В представленной статье поднимается весьма актуальный вопрос о правовой природе такой разновидности личностных прав, как соматические права, ставшие новым направлением для изучения не только для теоретиков, но и практиков. Автором, на основе анализа уже имеющихся в теории права точек зрения российских и белорусских ученых о понятии и признаках соматических прав, выводится собственное определение.
Кроме того, автором исследуется такая разновидность соматических прав, как донорство органов и тканей человека, в том числе посмертное.
Ключевые слова: права человека, личностные права, соматические права, разновидности соматических прав, посмертное донорство, трансплантация органов
Соматические права... Понятие несколько непривычное для российского обывателя. Тем не менее, известное российским ученым несколько десятилетий, а с недавнего времени — прочно закрепившееся в научных кругах, в том числе, когда в очередной раз на страницах периодических изданий возникает полемика относительно данного понятия.
Появлению данного понятия российское юридическое сообщество обязано, по-нашему мнению В. И. Крусс, статья которого на рубеже веков вызвала широкий научный резонанс, не прекращающийся до настоящего времени. А потому ученые, как в области конституционного права, так и других отраслей права, занимающиеся исследованием прав человека, их правовой природы, вопросами их правого регулирования, считают своим долгом непременно упомянуть хотя бы вскользь данные права. Другие же посвящают все свое внимание исследованию именно данной категории прав. Бесспорно одно — соматические права не оставляют равнодушными никого. Данное обстоятельство обусловлено, по-нашему мнению различными обстоятельствами, но главным является — морально-нравственные трудности их понимания и как следствие — отсутствие четкой правовой регламентации.
Для начала следует определиться с тем, что именно ученые понимают под правами, именуемыми «соматическими».
Так, В. И. Крусс определяет их как «…группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [2, с. 43]
При этом примечательно то, что, развивая теорию Крусса В. И., видный ученый в исследовании соматических прав М. А. Лаврик отмечает, что «соматическими правами человека могут обозначаться различные притязания правового характера человека к обществу относительно самостоятельного распоряжения своей телесностью», а далее, развивая мысль, дополняет, что «под соматическими правами в узко-юридическом смысле следует понимать признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом. То есть это соматические притязания, получившие признание общества и правовое закрепление» [3, с. 23].
Е. Л. Поцелуев и Е. С. Данилова под соматическими правами понимают «…совокупность прав человека, предусматривающих признанную обществом и государством возможность свободно и ответственно принимать юридически значимые решения в отношении собственного тела при помощи достижений биологии, генетики, медицины и техники» [3, с. 7].
Из приведенных выше определений общим признаком соматических прав является возможность свободно распоряжаться своим телом.
Общеизвестно, что определения, даваемые какое-либо понятию, явлению, складываются из характерных черт (признаков) данного явления. Применительно к соматическим правам полагаем, что в наибольшей степени были определены характерные черты (признаки) соматических прав белорусским ученым Д. Г. Василевичем, по мнению которого «признаками соматических прав являются: 1) распоряжаться своим телом вправе сам человек (при определенных обстоятельствах — его законный представитель); 2) объектом соматических прав является тело человека; 3) на объем и содержание соматических прав оказывают влияние мировоззренческие установки личности и общества; 4) на сферу соматических прав воздействует ряд факторов, в том числе законодательных, моральных (нравственных), религиозных, этических; 5) достижения научно-технического прогресса влияют на полноту реализации соматических прав; 6) новые представления о морали изменяют и оценки, касающиеся человека, его некоторых соматических прав; 7) основания и цели ограничения соматических прав, допустимые в демократическом обществе, фиксируются в Конституции; 8) развитие национального законодательства в области обеспечения соматических прав осуществляется с учетом норм международного права» [4, с. 5].
Таким образом, с учетом имеющихся в настоящее время определений, полагаем, что под соматическими правами следует понимать определенную законодательством совокупность прав и свобод по распоряжению человеком, а в установленных законом случаях его законных представителей телом (в том числе посмертно) с учетом имеющихся достижений биомедицины, генетики, трансплантологии и других наук, занимающихся исследованиями в области человеческого организма.
