Религиозная составляющая в деятельности КПРФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Булыгин, Ф. В. Религиозная составляющая в деятельности КПРФ / Ф. В. Булыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 362-363. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82515/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена анализу религиозной составляющей деятельности Коммунистической партии Российской Федерации. В данной работе представлены результаты исследования партийных документов, программ, работ руководителя КПРФ Г. А. Зюганова и сделаны выводы об отношении партии к религии в современной России.

Ключевые слова: Россия, партийная среда, русский народ, современная КПРФ, социальная справедливость, национально-историческая традиция России, КПРФ, партия.

Ситуация в партийной среде, в которой существует современная КПРФ, весьма неоднозначна. С одной стороны, у массового избирателя сохраняется запрос на социальную справедливость и недовольств либеральным курсом реформ 90-х годов. С другой стороны, имеется призыв к сильному государству и высокой степени государственного вмешательства, что сводит на нет низовую самоорганизацию на местах, не давая коммунистическим и социалистическим партиям выстраивать сеть местных организаций.

Необходимо отметить, что после событий весны 2014-го года КПРФ взяла очевидный государственно-патриотический курс, аргументируя это строго про-властной риторикой о недопущении в России «Майдана» по украинскому сценарию. Этот новый курс достаточно неплохо накладывается на заложенный еще в 90-е и 00-е годы базис идеологем КПРФ о «помощи русскому народу» [4, с. 107].

КПРФ, если проанализировать ее партийные документы, риторику и инициативы, не является общепринятой левой партией по традиционной европейской или американской классификации. К примеру, важным критерием для отличия между Республиканской партией США и Демократической многие американские эксперты считают принципиальную позицию по отношению к вере — республиканцы признают существование бога, в то время как демократы делают ставку на агностиков и атеистов. Соответственно, вера в бога считается маркером именно правой партии. Говоря же о коммунистах России, впервые возникших как партия под руководством Ленина — они были последовательными материалистами, и воинствующий атеизм считался частью их государственной политики. Смягчен, а затем отброшен он был только из-за Великой Отечественной войны, когда власть увидела мобилизационный потенциал религиозных организаций, в частности, РПЦ, решила поставить их на службу себе.

В программе КПСС был упомянут научный атеизм как идеология противостояния «церковным предрассудкам», а бороться с религией предписывалось просветительской и пропагандистской деятельностью [6, с.121–122]. КПРФ в этом плане сильно отличается от предшественницы, несмотря на то что позиционирует себя ее правопреемницей. В программе КПРФ не просто отказались от принципа научного атеизма, но также в открытую заявляют о возможном политическом союзе с религиозными общественными объединениями, а также об уважительном отношении к традиционным религиям народов России, среди которых особенно подчеркнуто православие [5, с. 10]

Лидер КПРФ, Г. А. Зюганов в своем докладе разъяснил позицию партии по религиозным вопросам, и, в особенности, к РПЦ [3, с. 56–57]. Он подчеркнул важную роль православной церкви в «советской цивилизации», построение которой в России КПРФ видит своей целью.

Зюганов считает, что «КПРФ — партия научного коммунизма, но не воинствующего атеизма. <…> Наша партия считает свободу совести — свободу вероисповедания или атеизма — гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента ее рождения» [2, с. 87]. В качестве аргументации Зюганов приводит мнение Ленина, согласно которому рабочий должен быть привлечен идеями партии, даже если он сохранил свои религиозные убеждения. Позиция Ленина по вопросам борьбы с религиозным воззрением на природу власти и общества у Зюганова не рассматривается вовсе. Он смещает акцент на деятельность КПСС в XX веке, говоря, что этот ленинский принцип был забыт одним из первых в угоду внутрипартийным интригам, а в настоящее время должен быть возвращен для увеличения социальной базы КПРФ.

Кроме того, Зюганов, в противовес правящему либеральному режиму, основанного на воинствующем индивидуализме, ставит исконно русскую и христианскую ценность соборности как исконно русскую, христианскую ценность. Соборный тип общежития он сравнивает с «христианским коммунизмом», тем самым сближая позиции своей партии и православные национально-исторические традиции России. Под соборностью он подразумевает коллективизм, который опирается на мощную духовную традицию, ставящую на первое место нравственные нормы, а не категории полезности.

