составляет от 7 до 15 %.
В том случая, когда показатели предприятия превышают те параметры, которые установлены для УСН, предприятие переводится на общую систему налогообложения.
Начиная с 1 января 2021 года водится так называемый переходный режим УСЕ, котором соответствуют следующие ограничения:
– доход предприятия на может превышать 200 миллионов рублей;
– численность сотрудников должна быть меньше 130 человек.
Налоговая служба будет автоматически отправлять на переходный режим тех субъектов предпринимательства, которые превысили лимиты, установленные для УСН.
Ставки для УСН переходного режима установлены для всех регионов одинаковые:
– в случае, если объект налогообложения доходы — ставка составляет 8 %;
– в случае, если объект налогообложения доходы за вычетом расходов — 20 %.
Также значимым изменением в 2021 году является отмена Единого налога на вмененный доход. Те организации и индивидуальные предприниматели, которые уплачивали этот налог должны будут либо перейти на общий режим налогообложения, либо выбрать другой специальный режим.
Еще одним изменениям налогообложения малых предприятий является возможность для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей не платить налоги до 2023 года.
Однако, такая возможность имеется в случае:
– в регионе регистрации индивидуального предпринимателя принят закон, которые дает возможность воспользоваться налоговыми каникулами;
– индивидуальный предприниматель зарегистрировался впервые после того, как такой закон был принят на региональном уровне.
Таким образом, можно выделить следующие недостатки, которыми характеризуется налогообложения малого бизнеса:
– усложнение налоговой отчетности. Представители малого бизнеса зачастую не обладают специальными знаниями, что приводит к возникновению претензий к ним со стороны налоговых органов и наложению штрафов;
– резкий рост налогооблагаемой базы, а также порядка ведения налоговой отчетности в случае перехода предприятия с упрощенной системы налогообложения на общую систему. Практика показывает, что те организации и предприниматели, чьи показатели могут превысить установленные лимиты начинают дробить бизнес на отдельные юрлица или ИП;
– также в качестве серьезного недостатка системы налогообложения малых предприятий является тот факт, что налоговое законодательство претерпевает постоянные изменения. Это приводит к затруднениям как у самих предпринимателей, так и у налоговых органов. Вероятность изменения налогового законодательства снижает возможности для долгосрочного планирования и развития бизнеса.
В качестве путей совершенствования названных недостатков, можно дать следующие рекомендации.
Следует полностью освободить от налогов, а также от требования сдачи отчетности те субъекты малого бизнеса, выручка которых не превышает 100 млн. рублей в год. В случае превышения данного лимита, повышение налоговой нагрузки должно быть поступательным, что даст возможность предприятию адаптироваться к новым условиям работы.
Важным фактором названной рекомендации является также полное освобождение субъектов малого бизнеса от сдачи налоговой отчетности. Это позволит дать возможность развиваться большому количеству частных предприятий.
Необходимо сформировать такое налоговое законодательство, которое не должно пересматриваться в течение определенного времени. Это даст возможность предпринимателям планировать свою работу на более долгий срок.
Таким образом, в завершение данной статьи можно сделать следующие выводы.
Малый бизнес играет важную роль в рыночной экономике. Состояние малого предпринимательства зачастую может рассматриваться как индикатор состояния экономики как отдельного региона, так и страны в целом.
Налогообложения малого бизнеса предполагает возможность использования специальных налоговых режимов.
Особенности налогообложения малых предприятий могут отличатся в различных регионах.
В качестве наиболее значимых изменений в налогообложении малого бизнеса можно назвать отмену ЕНВД. Предприятия, которые использовали данный режим должны перейти либо на общую систему налогообложения, либо выбрать другой специальный режим.
Налогообложение малого бизнеса характеризуется рядом недостатков, которые создают трудности для развития субъектов МП.
В рамках данной статьи были предложены рекомендации, направленные на совершенствования системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021)
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Бабаева З. Ш., Маграмова Х. Г. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства // АНИ: экономика и управление. 2020. № 1 (30).
- Тимофеев В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.
- Тухватулина Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357–360.