Вработе рассмотрена динамика прибыли предприятия, рентабельность продаж производимой продукции, каналы сбыта продукции, на основе чего предлагаются мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности ООО «АгроРусь».
Ключевые слова: сбытовая деятельность, продажи, прибыль, финансовые результаты, рентабельность.
Сбыт — это сфера деятельности предприятия, где в конечном итоге предприятие достигает своей цели. Поэтому формирование сбыта следует рассматривать как важнейший элемент всех маркетинговых мероприятий в анализируемом секторе рыночной экономики. Сбыт — это процедура товаропродвижения от производителя к потребителю, которая включает транспортировку продукции, ее последующее хранение, стабилизацию запасов на необходимом уровне, продвижение к оптовым и розничным агентам по продажам, предпродажную подготовку, оформление заказов, документов и страховок, реализацию проверки груза и отпуска готовой продукции [3, с. 36].
ООО «АгроРусь» создано на территории Чайковского района в 2016 г. В составе предприятия 15 крестьянско-фермерских хозяйств Чайковского района, которые выращивают крупно-рогатый скот, свинину и кроликов. Предприятие занимается переработкой данного мяса.
При поддержке главы района Вострикова Ю. Г. и Министерства сельского хозяйства Пермского края кооперативу были выделены средства гранда, на которые фермеры провели модернизацию и реконструкцию мясного цеха, закупили мясоперерабатывающее оборудование.
«Качество здоровой жизни!»—вот основной слоган и принцип чайковских фермеров при выпуске своей продукции.
Продукция предприятия пользуется большой популярностью среди жителей города Чайковского и Чайковского района.
Основная продукция предприятия:
1) вареные колбасы;
2) копченые колбасы;
3) мясо деликатесное;
4) гриль;
5) полуфабрикаты;
6) шпик и холодец.
На данный момент предприятие имеет 20 точек по продажам (фирменные отделы в торговых центрах).
В таблице 1 проанализирована структура товарной продукции.
Таблица 1
Структура товарной продукции ООО «АгроРусь» за 2018–2020 г., тыс. руб.
Наименование |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
вареные колбасы |
7877 |
29,5 |
9780 |
30,2 |
10114 |
31,5 |
копченые колбасы |
6352 |
23,8 |
6570 |
20,3 |
6745 |
21,0 |
мясо деликатесное |
3326 |
12,5 |
4055 |
12,5 |
3866 |
12,0 |
гриль |
2511 |
9,4 |
2988 |
9,2 |
3051 |
9,5 |
полуфабрикаты |
5036 |
18,9 |
6875 |
21,2 |
6899 |
21,5 |
шпик и холодец |
1598 |
6,0 |
2141 |
6,6 |
1480 |
4,6 |
Итого |
26700 |
100,0 |
32409 |
100,0 |
32155 |
100,0 |
По итогам анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что в структуре товарной продукции преобладают вареные колбасы, их доля выросла с 29,5 % в 2018г. до 31,5 % в 2020 г.
Рис. 1. Структура товарной продукции ООО «АгроРусь» за 2018–2020 г., %
Наименьшую долю в товарной продукции занимает шпик и холодец, его доля сократилась до 4,6 % в 2020 г.
В таблице 2 представлена динамика финансовых результатов предприятия.
Таблица 2
Анализ финансовых результатов ООО «АгроРусь» за 2018–2020 г., тыс. руб.
Наименование показателя |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Изменение 2020 / 2018 гг. |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Выручка |
26700 |
32409 |
32155 |
5455 |
20,4 |
Себестоимость продаж |
21759 |
26801 |
34556 |
12797 |
58,8 |
Валовая прибыль |
4941 |
5608 |
566 |
-4375 |
-88,5 |
Управленческие расходы |
498 |
398 |
533 |
35 |
7,0 |
Прибыль от продаж |
4443 |
5210 |
33 |
-4410 |
-99,3 |
Прочие доходы |
21 |
5 |
8520 |
8499 |
40471,4 |
Прочие расходы |
497 |
2945 |
2888 |
2391 |
481,1 |
Прибыль до налогообложения |
3967 |
2270 |
5489 |
1522 |
38,4 |
Чистая прибыль |
3599 |
2201 |
5709 |
2110 |
58,6 |
По итогам анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что в целом финансовые результаты предприятия продемонстрировали положительную динамику.
