В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о структурных элементах денежной системы Российской Федерации и о внедрении цифровой валюты (цифрового рубля) в качестве новой формы российского рубля и инновационного финансового инструмента. Анализируются проблемы финансово-правового регулирования цифровой валюты и обусловленной ими трансформации правосубъектности участников финансовых отношений, выдвигаются предложения по совершенствованию отечественного финансового и смежного законодательства и по определению финансово-правового положения цифровой валюты на территории государства.
Ключевые слова: финансовая система, финансовые отношения, денежная система, национальная платежная система, наличное и безналичное денежное обращение, цифровая валюта, финансово-правовое регулирование, правосубъектность, денежные отношения, Банк России.
С развитием информационных технологий, сокращением времени на осуществление банковских операций и появлением возможности проводить финансовые сделки в режиме реального времени возникает потребность в модернизации платежной системы, денежной системы, а также поиске новых современных и инновационных форм финансовых инструментов. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. показала, что каждое развитое государство нуждается в отлаженном механизме денежной системы, способном быстро и эффективно решать и приспосабливаться к осуществлению всех форм расчетов в режиме реального времени в безналичной форме. В настоящее время в обществе и на законодательном уровне в Российской Федерации поднимаются вопросы альтернативного денежного обращения, развития цифровой валюты и внедрения ее как нового финансового инструмента для осуществления расчетов. Именно поэтому актуальным представляется рассмотрение перспектив закрепления цифровой валюты в денежном обращении Российского государства и выдвижение предложений относительно путей совершенствования отечественного законодательства и ее финансово-правового положения в Российской Федерации, а также уточнить влияние на изменение и модернизацию финансово-правового статуса и правосубъектности участников отношений в обозначенной области.
Традиционно в учебной и научной литературе под денежной системой государства понимается форма организации денежного обращения, то есть непрерывный процесс движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившийся исторически и закрепленный законодательно [2, c. 685]. В свою очередь, денежная система состоит из взаимосвязанных элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения [2].
Сама же организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом, так как денежная система государства отражает состояние его экономики. В свою очередь, денежное обращение на территории государства регламентируется как только законодателем, так и специально-уполномоченными органами (как правило, центральными банками) и осуществляется в наличной и безналичной форме, путем использования наличных денежных средств и безналичных расчетов.
Однако с 2014 г. в средствах массовой информации Российской Федерации часто начал подниматься вопрос о виртуальной криптовалюте, электронных деньгах и цифровых платформах инвестирования. Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) опубликовала два пресс-релиза в 2014 и 2017 гг. о росте спроса на виртуальную валюту от участников финансового рынка и констатировала, что органы государственной власти ведут мониторинг информации в данной области и работают в направлении создания нормативно-правового регулирования криптовалютных отношений [4, 5]. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует сформировавшаяся законодательная база, связанная с определением правового положения цифровых валют на территории государства, однако за последние два года было предпринято несколько попыток урегулировать данный вопрос.
В связи с этим в октябре 2017 г. Президент РФ В. В. Путин поручил до июля 2018 г. разработать законопроект федерального закона о цифровой валюте. Первой попыткой в феврале 2018 г. стал законопроект Минфина России «О цифровых финансовых активах», который в марте 2019 г. был внесен на второе чтение в Государственную Думу. Предполагалось, что данный документ закрепит понятие цифровых финансовых активов и урегулирует отношения, связанные с их использованием на территории государства. При этом принятые изменения в марте 2019 г. в ГК РФ, опередив указанный законопроект, ввели в действие ст. 141.1 «Цифровые права» [6], то есть цифровые права стали новым объектом гражданских прав, предполагающих под собой права, которыми будут наделены участники, использующие специальные информационные системы (например, блокчейн). Далее, уже в августе 2019 г., законодательные органы власти приняли новый Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7], согласно которому юридические лица получают право на доступ к цифровым инвестиционным платформам, с помощью которых смогут осуществлять инвестиционную деятельность, находить партнеров, заключать договоры об оказании услуг инвестирования, обмениваться опытом в данной сфере, покупать ценные бумаги и утилитарные цифровые права. Однако закон об определении правового положения цифровых финансовых активов в Российской Федерации так и не приняли.
4 июня 2019 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], определивший шесть направлений развития цифровой экономики в государстве: нормативное регулирование цифровой среды, информационную инфраструктуру, кадры для цифровой экономики, информационную безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление.
