Важнейшей воспитательной проблемой нашего времени является духовно- нравственное становление детей. Особое внимание и тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, нестабильные социальные условия, разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее сознание ребенка.
Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив — посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. Но в организации эффективного взаимодействия семьи и школы существует немало проблем. Среди них наиболее распространенными являются:
– занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
– наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;
– неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
– невысокий уровень образования и культуры родителей.
Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей.
Такого рода сотрудничество — ученик — учитель — родитель — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. В процессе сотрудничества возможны проблемы, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляя интересов взаимодействующих сторон.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса — одна из главных задач школы. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Таким образом, родители постоянно развиваются вместе со своими детьми, идут в ногу со временем, от вклада родителя в собственное саморазвитие напрямую зависит то, каким развитым окажется ребёнок. Задача учителя — помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс.
Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм — главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования
В рамках Стандартов нового поколения образовательный процесс ориентирован на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Особое внимание ФГОС уделяет взаимодействию педагога с родителями учеников.
Важным условием эффективного взаимодействия родителей и школы в повышении качества обучения учащихся является высокий уровень педагогической культуры семьи.
Педагогическая культура семьи — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт семейного воспитания. Педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать многих ошибок в семейном воспитании, а также дает возможность находить лучшие решения в нестандартных ситуациях. Педагогическая культура родителей состоит из четырех относительно самостоятельных, но взаимосвязанных аспектов: знаний, умений, опыта практической и творческой деятельности и ценностных отношений. Мы полагаем, что повышение качества обучения вызывает необходимость повышения уровня педагогической культуры родителей. Они должны обладать в необходимой степени базовыми знаниями по психологии и физиологии детей, иметь представление о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и в школе. Отсутствие у родителей таких знаний приводит к тому, что семья решает задачи обучения детей вслепую, методом проб и ошибок, а зачастую не осознает, что проблема существует. Что негативно сказывается на общем уровне развития и воспитанности взрослеющего человека, на его дальнейшей жизненной судьбе и профессиональной карьере. Наряду с теоретическими знаниями, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволяют успешно применять полученные теоретические сведения в жизни и любой практической деятельности.
Когда родители участвуют в решении разных проблем детей, это позволяет взрослым быть единомышленником, союзником, способствует вырабатыванию единых подходов к воспитанию и образованию детей.
Способами взаимодействия родителей и педагога в решении учебных проблем могут выступать:
Совместное изучение способностей и особенностей детей;
Выявление проблем детей в учебе, поиск решения при участии самого ученика и других педагогов;
Изучение заказа на образовательные услуги, который формируют родители, дальнейшее введение факультативов, специальных курсов и предметов по их предложениям;
Совместное обсуждение режима при организации учебного процесса.
На практике к организации учебного занятия возможно использование разных способов привлечения родителей. Учитель предлагает родителям устно или письменно, через детей или на родительском собрании список видов участия в учебном процессе:
– Творческие домашние задания (составление кроссвордов, тематические газеты, викторины, семейные сочинения), которые дети выполняют совместно с родителями;
– Различные экскурсии (на предприятие, на природу, в музей);
– Выступление на уроках перед учениками, проведение отрезка занятия;
– Семейные конкурсы;
– Совместные наблюдения и исследования;
– Подготовка различных материалов к уроку;
– Обсуждение в семейном кругу проблемного вопроса, его результаты ученик представляет на занятии.
Особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе. Основными направлениями являются: духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Активное участие родителей в учебном процессе значительно повышает эффективность и обучения, и воспитания учеников. После выполнения совместных домашних заданий дети улучшают знания и формируют умения после выполнения совместных домашних заданий, у них развивается мотивация учения. Родители за улучшают общение со своим ребенком, занимаются самообразованием, ощущают свою значимость в школьной жизни и в жизни ребенка. В современной российской школе созданы благоприятные предпосылки: в выборе предметов обучения, определении объемов их изучения, составлении учебных текстов, выборе профиля школы, разработке системы мер по повышению качества обучения.
Одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является психологическая подготовка учащихся к переходу в основную школу.
Необходимым условием, повышающим эффективность взаимодействия школы и семьи, влияющим назаинтересованность родителей учебным процессом, позволяет такая форма работы как классное тематическое родительское собрание с привлечением специалиста — психолога.
