Современные тенденции в области дошкольного образования сегодня ориентированы на поддержку семьи на качественно новом уровне. Отражение этого мы видим в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности, направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Подчеркивает важность работы по консолидации усилий государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.
Однако одной из особенностей современных родителей остается низкий уровень мотивации к взаимодействию с образовательной организацией, воспитателями и специалистами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития детей. Вероятно, некоторыми причинами таких особенностей являются высокая занятость родителей, недостаточное понимание значения для развития ребенка конструктивного взаимодействия со специалистами детского сада.
На сегодняшний день среди приоритетных задач государственной политики в области воспитания определены:
– поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
– обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
– развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и иных общественных организаций, в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации [3].
Поэтому, преодоление общего недоразвития речи наиболее эффективно в условиях психолого- педагогического сопровождения, как целостной системы в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в образовательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается разными авторами как, комплексная форма психолого-педагогической поддержки помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно [2].
Однако исследований, касающихся удовлетворения потребностей семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в специальной психолого-педагогической литературе недостаточно. Отсутствуют работы, скрывающие специфику воспитания ребенка с нарушениями речи в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение — это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах», «осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [6].
Поскольку ребенок с тяжелыми нарушениями речи (в частности, с ОНР) не способен к самостоятельному решению своей проблемы, необходима организация обоих взаимосвязанных процессов. Впервые обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было дано Р. Е. Левиной и коллективом сотрудников научно-исследовательского института дефектологии (Л. С. Волкова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева и других) в 50–60-х годах XX века. Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте [4].Часто на основе ОНР (в том числе и III уровня) возникает такое «частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам», как дислексия [5].
Основными задачами работы с родителями, имеющими детей с общим недоразвитием речи, выступают:
– снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, эмоциональное принятие детей с общим недоразвитием речи;
– укрепление уверенности родителей возможностях ребенка, развитие демократического стиля воспитания;
– развитие мотивации к общению у детей, снижение уровня тревожности при взаимодействии с родителями.
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи, включает в себя ряд направлений, а это психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психологическая поддержка. Долгое время в практике образовательных организаций использовались традиционные формы и методы взаимодействия с родителями (беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации), существенным недостатком которых является ведущая деятельность педагога, иногда это выглядит как «навязывание» родителям мнения педагога по воспитанию детей, которое родители чаще всего не воспринимают.
В целом, современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, основывается на раскрытии личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности. Решением этой проблемы в ее зародыше должно быть психолого-педагогическое сопровождение семьи. В качестве рабочего используется определение М. Р. Битяновой: «психолого-педагогическое сопровождение семьи — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития проблемной семьи». На наш взгляд успешно действующей в российских условиях может стать только модель комплексного психолого-педагогическое сопровождение семьи с участием всех специалистов, занимающихся проблемами семьи.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня помогает родителям преодолеть неконструктивные установки, стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию ребенка с нарушениями речи.
Литература:
- Набойченко Е. С., Блохина С. И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Набойченко, С. И. Блохина. — Екатеринбург: Бонум, 2004. 132 с.
- Плисенко Н. В. Специальное домашнее сопровождение семьи как объект исследования. [Текст] В кн.: Семья: межинституциональное взаимодействие в социокультурном пространстве. СПб, 2011.
- Ткачёва В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачёва. М.: АСТ, 2007. 138 с.
- Черникова Т. В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося / Т. В. Черникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитирующей работы, 2000. № 4. С. 83–89.
- Чиркина Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004. № 8.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. М.: Айрис-пресс, 2000. 114 с.
- Особенности воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: Мишина А. С., Васильева В. С. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2015. С. 165–168.
- Работа с родителями по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III вида: Мясоедова Г. Г., Васильева В. С. В сборнике: Дети с ограниченными возможностями здоровья: воспитание и обучение. Тематический сборник реферативных и исследовательских работ студентов и преподавателей. Челябинский государственный педагогический университет Факультет коррекционной педагогики Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик. Челябинск, 2009. С. 73–76.
- Исследование особенностей состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гущина Е. Г., Васильева В. С. В сборнике: педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXXVI международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 9–15.