В статье рассматривается экономическое содержание торговых предприятий с акцентом на сферу ведения розничной торговли. Представлена классификация предприятий розничной торговли. Кроме того, автором статьи представлены характерные черты розничной торговли.
Ключевые слова: ассортимент, предприятие, продажа, розничная торговля.
The article examines the economic content of trade enterprises with an emphasis on the scope of retail trade. The classification of retail trade enterprises is presented. In addition, the author of the article presents the characteristic features of the retail trade.
Keywords: assortment, enterprise, sale, retail.
В рамках составления комплексной характеристики понятия и сущности продаж в розничной торговле автор данного исследования предлагает рассмотреть понятие торгового предприятия. Под предприятием, работающим в сфере торговли, принято понимать имущественный комплекс, применяемый экономическим субъектом для проведения коммерческих сделок по движению продукции. Данный имущественный комплекс может состоять из ряда элементов — это:
– участки земли;
– здания, используемые для производственных, коммерческих, управленческих и прочих целей, и сооружения;
– торговое оборудование (контрольно-кассовая техника, морозильное оборудование и т. д.) и инвентарь (кассовые боксы, стеллажи и т. д.);
– продукция к продаже;
– наличие права требования и задолженности;
– официально признанное наименование экономического субъекта;
– товарные лэйблы и знаки торгового обслуживания и прочие виды элементов.
Набор предприятий, работающих в сфере торговли, и при этом расположенных на определенной территории или поддающийся единому управлению, именуется торговой сетью.
Торговую сеть принято делить на два вида — на стационарный и нестационарный вид. Сеть первого вида располагается в специальным образом оснащенных для совершения коммерческой деятельности помещениях. Для функционирования нестационарных сетей характерно осуществление разносно-развозной торговли (автоцистерны и прочие примеры). Согласно пункту 3.1 Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 51773–2009) [2] под торговым предприятием понимается хозяйствующий субъект, реализующий с применением процессов, оборудования и технологий товары и услуги в пользу покупателей (приобретающего товар лица (пункт 23 статьи 4 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») [1]). При этом вышеуказанный Стандарт выделяет два вида предприятий сферы торговли — это (см. рис. 1):
Рис. 1. Классификация предприятий торговли
1) оптово-торговое предприятие. Его деятельность предполагает осуществление продаж товаров и услуг в пользу покупателей для их дальнейшей перепродажи или применения в профессиональных целях (пункт 3.2 ГОСТ Р 51773–2009). К данному виду предприятий необходимо относить центры товарной логистики, торгово-складские организации, магазины-склады и т. д.
2) рознично-торговое предприятие. Его деятельность предполагает осуществление продаж товаров и услуг в пользу покупателей для их применения в личных, семейных и/или домашних целях (пункт 3.3 ГОСТ Р 51773–2009). К данному указанному виду предприятий необходимо относить объекты мелкорозничных продаж.
Далее стоит отметить то, что допускается составление классификации предприятий из рознично-торговой сферы в разрезе продуктового ассортимента. В этой связи на рисунке 2 представлены разновидности рознично-торговых предприятий в разрезе продуктового ассортимента:
Рис. 2. Разновидности рознично-торговых предприятий в разрезе продуктового ассортимента
- Магазин универсального типа. Его деятельность связана с осуществлением продаж универсального продуктового ассортимента.
- Магазин специализированного типа. Его деятельность связана с работой в одной товарной группе или с ее частью.
- Магазин с комбинированным продуктовым рядом — это предприятие, работающее с несколькими товарными группами, каждые из которых связана между собой единой общностью рыночного спроса.
- Магазин со смешанным продуктовым рядом. Его деятельность связана с работой по отдельным видам товаров продовольственного и непродовольственного назначения.
На рисунке 3 представлены виды предприятий торговли согласно виду, торговой площади и формам торгового обслуживания.
Рис. 3. Виды предприятий торговли согласно виду, торговой площади и формам торгового обслуживания
В таблице 1 представлена характеристика видов предприятий торговли согласно виду, торговой площади и формам торгового обслуживания.
