Свое начало идея свободы договора берет в эпоху Древнего Рима, несмотря на то, что в римской системе права отсутствовала общая концепция договорного права [4, с. 118]. При этом, в римской науке, выделяли ряд разновидностей обязательств, одним из которых являются обязательства, возникшие из договора [1, с. 85].
Договором в Римской империи признавалось соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязуются перед другим лицом или несколькими лицами, что-то дать, либо что-то сделать или не делать и другое [9, с. 181]. В основе данного определения, лежит воля лиц, направленная на установление обязательственных отношений.
Данное волевое начало субъектов выражалось, в первую очередь, в возможности заключать или отказать в заключение соглашения между сторонами, а также выбрать лицо или лица будущих договорных отношений, которое впоследствии и обуславливало их права, обязанности, ответственность и прочее. Во-вторых, речь идет о свободе выбора условий договора, за рядом некоторых исключений (например, соглашение о ростовщических процентах считалось недействительным), которые не были подвержены государственным ограничениям. В-третьих, важным аспектом в римском праве была форма выражения воли лица, т. е. проявление воли вовне (устная — жесты, слова и пр., письменная).
Однако, в силу отсутствия концепции договорного права, а также уклонения от абстрактных обобщений, римские юристы не формировали некую общую (единую) теорию свободы договора. То есть, свобода договора, как четко структурированный принцип договорного права, не существовала.
Основным ограничением принципом «свободы договора» являлся — принцип «невмешательства», присущие имперской власти, который был обусловлен этическими и утилитарными соображениями (отсутствие выбора модели договора, отсутствие возможности дополнять договор дополнительными условиями и прочее).
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что структурированного принципа свободы договора, как основного принципа права в Римской империи не существовало, фактически римские юристы признавали его идею, которая проявлялась в возможности выражении воли гражданином, а также в несении им полной ответственности за совершенные действия. Однако, рост политико-правового давления на свободу договора со стороны правительства, стал одной из причин падения Рима, в связи с чем, развитие договорного права, в том числе и вопрос, связанный со свободой договора, были полностью заморожены, до конца Средних веков.
В период раннего и классического Средневековья (конец V — конец XIV века) общая политическая мысль сохраняла твердую религиозно-этическую форму, что препятствовало развитию экономических свобод в целом. Однако, в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) в связи с отказом от однозначной теологической трактовки ряда понятий (политика, государство, власть и прочее), развитием капиталистических отношений, а также отмене монополистических прав, формировались новые договорные отношения, возрастала конкуренция и, соответственно, повышалась роль свободы в экономических отношениях [6, с. 91].
Законодатели, судьи и иные представители власти, в виду развития капиталистических отношений, признания роли позитивного права как неотъемлемого элемента индустриальной эпохи и осознания закономерностей рыночного развития, приступили к систематизации и легитимации идеи свободы договора.
Первые глубокие исследования идеи свободы договора, в отечественной цивилистике можно отнести к XIX веку. Вопросы договорной свободы того времени были тесно связаны с условиями действительности сделок, в том числе, относительно свободного выражения воли сторон [7, с. 48]. Одно из первых и полных исследований данного принципа представлено в труде И. А. Покровского: «Основные проблемы гражданского права», в которой была выделена целая глава: «Обязательства из договоров. Проблемы договорной свободы».
Согласно мнению И. А. Покровского: «Верховным началом в области договорных отношений является принцип договорной свободы. Вместе с началом частной собственности этот принцип служит одним из краеугольных камней всего современного гражданского строя. Уничтожение этого принципа обозначало бы полный паралич гражданской жизни, обречение ее на неподвижность» [8].
В своей работе И. А. Покровский, как и юристы Римской империи, отмечает важность автономии воли сторон и форму волеизъявления при возникновении договорных отношений. Особо важным он считает, что в виде основного принципа в области договоров, все новейшие законодательства признают принцип не изъявления, а воли: только согласная и подлинная воля сторон может послужить основанием для возникновения предполагаемых договором прав и обязанностей [8].
Дальнейшая отечественная история сталкивается с советским периодом, когда была утверждена плановая экономика, в связи с чем, принцип свободы договора утратил свое значение. Однако, невозможно в полной мере отказаться от договорных отношений, в виду чего принцип свободы договора был актуален и в советский период.
