Проблемы холдингов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 18.06.2021

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Демидов, Е. А. Проблемы холдингов в Российской Федерации / Е. А. Демидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82554/ (дата обращения: 18.12.2024).



В течение последних лет на российском рынке появилось множество субъектов, использующих в своих наименованиях термин «холдинг». В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «холдинг», что порождает проблемы о понятии и правовой природе холдингов. Важной особенностью является разграничение понятия «холдинг», обозначающего объединение в целом, и понятие «холдинговая компания», обозначающая лицо, имеющее возможность оказывать влияние на принятие решений подконтрольными лицами, входящими в холдинг.

В выборе своей правовой формы, а также местонахождения холдинг принципиально свободен. Долевое участие не ограничивается долями с правом голоса или участием в капитале предприятий с различными правовыми формами [6].

Исходя из буквального смысла понятия «холдинг» можно сделать вывод о том, что холдинг представляет собой группу юридических лиц (не менее двух), одно из которых в силу владения акциями (долями) в уставном капитале юридических лиц осуществляет контроль в отношении остальных юридических лиц входящих в холдинг [7].

На сегодняшний день одна из важных и дискуссионных тем, это сущность и функционирование холдинговых компаний, т. к. на данном этапе развития российской экономики замечается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых компаний в различных отраслях промышленности.

При объединении группы компаний в холдинг неизбежно возникает вопрос об организации управления и построении иерархической структуры подчиненности. Дублирование функций структурных подразделений управляющей компании с функциями отделов предприятий, входящих в холдинг, приводит к увеличению затрат на управление, к несбалансированности и к ошибкам в информационных и финансовых потоках. Эффективность работы всех предприятий входящих в объединение возможно добиться только через четкое понимание цели организации холдинга, которое в свою очередь будет способствовать созданию долгосрочных стратегий, что в следствие, повысит прибыльность.

На современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых предприятий (структур, объединений). Но из-за отсутствия в России правовой базы, полностью или частично регламентирующей деятельность холдингов, будет разумно изучить законодательство других стран мира. Но не стоит забывать, что оно тоже имеет недостатки, а прямое заимствование и копирование не всегда возможно [8].

На данный момент существует проект, так и не принятого Федерального закона «О холдингах». Причиной непринятия является необоснованная юридическая и экономическая цель создания и регламентации деятельности таких образований, как холдинги, в результате чего закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, либо нарушает другие законы.

Кроме того что закон вступал в противоречие с целым рядом законодательных актов, содержание документа также было несовершенно: единственное новшество заключалось в том, что участники холдинга могли быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков [4]. Целью этого закона являлось формирование правовых инструментов для создания крупных интегрированных структур, способных максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы, повысить эффективность инвестиционных процессов, обеспечить возможности для оперативного перераспределения средств, отвечающих за повышение их конкурентоспособности на рынке, и улучшение финансово-экономического состояния предприятий, входящих в холдинг. Тем не менее, законопроект был отклонен на стадии подписания Президентом по причине большого количества неясных положений в законопроекте, например, совсем не затрагивались вопросы взаимоотношений холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались внутренние взаимоотношения в холдинге, не было уделено внимания вопросам корпоративного управления и контроля.

В такой ситуации можно было бы прибегнуть к заграничной практике регулирования холдинговых отношений.

К примеру, в Великобритании имеется четкое определение понятия «холдинг». В данной стране предпринимаются реальные действия к обеспечению надлежащего регулирования холдинговых отношений. Существуют особенности регулирования взаимоотношений внутри холдингов — запрет перекрестного участия в холдинге, в соответствии с которым дочерняя компания не может являться участником главной. Такая передача акций — недействительна.

В Российском законодательстве стоит рассмотреть возможность установления ограничений на перекрестное владение акциями. Этот запрет был бы эффективен для целей развития холдингов. К тому же в Российской системе холдингов отсутствует внутренняя конкуренция, которая должна поддерживать качество производимой продукции или оказываемых услуг, тем самым полностью снижается экономическая эффективность [5, с.46].

Стоит также упомянуть про налогообложение. В Испании законодательство предусматривает иной налоговый режим к холдингам. Суть его в том, что при соблюдении определенных требований компания освобождается от налога на получаемые и исходящие дивиденды, и на доходы от реализации активов. При таком режиме устраняется эффект двойного налогообложения.

В Российском же законодательстве имеются отставания от правоприменительной практики, тем самым имеются пробелы в правовой базе, т. е. отсутствует единый понятийный аппарат, из-за чего выявляются проблемы в юридической технике, создаются противоречия в нормативных документах. Но следует учесть, что не вся сфера холдингов в Российской Федерации имеет трудности. К примеру, более развита банковская сфера, в части установления критерия банковского холдинга. Это может являться хорошей отправной точкой развития законотворчества в нашей стране.

Какие могут быть возможности решения проблемы с нормативной базой холдингов в России?

Во-первых, законодателю следует четко конкретизировать и закрепить понятие «холдинг». Во-вторых, следует внести изменения в Федеральный закон № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности» [3] в части включения холдингов в список субъектов, на который данный закон распространяет свое действие. Не стоит забывать о зарубежной практике. В налоговом законодательстве необходимо закрепить «унитарный принцип» исходя из которого в целях налогообложения доходов самостоятельные организации будут рассматриваться, как единая структура. Стоит дать возможность головной организации осуществлять руководство дочерними компаниями, давать указания и контролировать их выполнения. Решение таких задач может выстроить Российское законодательство, что направит его на правильный путь развития.

Исходя из сказанного, обрисовывается ситуация, что процесс создания холдингов опережает процесс формирования законодательной базы, тем самым выражается недоверие к холдингам. Для того, чтобы всецело раскрыть проблематику этой темы необходимо провести углубленное, комплексное изучение, т. к. описанные мной проблемы в области холдингов, это не все существующие на данный момент.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. от 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. — Ст. 1.
  2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 7. — Ст. 785.
  3. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. — № 31. — Ст. 4177.
  4. Проект федерального закона «О холдингах» № 99049555–2 (не действует) //
  5. Бобровский С. В. (2006). Совершенствование механизма перекрестного владения акциями. Российское предпринимательство, (6), 46–50.
  6. http://naukarus.com/gosudarstvo-i-holding-v-rf
  7. Шалумов Семен Геннадиевич Деятельность холдинга // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4. (дата обращения: 17.11.2019).
  8. Иванова С.А. Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 42-46.
Основные термины (генерируются автоматически): холдинг, основа формирования, правовая база, Российская Федерация, российская экономика, Российское законодательство, Россия.


Задать вопрос