В статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан. В современных экономических условиях, осложненных рядом ограничительных мер, защита трудовых прав и свобод граждан является довольно актуальной работников, особенно в свете важности развития производства. Государственная инспекция труда является одним из основных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями в данной области, что позволяют ей пресекать нарушения трудовых прав и свобод граждан, выступающих в качестве более слабой стороны в отношениях с работодателем.
Ключевые слова: государственная инспекция труда, вознаграждение за труд, трудовые права, право на труд.
Основные цели Федеральной инспекции труда определены положениями Конституции Российской Федерации [1] и ТК РФ [2] — обеспечение права граждан на свободный труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Ст.357 ТК РФ регулирует основные права государственных инспекторов труда, обеспечивающие процесс выявления ими нарушений нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями.
Государственные инспекторы труда уполномочены на осуществление государственного надзора в сфере труда [4]. Кроме того, ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] регулирует особенности проведения государственными инспекторами труда проверок соблюдения работодателями трудового законодательства.
В настоящее время в России функционирует 82 государственные инспекции труда. В 2020 году ими было проведено 69 895 проверок, основаниями которых являлись:
— контроль за исполнением ранее выданных предписаний — 6 478 (9,2 %);
— заявления граждан — 47 949 (68,6 %);
— приказы руководителя органа государственного контроля (надзора) — 8753 (12,5 %);
— приказы руководителя инспекции по требованию органов прокуратуры — 3 177 (4,5 %) [5].
Госинспекторами труда в 2020 году выявлено 179 671 различных нарушений трудового законодательства РФ. Снижение количества выявленных нарушений (на 57,76 %) по сравнению с 2019 годом (311 061 нарушение) обусловлено ограничительными мерами. Статистика выявленных правонарушений выглядит следующем образом:
— оплаты и нормирования труда — 56 806 нарушений (1702 нарушений в 2019 г.);
— обучения и инструктирования работников по охране труда — 12437 (против 27 080 нарушений в 2019 г.);
— проведения медицинских осмотров работников — 11 764 (20 665 — в 2019 г.);
— обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты — 10 690 (18 009 — в 2019 г.);
— связанным с трудовым договором — 15 020 нарушения (29 176 — в 2019 г.);
— обучения и инструктирования работников по охране труда — 453 нарушений (1464 — в 2019 г.);
— рабочего времени и времени отдыха — 6191 нарушений (13 397 — в 2019 г.).
Следует отметить, что государственная инспекция труда не вправе согласно ст. 391 ТК РФ рассматривать споры о восстановлении работника на работе [7]. Осуществляя функцию по надзору, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не решает трудовые споры, т. к. не может подменять собой юрисдикционные органы [8].
Государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, присущим данному органу административно-правовым способом — посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.
Таким образом, деятельность Государственной инспекции труда в области позволяет обеспечить выявление нарушений трудового законодательства работодателями, чем позволяет обеспечить защиты трудовых прав и свобод граждан. Выявляемые в ходе проверок нарушения свидетельствуют о необходимости как совершенствования законодательства, обеспечивающего реализацию трудовых прав и свобод граждан, включая ужесточение ответственности работодателей и повышение правовой информированности участников трудовых отношений, так и необходимость принятия мер более общего характера в области социально-экономической политики государства. Это в свою очередь позволит создать комплекс гарантий надлежащей реализации трудовых правоотношений и работниками, и работодателями. В качестве одной из основополагающий мер в данной области представляется необходимым ужесточение ответственности с работодателей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, поскольку данное нарушение — одно из наиболее распространенных на практике, с учетом его латентного характера, и является существенными препятствием в дальнейшей защите трудовых прав и свобод граждан в том числе и посредством обращения в Государственную инспекцию труда.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
- Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. 10.09.2012. № 37. Ст. 4995.
- Отчёт о деятельности федеральной службы по труду и занятости за 2020 год // Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости https://rostrud.gov.ru/
- Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2020 год // Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости https://rostrud.gov.ru/
- Алиева З. А. Деятельность государственных инспекторов труда как способ защиты трудовых прав работников: проблемные вопросы // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 19. № 3. С. 108–113.
- Сапфирова А. А. Проблемы обращения работников за защитой трудовых прав в федеральную инспекцию труда и исполнения предписаний государственных инспекторов труда // Теория и практика общественного развития. 2018. № 7 (125). С. 78–81.