В статье рассмотрены основные проблемы и принципы регулирования государственной политики в области экологии. Выделены наиболее перспективные направления развития ГЧП в экологической сфере.
Ключевые слова: ГЧП, экологический менеджмент, экология.
В начале 2020 года вспышка коронавирусной инфекции способствовала изменению привычного жизненного уклада всего мира. В связи с закрытием границ, введением ряда ограничений внутри стран, снижением промышленной активности улучшилась ситуация с загрязнением воздуха над Китаем и Европейскими странами. Однако, результаты не являлись долгосрочными, уже с прекращением карантинных мер потребление ресурсов восстановилось и продолжает расти. Таким, образом, из-за глобальных изменений климатических условий возникает необходимость своевременного и качественного регулирования экологической политики на государственном уровне.
Экологически ориентированный инвестиционный менеджмент способствует формированию долгосрочных перспектив, обеспечивающих охрану окружающей среды, ресурсосбережения, повышения уровня экологической безопасности как процессов производства, так и потребления производимой предприятием продукции.
В связи с тем, что отходы производства и жизнедеятельности человека загрязняют биосферу и ухудшают условия жизни, необходимо считать, что они имеют отрицательную стоимость, следовательно, снижают благосостояние страны.
Ежегодно Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy), составляется рейтинг экологически чистых стран. Показатели рейтинга указывают на существующие проблемы, помогают отслеживать тенденции развития страны в сфере экологии. По состоянию на 2020 год, первое место занимает Дания, следующими идут Люксембург и Швейцария, Россия заняла 58-е место из 180.
В настоящее время сложности в решении экологических проблем страны связаны с рядом факторов, в их числе:
– недоступность действенной государственной экологической политики;
– несоответствие федеральных и региональных экологических программ основным положениям Экологической доктрины Российской Федерации;
– затянувшийся процесс реструктуризации природоохранных органов России;
– недоступность четкого разграничения возможностей федерального центра и регионов по вопросам финансирования экологических программ;
– дефект квалифицированных кадров, занятых в экологической сфере, недоступность единой системы подготовки специалистов в сфере экологии;
– низкая степень обязанности за несоблюдение экологических норм;
– низкая степень экологического просвещения и образования населения.
Реализация принципов ГЧП в сфере экологии является одной из важнейших задач ряда государственных программных и плановых документов.
– Проекты, направленные на комплексное и рациональное использование природных ресурсов, как пример внедрение принципов шеринговой экономики.
– Проекты по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов и поддержание их режима.
Эти проекты дают возможность определить ценность при выборе наиболее эффективных и ресурсосберегающих методов инвестирования, оценить экологические и экономические выгоды его участников, включая национальный план мероприятий. Заинтересованными сторонами этих проектов должны быть коммерческие и благотворительные организации в области экологии, экономики, права и градостроительства. Такой подход значительно повысил бы эффективность управления эколого-экономическими проектами, способствовал контролю за осуществлением природоохранных мероприятий и послужил бы основой для систематического анализа возможных рисков при реализации таких проектов.
В промышленных сферах использование механизмов государственно-частного партнерства является одним из наиболее перспективных направлений охраны окружающей среды. Правовые положения об охране окружающей среды в регионе должны учитывать природно-климатические особенности и основные виды экономической деятельности, развиваемые в регионе, а законодательство субъектов Российской Федерации должно отражать конкретные обстоятельства экологических, социальных и экономических условий соответствующих субъектов Российской Федерации.
Реализация экологических инвестиционных проектов (строительство очистных сооружений, организация национальных парков), инвестиционных проектов со значительным улучшением состояния окружающей среды (строительство кольцевых автомобильных дорог, рационализация размещения предприятий в промышленных зонах).
Существует прямая зависимость между масштабами деятельности компании и степенью ее воздействия на окружающую среду. Другая модель заключается в том, что наибольший вред природе наносят компании, обеспечивающие экономическое развитие в большинстве районов страны. Ведь с экологической точки зрения наиболее проблемными являются такие отрасли, как энергетика, химия и нефтехимия, металлургия и машиностроение. Логично, что компании, работающие в этих отраслях, должны нести основную нагрузку по реализации экологических проектов, и именно эти компании должны участвовать в решении экологических проблем в качестве партнеров государства.
В настоящее время более 60 регионов Российской Федерации приняли региональные законы о ГЧП. Идея создания таких партнерств в области охраны окружающей среды должна быть более широко понята и не ограничиваться реализацией совместных инвестиционных проектов. В некотором смысле поддержка любого государства хозяйствующим субъектам в решении их собственных или других экологических проблем является государственно-частным партнерством.
Сегодня для решения проблем, связанных с окружающей средой, можно предложить политику перераспределения финансового бремени предприятий, использующих природные ресурсы. Это единственная возможность восполнить недостающие инвестиционные ресурсы для финансирования природоохранных мероприятий. Государство должно определить ответственность предприятий, использующих природные ресурсы, в качестве регуляторов рынка экологического страхования.
Литература:
- ГОСТ Р ИСО 14005–2019 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента. М.: Стандартинформ. 2020
- Денисов К. А. Стратегия устойчивого развития промышленных предприятий на инновационной основе как фактор обеспечения экологической безопасности региона / К. А. Денисов, С. В. Прокопенков, О. С. Чечина; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Г. Бездудной. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 104 с.
- 2020 EPI Results. — Текст: электронный // yale.edu: [сайт]. — URL: https://epi.yale.edu/epi-results/2020/component/epi (дата обращения: 18.06.2021)