В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.
Ключевые слова: ребенок, природа, экологические представления, дошкольный возраст.
Природа в душе каждого ребенка оставляет свой определенный след, воздействуя своей динамичностью, яркостью и многообразием на все его чувства [6, с. 50–52].
Ребенок чувствует себя первооткрывателем тайн и сокровищ природы, радуется и удивляется этому. Думает, что он первый увидел снег — множество порхающих узорных снежинок, первый обнаружил стрекочущих кузнечиков, услышал пение соловей, словно поющих только для него. Так он познает мир, воспринимает природу. Окружающий мир его интересует, будоражит и притягивает к себе [5, с. 150–152].
В дошкольном возрасте важна роль воспитателя в познании мира природы. Воспитатель должен сформировать не только положительное отношение к природе, любовь к Родине, но и сформировать экологические знания об окружающем мире. Экологические представления детей начинают свое формирование с понятий «живая» и «неживая» природа. Знания об окружающем мире помогут детям подготовиться к обучению в школе — изучать такие науки, как физику, природоведение, географию и т. д. [1, с.10–12].
Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, опирающийся на основные понятия и идеи экологии [2, с.25–32].
Экологические представления — это данные о неразрывных связях животных и растений со средой обитания, их адаптивности к ней; о применении природных богатств; о человеке как неотъемлемой части природы; о загрязнении окружающего нас мира [9, с.113–126].
Процесс формирования экологических представлений у дошкольников младшей, средней и старшей группы имеет свои различия. В каждой возрастной группе дошкольного образования используются свои методы и приемы, наглядные пособия.
В младшем дошкольном возрасте формируются первые основы экологического сознания, мышления и культуры [8, с. 138–139].
Выделяют задачи для формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста:
— познакомить детей с характерными особенностями времен года;
— сформировать умение у детей узнавать домашних и диких животных, а также называть их и их детёнышей;
— дать представления о свойствах песка, воды, снега;
— развить у детей эмоционально положительное, бережное отношение к живой природе [8, с. 138–139].
Для решения данных задач необходимо тематическое планирование, отражающие различные формы работы такие, как беседы, дидактические игры, целевые прогулки, чтение художественной литературы, эксперименты с водой, снегом, песком и т. д. [3, с. 13–26].
В младшей группе ДОО должно быть правильно организованно экологическое пространство, включающее в себя: муляжи овощей и фруктов, календарь погоды, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, репродукции о природе, о домашних и диких животных, о временах года [1, с. 10–12].
Игры с песком развивают мелкую моторику детей, мышление, восприятие, память, речь, фантазию и воображение. Расслабляют, успокаивают и снимают психическое напряжение [9, с.113–126].
Игры с водой служат средством познания окружающего нас мира. Данные игры направлены на развитие психических познавательных процессов, на формирование сенсорных представлений и первичных приёмов логического мышления [9, с.113–126].
При формировании первых представлений о природе необходимо начинать с метода наблюдения. Уникальность данного метода в том, что он позволяет ребенку без помощи взрослого обнаружить законы природы [1, с. 10–12].
В младшей группе детского сада для расширения представлений детей о доступных им явлениях и предметах окружающего мира, необходимо использовать разные виды игр: театрализованные, дидактические, творческие и подвижные [9, с. 113–126].
Таким образом, процесс формирования экологических представлений для ребенка младшего дошкольного возраста способствует развитию его личности, а именно развивает бережное отношение к природе, ответственность за нее, формирует первые экологические знания о важнейших природных взаимосвязях, воспитывает гуманное отношение к окружающей нас среде [9, с. 113–126].
Детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) учат взаимодействовать с окружающей нас средой, поддерживать интерес к предметам и явлениям природы. Делать правильные обобщенные выводы об увиденном [1, с. 10–12].
Формируя экологические знания, чувство эмпатии к природе необходимо чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций [2, с. 25–32].
Следует детей данного возраста знакомить с обитателями леса: грибами, ягодами, лесными растениями, касаясь диких животных на примере рассказов В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова («Купание медвежат», «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Лиса и заяц») [9, с. 113–126].
Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на сезонные изменения в природе [8, с. 138–139].
Для процесса формирования экологических представлений у детей средней дошкольной группы немаловажную роль играет уголок природы. Организуя уголок в группе, воспитатель должен направлять детей на самостоятельное наблюдение за растениями и животными [7, с. 87–99].
Детей четырех-пятилетнего возраста необходимо приучать к трудовой деятельности, объясняя им значимость их труда и поощряя тех, кто самостоятельно решил проявить инициативу в оказании помощи старшим [7, с. 87–99].
Осенью детей нужно привлекать к уборке территории от листьев, познакомив заранее с рабочим инструментом: грабли, метла, лопата и т. д.
В зимний период необходимо привлекать детей к постройке кормушек для птиц, чистить от снега, к примеру, игровую площадку, лепить из снега снеговиков, подкармливать птиц [7, с. 87–99].
Весной, к концу апреля детей важно привлекать к посадке семян гороха, а в мае — к посадке лука [1, с. 10–12].
Вся эта огромная работа по формированию экологических знаний не достигнет вершины успеха, если ребенок не будет чувствовать поддержку со стороны взрослых, а именно родителей. Ребенок всегда открыт к новому, способен к легкому восприятию и присвоению экологических правил, способен превратить данные правила в свои привычки. Экологическое просвещение родителей — это одно из самых сложных и важных направлений в работе воспитателей дошкольной образовательной организации [6, с. 50–52].
В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с сезонными изменениями посредством наблюдения. В момент наблюдений необходимо использовать художественное слово: малые формы фольклора, стихи, чтение отрывков из художественных произведений [1, с. 10–12].
Во время прогулок следует беседовать с детьми о том, как растения приспосабливаются к зиме, т. е. необходимо сформировать у детей представления о внешнем и внутреннем состоянии растений осенью, дать некоторые представления о семенах и плодах деревьев, кустарников и травянистых растений, рассказать о способах распространения семян. Важно рассказать детям об огромной роли ветра в жизни растений [4, с. 105–123].
Большое внимание на занятиях уделяем беседам о птицах: «Какую пользу приносит нам птицы?», «Какие птицы улетают на юг?», «Птицы — это наши меньшие друзья!» [7, с. 87–99].
Воспитатели в своей работе должны использовать произведения М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, Э. Шина, В. Бианки, Н. Сладкова. Данные произведения написаны простым, доступным, увлекательным языком, которые рассказывают о явлениях окружающей нас природы, дающие точные сведения [3, с. 13–26].
В результате, из всего выше перечисленного, дети старшего дошкольного возраста овладеют знаниями о природе, научатся размышлять, сопоставлять, сравнивать, освоят причинно-следственные связи, отношения, свойства, качества между явлениями и предметами природы. Начнут проявлять большой интерес к природному материалу, из которого можно сделать великолепные подделки, появится бережное отношение к природе, чувство эмпатии [7, с. 87–99].
Таким образом, мы пришли к выводу, что природа — это одно из важнейших средств воспитания детей. Окружающий нас мир привлекает детей своей разнообразностью и яркостью. В момент наблюдения ребенок включает разные органы чувств, т. е. происходит активизация начальных моментов познания-восприятия и ощущения. Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте способствует развитию мышления, расширению представлений о мире, овладению родовидовыми, временными, пространственными и причинно-следственными отношениями, позволяющие объединить отдельные представления в общую картину.
Литература:
- Акимова Е. В., Комиссарова Л. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 10–12.
- Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 25–32.
- Венгер Л. А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. — М., 2010. — С.13–26.
- Веракса Н.Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.:Мозаика- Синтез, 2014. — С. 105–123.
- Григорьева О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 150–152.
- Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50–52.
- Кондратьева Н. Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Сборник научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 2017. — С. 87–99.
- Миронов А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе//Приобщение школьников к предметному моделированию. — 2013. — № 5 — с. 138–139;
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 2014. — С. 113–126.