Сущность тематической формы проведения родительского собрания заключается в том, что оно призвано актуализировать творческий потенциал личности, побудить ее к самоанализу, к принятию ответственности за решение педагогической проблемы с помощью советов и подсказок.
Основными задачами тематического родительского собрания являются:
– изменение неадекватных родительских позиций,
– улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия,
– расширение мотивов осознанного воспитания,
– оптимизация форм родительского воздействия на детей.
В рамках тематических родительских собраний с психологической тематикой затрагиваются вопросы мотивации учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, социализация подрастающего поколения, создание сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Организация данных мероприятий способствует формированию взаимодействия Ученик — учитель — родитель и обеспечение взаимопонимания.
Тематическое родительское собрание основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.
Задачи организации взаимодействия:
– формирование активной педагогической позиции родителей;
– вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
– активное участие родителей в воспитании детей.
Тематическое родительское собрание для 4-х классов «На пороге взросления»
На основе проведенного в рамках перехода в основную школу анкетирования учащихся 4-ых классов, выявлены следующие выводы:
В этом возрасте для ребят присущи следующие психологические новообразования:
Стремление к свободе и независимости, где-то и бесконтрольность.
Ожидания ребят вотношении учителей средней школы связаны с соблюдением дистанции, уважением к личности ребят, доверием и предоставлением свободы, объективности в оценивании.
Некоторые считают, что учителя часто субъективны, ориентируются на личные симпатии-антипатии. Пугает ребят то, что они изменить не в силах. Ребята считают, что поддержка родителей должна основываться на сочувствии и понимании в сравнении со своим (родительским) опытом 5-го класса, на «принятии меня такого, какого есть, на принятии меня любого!»
У многих ребят складывается избирательное отношение к предметам не по принципу — «хорошо-плохо учусь», а принципу познавательного интереса к предмету, к процессу его изучения, к связи его с будущей профессией.
Еще ребята понимают, что для того, чтобы о тебе сложилось мнение новых учителей должно пройти трудное время «притирки» друг к другу, когда тебя изучают и примеряют к тебе различные «клише».
Возможные трудности будущих пятиклассников.
Когда вы попадете в 5-й класс, то поймете, что все то, что было до этого, те пройденные 4 года начальной школы, — это практически не связанные между собой этапы школьной жизни.
5-й класс — это, прежде всего, высокие требования к самостоятельной интеллектуальной деятельности детей:
– При выполнении — многое, что задается на дом в 5-м классе, не объясняется очень подробно, не «разжевывается», многое ребята должны понимать и додумывать. Пример: на уроке истории работаем по теме древняя Греция. Итог — тест. Тест основан на знании фактического исторического материала. При подготовке дом. задания идет опора на вопросы к тексту. Но если итогом является не тест, а пересказ, то при подготовке дом. задания идет опора на раздел «подумай». Следующий урок — тема — Древний Рим. Педагогом задается общее направление проверки знания — будет тест по Древнему Риму. А вот что стоит за этим дом. заданием, как именно его готовить, по какой модели, ребятам уже не говориться. И вам, родителям, тоже. Они логически должны это уже понимать .
Начальная школа — это некий алгоритмированный «разбег», «преддверие» серьезной умственной работы. В основном, все виды деятельности в начальной школе алгоритмированы и задаются эти алгоритмы учителями и дома — родителями. А вот средняя школа — это самостоятельный умственный труд по выработке собственных алгоритмов.
Пример: средняя школа — очень много предметов. Ребята начинают делать домашние задания, но классифицируют и определяют очередность предметов они сами. По признаку — работа с текстовой информацией — литература, история, география, биология. Среди них — сложные абстрактные тексты, требующие особой умственной работы с опорой на абстрактные образы, — это биология, география. Исторические и литературные тексты основаны на ярких конкретных образах, целых ситуациях-картинах. И, в третьих, предметы математического цикла и языки, в том числе и русский — это решение задач (логических, математических, языковых). Ребята, уже научившись разбираться в своих индивидуальных особенностях и в приоритете того или иного предмета, самостоятельно определяют алгоритм выполнения домашних заданий.