Прирост чистой прибыли в 2020 г. составил 58,6 % или 2110 тыс. руб., что в первую очередь связано со значительным увеличением прочих доходов.
На рисунке 2 представлена динамика прибыли предприятия.
Рис. 2. Динамика прибыли ООО «АгроРусь» за 2018–2020 г., тыс. руб.
В таблице 3 представлена динамика показателей рентабельности.
Таблица 3
Динамика показателей рентабельности ООО «АгроРусь» за 2018–2020 г., %
Наименование показателя |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Изменение |
|
2020 / 2018 |
2020/ 2019 |
||||
Валовая рентабельность |
18,5 |
17,3 |
1,8 |
-16,7 |
-15,5 |
Рентабельность продаж |
16,6 |
16,1 |
0,1 |
-16,5 |
-16,0 |
Рентабельность по чистой прибыли |
13,5 |
6,8 |
17,8 |
4,3 |
11,0 |
Как видно из таблицы 3, показатель рентабельность продаж снизилась с 16,6 % до 0,1 %, поскольку в 2020 г. сильно выросли затраты предприятия.
Но на фоне увеличения прочих доходов, и как результат роста чистой прибыли, рентабельность по чистой прибыли выросла с 13,5 % до 17,8 %.
Таким образом, итоговый показатель рентабельности свидетельствует о росте эффективности сбытовой деятельности предприятия.
Для оптимизации сбытовой деятельности предприятия необходимо использовать следующие инновационные маркетинговые инструменты.
- Вэн-селлинг — оптовая торговля с оперативной доставкой товара и оформлением заказов на месте. Van-selling — (англ.) продажа с колес. Успешный маркетинг обеспечивает наличие нужного продукта в нужном месте в нужное время, и осведомленность о нем покупателя. Вэн-селлинг — современная маркетинговая модель сбыта. Как инновационная форма торговли она разработана западными компаниями и адаптирована на российском рынке несколько лет назад. Сегодня это один из самых удачных способов продажи товаров повседневного спроса. Вэн-селлинг преследует четыре такие цели, как: реклама, доставка, расширение ассортимента, маркетинг [2, с. 136].
Практическая реализация вэн-селлинга выглядит следующим образом. С утра «вэн» загружается товаром и затем вместе с торговым представителем отправляется по маршруту по точкам розничной торговли (магазинам, киоскам). В каждой точке проводятся переговоры, сразу же оформляются все документы и производится отгрузка товара.
- Единая товаропроводящая торгово-сервисная сеть. По данным международных источников, 70–80 % мирового оборота товаров и услуг осуществляется при участии посредников. Использование торговых посредников связано с их преимуществами в вопросах продаж, их специализацией и эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. На основании своих контактов, опыта, размаха деятельности посредники (дилеры, брокеры и др.) способны предложить предприятию в вопросах сбыта значительно больше того, чем оно обычно может сделать самостоятельно. Для осуществления сбытовой деятельности современные товаропроизводители создают товаропроводящие сети.
- Лидогенерационный интернет-маркет — привлечение (генерация) потенциальных потребителей (лидов) через Интернет. Lead-generation — (англ.) привлечение, получение лидов.
Процесс интернет-продвижения продукции с помощью лидогенерации включает в себя:
— получение целевых лидов (marketing qualified leads), т. е. тех, которые соответствуют определенному портрету целевого клиента;
— оценку продажами лидов, которые передал им маркетинг (sales qualified leads);
— переход к продажам с выяснением потребности, формированием предложения, ведением переговоров с клиентами;
— передачу лидов, которые не прошли оценку продаж, обратно в маркетинг для включения их в процесс «разогрева» (leads nurturing).
Таким образом, можно сделать вывод, что за счет предложенных мероприятий, предприятие сможет увеличить объем продаж и как результат объем прибыли предприятия.
Литература:
- Алямин, А.Ю., Капустянская, Е.А. формы прямых продаж / А. Ю. Алямин, Е. А. Капустянская // Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 2–6. С. 16–18.
- Володько, В. Ф. Инновационные модели маркетинговой деятельности предприятия / В. Ф. Володько // Наука и техника. 2020. Т. 19. № 2. С. 130–138.
- Розлач, Ю. В. Сбытовая деятельность как вид экономической деятельности на предприятии и необходимость ее планирования / Ю. В. Розлач // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 3 частях. 2018. С. 36–38.