Одной из важных задач в данной программе цифровизации является «обеспечение правовых условий внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке» [8, Пункт 1.4 раздела 4.1], то есть определение правового статуса и порядка оборота цифровых финансовых активов. Представляется, что данный документ является основополагающим государственным актом, на основании которого будет происходить становление нормативно-правовой базы по внедрению финансовых информационных технологий в хозяйственный оборот на территории Российской Федерации.
В начале 2020 г. всемирная пандемия коронавируса заставила государства всего мира обратить внимание на развитие электронного денежного обращения, распространение виртуальной валюты и на проблемы информационной безопасности, связанные с осуществлением таких финансовых операций. Представляется, что данный факт стал толчком к тому, что спустя почти полтора года с момента внесения законопроекта «О цифровых финансовых активах» на второе чтение в Государственную Думу в Российской Федерации был принят в третьем чтении (от 22.07.2020) новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] (далее — Закон N 259-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2021 г. и будет осуществлять регулирование цифровых финансовых активов на территории государства.
Данный нормативно-правовой акт закрепил в отечественном законодательстве понятия «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта» [7]. Данным Законом легализуется использование цифровых финансовых активов в Российской Федерации (хотя и в ограниченном виде). При этом новый Закон осуществляет правовое регулирование оборота цифровой валюты, выпуска, учета, обращения цифровых финансовых активов, деятельности оператора информационной системы, где происходит выпуск и обмен цифровых финансовых активов. В документе также закреплена возможность распоряжаться или использовать цифровую валюту как средство накопления и инвестирования, которое не является денежной единицей и которым нельзя расплачиваться за товары, работы и услуги, а в рамках некоторых законов цифровая валюта признается имуществом, на которое можно наложить взыскание. Следует иметь в виду, что в Законе не закреплены понятия «криптовалюта», «майнинг», «токен», не предусмотрены положения об уголовной или административной ответственности, не определен режим налогообложения. Представляется, что данные «юридические моменты» будут закреплены в других нормативно-правовых актах, так как Закон N 259-ФЗ является только первой ступенью в сфере регулирования виртуальных денег.
13 октября 2020 г. на официальном сайте Банка России был размещен Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» (далее — Доклад о цифровом рубле), основной целью которого является изучение и обобщение общественного и научного мнения по вопросу: "...о целесообразности выпуска в России цифровой валюты центрального банка как дополнительной формы денег, способной ответить на стоящие перед финансовым рынком вызовы» [9].
Доклад о цифровом рубле состоит из семи разделов, которые подробно описывают понятие, сущность, роль, значение и возможность цифрового рубля в денежном обращении государства, механизм его реализации, методы обеспечения информационной безопасности, предполагаемые изменения в отечественном законодательстве, а также предложения для общественного и международного обсуждения цифровой виртуальной валюты Центрального банка. С точки зрения Банка России, внедрение цифрового рубля поможет снизить уровень издержек на эмиссию наличных денег, сделает более доступным рынок финансовых услуг, а также сделать расчеты более безопасными и доступными для всех граждан. Все это в целом, как отмечается в Докладе, по мнению Банка России, «будет соответствовать современным требованиям для дальнейшего развития цифровой экономики в Российской Федерации».
Согласно данному документу, Банк России будет являться эмитентом цифровой валюты — цифрового рубля, который станет дополнительной формой денег к уже существующим наличным и безналичным рублям и будет наделен всеми признаками полноценных денежных знаков. Представляется, что цифровой рубль, возможно, будет использоваться в онлайн- и офлайн-режиме на всей территории государства. Цифровые рубли будут зачисляться на виртуальные кошельки своих владельцев в информационной платформе Банка России, которая будет установлена на мобильных или иных устройствах. Три формы российских рублей: наличная, безналичная и цифровая — будут взаимосвязаны между собой, и владельцы денежных средств смогут беспрепятственно осуществлять перевод денег из одной формы в другую. При этом цифровые рубли Банка России будут наделены всеми признаками полноценных денежных знаков, то есть каждый цифровой рубль будет иметь свой собственный цифровой код, иметь стабильную ценность и меру стоимости как наличные или безналичные рубли, являться полноценным средством обращения, платежа и расчета, а также иметь возможность накапливаться беспроцентно на специальном электронном кошельке своего владельца [9].
Безусловно, пристальное внимание Банка России будет уделено созданию и развитию высокотехнологической платформы для проведения операций, хранения и обращения цифровой национальной валюты, а также ряду изменений в отечественной законодательной базе, именно поэтому Доклад о цифровом рубле носит информативный характер и опубликован для обсуждения в обществе.