Таблица 1
Характеристика видов предприятий торговли согласно виду, торговой площади и формам торгового обслуживания
№ п / п |
Наименование торговых предприятий |
Характеристика торговых предприятий |
1 |
Торговое оборудование |
Объединение на добровольной договорной основе из торговых предприятий, сохраняющих при этом свою автономность и права юридического лица, для координации своих разрабатываемых и/или совершаемых действий в рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также для обеспечения защитой своих экономических интересов в виде НКО |
2 |
Торговый комплекс |
Совокупность торговых предприятий, работающих с универсальным продуктовым ассортиментом и при этом консолидирующих свои сервисные функции в ходе осуществления торговой деятельности |
3 |
Торговый центр |
Совокупность торговых и/или сервисных структур, работающих с универсальным продуктовым ассортиментом на определенной территории. Данная совокупность в роли единого целого с обеспечением нормальной работы на своей территории стоянкой для автотранспорта |
4 |
Торговый дом |
Многопрофильное предприятие торговли с интеграцией в сферы производства, финансов и совершения ВЭД |
5 |
Магазин |
Специально оснащенное здание неподвижного типа для ведения коммерческой деятельности. При этом подобное здание предполагается обеспечивать торговыми, подсобными, общехозяйственными и складскими помещениями |
На рисунке 5 представлен перечень характерных черт розничной торговли.
Рис. 5. Перечень характерных черт розничной торговли
Таким образом, согласно данным, представленным на рисунке 5, розничная торговля — это продажа товаров и услуг, обладающих широким доступом для всех реальных и потенциальных покупателей, в торговых центрах, салонах, а также с использованием Интернет-ресурсов. Серьезный момент здесь — это необходимость ведения коммерческой деятельности. В качестве еще одной специфики можно отметить наличие определенного места, где совершаются товарно-денежные операции, — как правило, им является магазин, но при продаже продукции с использованием Интернет-сайта или телефона — собственные адреса клиентов или помещение, где выдается сделанный заказ.
Последний представленный на рисунке 5 аспект касается организации деятельности. Экономический субъект может быть крупным по размеру, средним или малым. Однако, в любой ситуации их деятельность необходимо строить на основании единых правил и норм. Это касается взаимодействия между продавцами, потребителями и государственными контролирующими органами (санитарно-гигиенические нормы, нормы качества продукции).
Перечень функций розничной торговли кроется в продаже разных товаров и услуг.
Ниже представлены функциональные назначения, обеспечивающие протекание данного процесса:
- Исследование запросов от потенциальных потребителей и разработка на их базе ассортиментной политики.
- Информирование клиентов о приобретаемых ими товаров и услуг.
- Побуждение товаропроизводителей к изготовлению определенных товаров на базе полученной по итогам проведения исследований информации.
- Обслуживание и консалтинг.
При этом здесь стоит отметить, что функции розничной торговли являются многосторонними должностными обязанностями продавца перед конечным покупателем. Состав данных функций обуславливается формами ведения бизнес-деятельности. Допустим, в больших супермаркетах с самообслуживанием определенная доля задач решается самими клиентами, к специалистам те обращаются за помощью исключительно при особой потребности.
При составлении понятия и сущности розничной торговли важно отметить и ассортиментный аспект. Продажа сложных технических средств требует к себе пристального внимания со стороны торгового персонала, т. к. только они весьма хорошо способны разобраться в продаваемых товарах.
Цели и задачи розничной торговли в серьезной степени пересекаются с ее функциями. Основные проблемы, решаемые с помощью осуществления индивидуальных продаж, представлены ниже:
- Покупка продукции у продавца-оптовика или товаропроизводителя и ее подготовка к продаже в рознице.
- Демонстрирование готовых образцов из большого ассортиментного ряда, для представления качества и специфик продукции.
- Логистика заказов, если это подразумевается формой ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Ключевая цель деятельности объектов, относящихся к сфере розничной торговли, состоит в достижении и поддержании правильного баланса между уровнями рыночного спроса и рыночного предложения. Это закон бизнеса и склонении в пользу любой из позиций, бизнесмены терпят убытки, а потребитель — перестает получать то, что ему необходимо. [3]
Таким образом, можно отметить широкое разнообразие существующих на сегодняшний момент времени видов предприятий, относящихся к сфере розничной торговли.
Помимо этого, автор данной статьи считает необходимым отметить и наличие большого числа особенностей предприятий из сферы розничной торговли. Вследствие этого менеджмент данных предприятий для удержания рыночных позиций должен обладать большим объемом знаний и навыков.
Литература:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 22.12.2020 № 435-ФЗ).
- Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 51773–2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
- Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 270 с.