На период НЭПа позиция отечественных цивилистов, относительно принципа свобода договора, разделились. Со стороны первой позиции, наблюдалась тесная связь свободы договора и теории автономии воли, в соответствии с которой, договорное право выступало в роли инструмента, способствующего осуществлению обмена хозяйственными благами между участниками гражданского оборота [5, с. 69]. Вторая позиция, выражалась в окончательном уничтожении принципа свободы договора, так как по мере укрепления планового начала, товарные отношения между государственными предприятиями предполагали постепенное вытеснение частных отношений [3, с.65].
Однако в виду расширения прав субъектов договорных отношений, договор укрепил свою позицию как наилучшая форма совмещения плана и хозяйственного расчета. Согласно С. Н. Братусь одним из основных принципов договорного права являлись свобода и равенство договаривающихся сторон на основе общественных и личных интересов [2, с. 280].
В послевоенное время ставились актуальные вопросы относительно расширения возможностей хозяйствующих субъектов в проявлении самостоятельной деятельности, что побуждало государство расширять границы ограничений договорной свободы. Кроме того, расширение договорной свободы выражалось в возросшей значимости роли диспозитивных норм и их увеличения в отечественном законодательстве [10, с. 57].
Впоследствии, наблюдалось развитие идеи защиты прав потребителей, выдвигались предложения по предоставлению договорной свободы организациям, поднимались проблемы установления ограничений свободы договора, обсуждалась роль диспозитивных норм гражданского права и многое другое.
Так, основным источником правового регулирования договорных отношений стали принятые законодателем «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик», утвержденный ВС СССР от 31.05.1991 № 2211–1, которые укрепляли позицию граждан в качестве полноправных субъектов имущественных отношений.
В 1964 году был принят «Гражданский кодекс РСФСР», утвержденный ВС РСФСР, который расширял возможности договорных отношений и в тоже время вводил ряд дополнительных регулятивных норм.
Впервые же свобода договора как принцип гражданского права получила свое закрепление в ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, утвержденного в 1994 году (далее ГК РФ).
В настоящее время свобода договора пронизывает все российское законодательство, при этом, свое прямое законодательное закрепление он нашел в ГК РФ, а именно в ст. 421, а также в п. 1 ст. 1 ГК РФ, которое гласит, что гражданское законодательство основывается, в том числе на признании свободы договора.
Таким образом, идея свободы договора приобрела законодательное закрепление, что было исторически обусловлено необходимостью отражения существенных черт гражданского права и воплощения накопленного опыта в области договорных отношений.
Литература:
- Бортенев, А. И. Римское право: учебное пособие / А. И. Бортенев, О. А. Сергачева, Е. Н. Коваленко. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 136 с.
- Братусь, С. Н. Советское гражданское право / под ред. С. Н. Братусь. Москва: Госюриздат, 1950. — 495 с.
- Братусь, С. Н. Эволюция функций хозяйственного договора / С. Н. Братусь // Гражданское право и экономика. — 1985. — С. 65–70.
- Иванов, А. С. История становления и развития принципа свободы договора в римской империи / А. С. Иванов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2019. — С. 116–122.
- Иоффе, О. С. Развитие цивилистической мысли в СССР / О. С. Иоффе. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — 173 с.
- Карапетов, А.Г., Свобода договора и ее пределы. Т. 1: Теоретические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его ограничений / А. Г. Карапетов, А. И. Савельев. — Москва: Статут, 2012. — 452 с.
- Климова, А. Н. Из истории развития принципа свободы договора в российском гражданском праве / А. Н. Климова // Юридическая наука. — 2015. — № 2. — С. 48–53.
- Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права [Электронный ресурс] / И. А. Покровский // Петроград: юридический книжный склад «Право», 1917. — Режим доступа: https://civil.consultant.ru/elib/books/23/page_29.html#18.
- Семивеличенко, Е. А. К вопросу о кратком содержании института договорного права в римском частном праве / Е. А. Семивеличенко // Журнал Социально-политические науки. — 2016. — № 4. — С. 181–184.
- Халфина, Р. О. Право как средство социального управления / Р. О. Халфин. — Москва: Наука, 1988. — 256 с.