Необходимо отметить, что многие зарубежные страны уже долгое время занимаются развитием финансово-правового регулирования и информационных технологий в сфере виртуальной и цифровой валюты, как эмитируемой частными субъектами, так и самим государством.
К примеру, Япония начиная с 2017 г. начала активно развивать законодательную базу по регулированию криптоактивов, согласно которой все биржи криптоактивов должны быть зарегистрированы, а сами криптоактивы являются законным виртуальным платежным средством [10, 11]. Таким образом, в настоящее время в Японии в хозяйственном обороте страны находится национальная валюта и виртуальная валюта в виде биткойна, обладающая всеми функциями законного платежного средства. Любая деятельность, связанная с ведением криптовалютных операций в стране, подлежит лицензированию и регистрации; за нарушение законодательства, связанного с регулированием данного вида деятельности, предполагается уголовная и административная ответственность. Следует заметить, что в Японии также рассматривается вопрос о принятии национального криптоактива в качестве полноценной денежной единицы.
Таким образом, можно сделать вывод: криптовалюта или цифровая валюта представляет собой новый финансовый инструмент; интерес иностранных государств к развитию систем виртуальных валют стремительно растет, поэтому многие развитые страны на законодательном уровне закрепляют правовое регулирование криптовалюты; для осуществления операций с криптовалютой в государстве необходима обширная законодательная база, регулирующая данный вид деятельности, а также безопасные и развитые информационные технологии; криптовалюта (цифровая валюта) — это новая ступень в развитии денег; криптовалюта может стать новой платежной системой, заменив полностью фиатные деньги.
С целью совершенствования отечественного законодательства в сфере правового регулирования цифровой валюты в Российской Федерации, видится необходимым в ближайшее время осуществить следующее:
1) создать и ввести в действие эффективную правовую базу в сфере регулирования цифровых финансовых технологий в государстве;
2) разработать единую государственную политику в отношении правового регулирования виртуальной криптовалюты на территории государства;
3) закрепить правовое положение цифровой валюты в отдельном нормативно-правовом акте, определив ее цели, задачи, функции, область применения, правила осуществления платежей и инвестирования с ее использованием, виды сделок, которые можно совершать с ее использованием, а также установить круг субъектов, которые имеют право осуществлять эмиссию и правовое регулирование криптовалюты на территории государства;
4) определить государственные органы и ведомства по контролю, надзору и регистрации деятельности, связанной с виртуальными валютами;
5) разработать систему налогообложения для данной сферы деятельности, опираясь на опыт зарубежных стран по налогообложению операций с криптовалютами и предпринимательской деятельности с криптовалютами;
6) разработать правовые нормы о финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере виртуальной валюты.
Литература:
- Модернизация правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации экономики: материалы Международной научно-практической конференции в рамках V Саратовских финансово-правовых чтений научной школы имени Н. И. Химичевой (г. Саратов, 23 июня 2020 г.): сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1 / под общей редакцией Е. В. Покачаловой, С. В. Рыбаковой. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2020. 308 с.
- Финансовое право: учебник / ответственный редактор Н. И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2012. 751 с.
- Цифровая экономика как вектор трансформации правосубъектности участников налоговых отношений в России и за рубежом: материалы Международной научно-практической конференции в рамках IV Саратовских финансово-правовых чтений научной школы Н. И. Химичевой (г. Саратов, 23 мая 2019 г.): сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1 / под общей редакцией Е. В. Покачаловой, М. Б. Разгильдиевой. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. 224 с.
- Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткойн // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банк России).URL: http://www.cbr.ru/press/pr/?file=27012014_1825052.htm#highlight= %D0 %B1 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9 %D0 %BD (дата обращения: 16.04.2021);
- Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банк России). URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017–09–04T18_31_05.htm (дата обращения: 16.04.2021).
- Федеральный закон от 18 марта 2019 г N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.
- Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 31.07.2020 N 259-ФЗ) // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418; 2020. N 31 (часть 1). Ст. 5018.
- Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 04.06.2019 N 7) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
- Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль». М.: Центральный банк Российской Федерации, 2020. С. 3. URL: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 17.04.2021).
- Bitcoin gets official blessing in Japan, October 18, 2017. URL: https://www.ft.com/content/b8360e86-aceb-11e7-aab9-abaa44b1e130 (дата обращения: 07.01.2020);
- Japan Implements Significant Changes to Cryptocurrency Regulation Today, April 30, 2020. URL: https://news.bitcoin.com/japan-changes-cryptocurrency-regulation/ (дата обращения: 01.04.2021).