В частности, Г. А. Зюганов считает, что социализм Советской России был построен на многовековых традициях православия и соборности, которые провозглашают коллективизм, братство, социальную справедливость. Не забывает он также и упоминать и другие конструкты, которые характерны для национально-исторических традиций России. Среди них — государственность, под которой он понимает ведущую роль государственного аппарата в проведении внешней и внутренней политики, державность — исторически сформированное величие России на мировой арене, а также уже упоминавшаяся духовность. Кроме того, Зюганов отмечал, что Россия — это евразийская цивилизация, в рамках которой развивается православная культура. К тому же, выделяя 4 типа национального самосознания в постсоветской России, он особо отмечает православно-российский менталитет, который является долгожителем и исторически простирается со времён Киевской Руси. Основой этого менталитета являются православные нормы и ценности, заложенные в самосознании русского народа.

Однако несмотря на достаточно теплые отношения с РПЦ, указаны также очевидные недостатки сотрудничества церкви и буржуазного государства. «Мы, коммунисты, всегда выступали за отделение Церкви от государства, и сегодня КПРФ выступает против попыток либерально-олигархического режима превратить Русскую православную церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом. Для самой Церкви пойти на поводу у этих поползновений означало бы разделить ответственность за разрушительный социально-экономический курс, проводимый сегодня в России» [1, с. 20]. В подобных обстоятельствах КПРФ видит своих союзников в духовенстве, которое не вмешивается в политику и занимается тем, что организует жизнь верующих в соответствии с морально-нравственными религиозными нормами. По мнению компартии, одинаково неприемлем и воинствующий клерикализм отдельных священнослужителей, и воинствующий атеизм отдельных партийцев.

У современной КПРФ существует в отношении религии только один основной запрет — на пропаганду ее в партийной среде, в отношении принятия новых членов религиозный ценз, в отличие от КПСС, отсутствует.

Таким образом, рассматривая религиозный аспект в деятельности КПРФ, мы можем отметить, что, несмотря на свою левую идеологическую направленность — то есть стремление воплотить ранее не существовавший идеал социально-политической системы — она сочетает в себе и черты правой политической идеологии, поскольку оперирует такими исконными для России ценностями как православие, соборность, державность, духовность, государственность, а также критикует правящий режим за то, что он реализует в России чуждый ей либеральный идеал социально-политического устройства. Можно сказать, что идеология КПРФ является эндогенно-экзогенной, поскольку она сочетает в себе как западные идеалы и ценности — социализм, так и национально-исторические особенности России.

Литература:

  1. Зюганов Г. А. Смотреть вперёд. X Съезд КПРФ и «трудные вопросы» российского коммунистического движения. М.: ИТРК, 2004. С. 107.
  2. Зюганов Г. А. Актуальные вопросы совершенствования идейно-теоретической работы партии // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2012. № 4 (15
  3. Зюганов Г. А. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова к XIV (октябрьскому) совместному пленуму ЦК и ЦКРК КПРФ.
  4. Калинин В. А. «Националистический дискурс в деятельности КПРФ». Вестник Саратовского государственного университета, серия «социология, политология». 2014. Т.14. Вып. 4.
  5. Программа КПРФ. — М., 2011. — С. 35
  6. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС в 1961 году). — М. Политиздат, 1961. С. 121–122
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, воинствующий атеизм, национально-историческая традиция России, партийная среда, русский народ, современная КПРФ, социальная справедливость, КПРФ, научный атеизм, свобода совести.


Ключевые слова

Россия, КПРФ, социальная справедливость, партия, русский народ, партийная среда, современная КПРФ, национально-историческая традиция России

Похожие статьи

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Молодежь как социальная группа с точки зрения региональной политики

В статье рассматриваются особенности политической и социальной позиции современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.

Характерные черты политической элиты Республики Татарстан

Статья посвящена анализу научных работ о характерных чертах политической элиты Татарстана. Были выделены подходы, посвященные природе политических элит, включая связь с советской номенклатурой, культурными кругами и экономическими ресурсами. Исследов...

Политическая активность российской молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются особенности политического участия современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Современная молодежная политика России: проблемы и способы реализации

В статье автор пытается выявить проблемы, с которыми сталкивалась молодежная политика, и в чем состоит участие молодежи в политической жизни России в настоящий период.

Похожие статьи

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Молодежь как социальная группа с точки зрения региональной политики

В статье рассматриваются особенности политической и социальной позиции современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.

Характерные черты политической элиты Республики Татарстан

Статья посвящена анализу научных работ о характерных чертах политической элиты Татарстана. Были выделены подходы, посвященные природе политических элит, включая связь с советской номенклатурой, культурными кругами и экономическими ресурсами. Исследов...

Политическая активность российской молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются особенности политического участия современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Современная молодежная политика России: проблемы и способы реализации

В статье автор пытается выявить проблемы, с которыми сталкивалась молодежная политика, и в чем состоит участие молодежи в политической жизни России в настоящий период.

Задать вопрос