В статье рассмотрены тенденции роста популярности домашних занятий спортом в условиях самоизоляции, проведение дистанционных уроков в рамках дисциплины физической культуры и динамика поисковых запросов возможностей занятия спортом дома. Показаны тенденции распределения занятий физическими упражнениями и выделены основные сложности проведения дистанционных уроков.
1 Предпосылки в сфере занятий спортом
В наше время у многих людей работа ведется преимущественно в сидячем положении, что зачастую приводит к проблемам со здоровьем из-за недостаточной физической активности.
Для получения необходимой физической нагрузки люди в частности записываются в спортзалы, на фитнес или пользуются специальными приложениями [1], предпочитая самостоятельно выбирать график занятий и их интенсивность.
Периоды активности у людей в течение недели распределены неравномерно — наибольший период активности в России выпадает на выходные. В других странах период наибольшей активности смещен с выходных на пятницу, но все равно затрагивает преимущественно конец рабочей недели.
На рисунке 1 представлены графики активности запусков фитнес-приложений в течение недели для разных стран.
Рис. 1. Статистика активности в фитнес-приложениях [1]
В России основная физическая активность сдвинута рабочей неделей, что, в свою очередь, не столь благотворно при сидячем образе работы, в отличие от стабильной физической нагрузки на протяжении всей рабочей недели.
2 Проведение дистанционных уроков
В условиях дистанционного обучения проведение уроков физической культуры затруднено или в некоторых случаях невозможно — например, в командных видах спорта. Вариантом решения этой проблемы было предложение сместить учебный план до появления соответствующих возможностей [2].
Удаленные уроки физической культуры преимущественно сводились к получению студентами списка физических упражнений от преподавателя [3], однако появлялась сложность контроля выполнения упражнений — или студентам было необходимо записать видео с выполнением поставленных задач [3], что требовало преподавателя тратить время на просмотр всех видеозаписей, или же было необходимо выполнить упражнения на камеру в онлайн-режиме, что, в свою очередь негативно сказывается на общем времени, уделяемом отдельному ученику в течение пары или урока [4].
На рисунке 2 представлены основные трудности, с которыми столкнулись преподаватели в процессе дистанционного проведения занятий.
Рис. 2. Основные проблемы дистанционного обучения [4]
Отдельно выделяются проблемы навыков обращения с ПК у учащихся и преподавателей, что вызывает сложности с подключением к ресурсам, а также проблемы технологической оснащенности семей и учебных заведений.
3 Динамика поисковых запросов на карантине
В условиях самоизоляции многие люди ищут альтернативы занятий спортом, что отражается на статистике поисковых запросов — что, в свою очередь, позволяет отследить динамику поисковых запросов в течение карантина.
На рисунках 3–5 представлены графики изменения количества поисковых запросов по темам «занятия спортом дома», «спорт на карантине», «тренажер купить» соответственно за 2020 год.
Рис. 3. График запросов «занятия спортом дома»
Рис. 4. График запросов «спорт на карантине»
Рис. 5. График запросов «тренажер купить»
Как видно, пики запросов приходятся на апрель-май 2020 года, когда были введены обязательные карантинные меры с самоизоляцией.
Подводя итог, можно сказать, что занятия физической культурой в условиях карантина является больше делом самих людей, и эффективность занятий почти не может контролироваться со стороны, и занимающиеся должны проявлять самоконтроль для наибольшей продуктивности комплексов упражнений.
Литература:
- Взлет приложений для здоровья и фитнеса в 2020 [Электронный ресурс] // Обучающий сайт apptractor.ru — 21 августа. — URL: https://apptractor.ru/measure/user-analytics/fitness-2020.html (дата обращения: 11.05.2021).
- Учителям физкультуры и музыки предложили проявить фантазию на удаленке [Электронный ресурс] // Новостной сайт Вести образования. — 2020. — 10 апреля. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/4/10/teacher/12462-uchitelyam_fizkultury_i_muzyki_predlozhili_proyavit_fantaziyu_na_udalenke (дата обращения 12.05.2021).
- Как студенты переживают дистанционное обучение. Истории наших пользователей после недели удаленки [Электронный ресурс] // Блогплатформа TJ. — 2020. — 31 марта. — URL: https://tjournal.ru/internet/153895-kak-studenty-perezhivayut-distancionnoe-obuchenie-istorii-nashih-polzovateley-posle-nedeli-udalenki (дата обращения 12.05.2021).
- Аладинская И. А. Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения [Текст] // Актуальные исследования. — 2020. — № 16 (19). — С. 73–76.