В статье рассматривается перечень причин, приводящих к снижению эффективности работы газотурбинной электростанции, а также пути повышения производительности ее работы
Ключевые слова: эксплуатация, обслуживание, установка, профилактика, эффективность, производительность.
Регулярное техническое обслуживание газотурбинной электростанции позволяет снабжать потребителей электроэнергией наиболее безопасным способом и с меньшими затратами. Благодаря этому повышается надежность, прибыльность и производительность, поскольку сокращается время простоя основного производственного оборудования. Основная цель технического обслуживания — обеспечить отсутствие поломок во время производственных операций.
Профилактическое обслуживание — предупреждение отказов и принятие необходимых действий, препятствующих их возникновению. Основная цель профилактического обслуживания состоит в том, чтобы произвести осмотр, обслуживание и регулировку и, таким образом, предотвратить отказ оборудования во время работы [1]. Преимущества профилактического обслуживания:
- Регулярное и простое профилактическое обслуживание приводит к меньшему времени простоя, чем нечастое дорогостоящее и аварийное обслуживание.
- Техническое обслуживание проводится тогда, когда это наиболее удобно как производственному, так и обслуживающему персоналу с целью понести минимальные потери.
- Объем работ по техническому обслуживанию распределяется равномерно в течение года, что снижает нагрузку с обслуживающего персонала.
- Регулярное профилактическое обслуживание обеспечивает высокий уровень производительности, качества и эффективности установки.
- Время простоя значительно сокращается, поскольку необходимое оборудование/запасные части закуплены заранее.
- Усиливается эффективный контроль над распределением еженедельной работы, поскольку известна недельная рабочая нагрузка.
- Посредством хорошо скоординированной программы профилактического обслуживания можно определить ожидаемый срок службы деталей и материалов. Норма износа оборудования и машин может быть снижена [2].
При принятии мер по техническому обслуживанию одним из важнейших факторов является стоимость. Между профилактическими, корректирующими и косвенными затратами на техническое обслуживание существует взаимосвязь, которая носит нелинейный характер. Когда профилактическое обслуживание проводится незначительно или совсем не проводится, становится необходимо чаще проводить корректирующее обслуживание что повышает общие затраты при эксплуатации оборудования. Поэтому необходимо уделить основное внимание именно п профилактическому обслуживанию. Однако существует предел, при котором никакое профилактическое обслуживание никогда не устранит поломки полностью. Следовательно, существует точка, в которой общая стоимость, сумма профилактического, корректирующего и косвенного обслуживания будет минимальной, и это оптимальный уровень профилактического обслуживания. Любые действия по профилактическому обслуживанию, превышающие это значение, становятся экономически необоснованными.
Профилактическое обслуживание сегодня ка никогда доступно благодаря технологиям и автоматизации многих технологических процессов, которые позволяют удаленно вести наблюдения за оборудованием и диагностировать неполадки во время работы оборудования. Состояние машины можно контролировать несколькими способами. Могут быть установлены датчики или можно периодически снимать показания с помощью портативных устройств для измерения вибрации или температуры. Датчики вибрации и ультразвуковые датчики используются для передачи данных в компьютер для анализа. Отклонения от нормальной значений вибрации, зарегистрированные при правильной работе машины, анализируются, чтобы определить, где возникает проблема, а когда она станет серьезной. Проблема этого типа предотвращает незапланированные простои, нарушающие производственные графики [3].
Цели технического обслуживания:
- Обнаружение потенциальных неисправностей до их возникновения.
- Выполнение технического обслуживания только при необходимости.
- Снижение затрат на обслуживание и времени простоя.
Ниже приведены некоторые из причин частых поломок газотурбинных электростанций и инженерных сетей:
- Несвоевременное выполнение ремонтных работ
- Несоответствующий требованиям мониторинг работы оборудования. Оборудование не подвергается надлежащему мониторингу, необходимому для проверки значений вибраций, температуры, шума, с целью прогнозирования неисправностей и их устранения до выхода оборудования из строя.
- Отсутствие запасных частей. Недостаточный склад запасных частей для обслуживания является основным препятствием, влияющим на достижение эффективного и действенного технического обслуживания.
- Плохое финансирование операций по эксплуатации и техническому обслуживанию
- Низкая мотивация рабочих.
- Отсутствие соответствующих инструментов и оборудования является основным препятствием для обслуживания завода.
Эффективное техническое обслуживание газотурбинной электростанции необходимо для повышения производительности и должного функционирования многих отраслей промышленности. Очевидно, что достижение высокой степени надежности оборудования за счет своевременного ее обслуживания позволит существенно сэкономить на затратах на ремонт и переоснащение электростанции.
Литература:
- Сизов C. B. Повышение эффективности малых ТЭЦ с ГТУ путем выбора оптимального количества агрегатов и режимов их работы, дис..канд. техн. наук / C. B. Сизов. Саратов: СГТУ, 2018. 19 с.
- Николаев Ю. Е. Моделирование и оптимизация систем теплоснабжения с газотурбинными и парогазовыми ТЭЦ / Ю. Е. Николаев, И.А. Вдовенко // Инновации и актуальные проблемы техники. Саратов. СГТУ, 2019. С.216.218.
- Дудолин А. А., Крашенинников С. М. Применение энергоэкономического метода для оценки эффективности теплоэнергетических объектов // Новое в российской электроэнергетике: Ежемесячный научно-технический электронный журнал. — 2016. — № 8. — С. 19–28.