Ученые выделяют различные группы соматических прав, в том числе по весьма различным основаниям, оставаясь при этом единодушными в том, что соматические права являются составной частью личностных прав [5]. Однако, несмотря на большую публикационную активность ученых, занимающихся данной разновидностью прав, до настоящего времени не выработано единой системы соматических прав, а ученые, при очередном исследовании, берут за основу классификацию одного из своих коллег. При этом чаще всего ученые обращаются к классификации, представленной М. А. Лавриком.
Так, основными разновидностями соматических прав являются: право на смерть (суицид и эвтаназия); право на смену пола; право на донорство органов и тканей (в том числе посмертное); репродуктивные права человека, как позитивного характера (искусственное оплодотворение), так и негативного (аборт, стерилизация, контрацепция).
Хотелось бы остановиться и более детально рассмотреть такую разновидность соматических прав, как право на донорство органов и тканей (в том числе посмертное). Данный вопрос до настоящего времени не нашел четкого урегулирования в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем возникает множество трудностей в правореализации.
Так, на сегодняшний день, пожалуй, единственным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере трансплантации органов и тканей человека остается закон с аналогичным названием, принятый почти тридцать лет назад — Закон РФ от 22.12.1992 № 4180–1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее — Закон) [6].
Согласно ст. 1 Закона одним из обязательных условий трансплантации является то, что она допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Однако Закон не определяет условия посмертной трансплантации, закрепляя статьей 8 Закона презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей. То есть применительно к посмертному донорству принято считать, что донор по умолчанию дал согласие на трансплантацию при жизни. А потому в случае наступления внезапной смерти (например, в результате ДТП) у тела могут быть взяты абсолютно любые органы. Закон не устанавливает для медицинских учреждений обязанности по получению согласия родственников и близких лиц на трансплантацию органов и тканей их умершего родственника. И как справедливо замечает Нестерова Е. М. «… большинство людей не знают, что по закону изначально каждый согласен быть донором, и врач может не спрашивать согласия на донорство у родственников. Чаще узнают о презумпции только когда вступают в эти отношения лично — как родственник умершего или реципиент» [7, с. 17].
Таким образом, на сегодняшний день законодатель ставит граждан в ситуацию при которой каждый гражданин, не давший прижизненного согласия на посмертную трансплантацию органов и тканей и не желающий этого посмертно (например, ввиду религиозных убеждений) должен при жизни нотариально оформить и при себе всегда иметь письменный отказ на проведение данной посмертной процедуры.
И, несмотря на то, что данное положение Закона противоречит целому ряду статей других нормативно-правовых актов (например, п. 7 ст. 47 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [8], законодатель не спешит вносить соответствующие безусловно актуальные в настоящее время изменения.
Так, согласно п. 7 ст. 47 указанного Закона в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка). Однако как показывает практика, родственники остаются в полном неведении о том, что было проведено посмертное изъятие органов у тела родственника [9].
Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить, сложность определения и исследования соматических прав обусловлена целым рядом факторов: начиная от тесной взаимосвязи и трудности разграничения с нравственно-этическими понятиями и нормами, заканчивая отсутствием правового закрепления. В настоящее время назрела необходимость разработки единой классификации соматических прав, законодательного урегулирования наиболее значимых из них (право на эвтаназию) и приведение в соответствие ряда законов, закрепляющих правоотношения в сфере посмертного донорства.
Литература:
- Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В. И. Крусс // Государство и право. 2000. № 10. С. 43–50.
- Лаврик М. А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 16–26.
- Поцелуев Е. Л. и Данилова Е. С. Понятие и виды личностных (соматических) прав человека // Наука. Общество. Государство. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-lichnostnyh-somaticheskih-prav-cheloveka (дата обращения: 18.06.2021).
- Василевич Д. Г. Конституционные основы реализации соматических прав: теория и практика. Автореф. … дисс. д-ра юрид. наук. Минск, 2020. 49 с.
- Ковлер А. И. Антропология права / А. И. Ковлер. М.: Издательство «НОРМА», 2002. 480 с.; Гончаров И. В. Соматические права: вопросы юридического признания и практика реализации // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 23–27.
- Закон РФ от 22.12.1992 № 4180–1 (ред. от 08.12.2020) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62; СЗ РФ. 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074.
- Нестерова Е. М. Особенности правового регулирования посмертного донорства в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 9. С. 16–24. DOI 10.20310/2587–9340–2019–3-9–16–24.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2021. № 22. Ст. 3687.
- Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 17.06.2021).