В начальной школе педагог как бы «спускается» на уровень ребенка, опирается на его индивидуальность, чтобы научить, донести информацию как можно эффективнее. В средней школе — педагог ориентирован на логику предмета, на научный, понятийный аппарат данной области знания, а ребята, опираясь на полученный жизненный опыт, пытаются дотянуться до уровня, задаваемого учителем. Поэтому используется коммуникабельность, правильная дистанция между собой и взрослым человеком, умение вести диалог с педагогом и сформулировать свою мысль на равных, использование своих «сильных» сторон личности, чтобы вытянуть предмет, зная «слабые» стороны. В средней школе не делается «скидка» на малый возраст. Двойкой наказывают и за забывчивость, и за рассеянность, и за неумение предвидеть будущую проблему, предупредить учителя. Например, не переслал работу педагогу по информатике — два в электронный журнал. Далее работа срочно пересылается, человек просит извинение за халатность, двойка убирается из электронного журнала. Вот такая примерно тактика учителей средней школы.
Именно поэтому важнейшей задачей в начальной школе является помощь учителя и психолога в создании для ребенка собственной модели поведения, которая приносят желаемый эффект.
Рекомендовано родителям: Не старайтесь проецировать на детей собственные особенности и те модели, которые создали для себя вы сами. То, что хорошо для вас, совсем не обязательно будет хорошо для ребят.
Как уже было сказано, большая часть заданий в средней школе связаны с работой с текстами . Появляются сложные абстрактные тексты — научные и научно-популярные. Это предполагает умение представить в образах достаточно абстрактные объекты — бактерии, почвенный перегной, феодальный строй, ядро земли и т. д. Это предполагает и высокий уровень обобщения информации, знания многочисленных слов, фраз и речевых оборотов. Это новые виды аналитической работы с текстами, которые предполагают составление таблиц по тексту, схематическую работу с информацией, составление конспектов , ребята часто и много «попадаются» на «подводных камнях» тестов, а их в средней школе — очень много по сравнению с начальной . Например , в чем испытывают проблемы ребята: на вопрос дается 5 вариантов ответа, два из них — верные, три соответственно — неверные. Но, при этом, эти «неверные» ответы частично содержат правильное решение и только два — полностью отвечают на вопрос.
Ведущей деятельностью в начальной школе является — учебная. Ведущей деятельностью в средней школе — интимно-личностное общение. Что это означает в практике жизни ребят?
Это означает, что любая познавательная деятельность осуществляется в обсуждениях с друзьями, эффективнее всего поэтому в средней школе — групповые формы работы на уроках, работы впарах , диалог является основной формой познания и даже самопознание происходит в дружбе и общении. Основное чувство, которое поддерживает ребят в этом возрасте — чувство «плеча». Когда есть друзья — учебная мотивация, как правило, тоже устойчива: «Пойду пообщаюсь — заодно и поучусь», «Друг поступит в институт — а как же я?» или «почему он лучше, чем я?» — соревновательность в дружбе. С помощью друзей, а не родителей, ребята легче входят в новую взрослую жизнь. Потому что в подражании сверстнику, рождается собственная индивидуальность.
Для того чтобы развивался академический интеллект , надо уметь решать задачи, осваивать ИКТ, открывать законы природы, надо учиться, но ведь для того, чтобы развивался социальный интеллект необходимо общаться, дружить, уметь выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому понимайте это и помогайте ребятам не только познавать мир, но и жить среди людей.
Учебная мотивация и выбор профессии. В средней школе, примерно к 6-му классу, учебная мотивация ребят начинает стремительно снижаться. Вы меня вспомните и «затрубите тревогу»! Связано это, во-первых, с дружбой со сверстниками, во-вторых, с поиском сферы интересов вне школы. Возрастает познавательная мотивация , а знать хочется не только о науках и искусстве, но и появляются сферы искушений- молодежные субкультуры, разные способы изменения сознания (аддикции), рискованные увлечения, связанные с угрозой физической жизни (паркур, прыжки по крышам, например). То есть у ребят расширяется сфера жизни, не ограничиваясь только школой. С чем будет связана будущая жизнь, основная ее доля? Конечно, с делом и профессией. Поэтому профессиональное самоопределение лучше начинать как можно раньше. Тогда будут правильно расставлены акценты на школьных предметах, возможно, изменится отношения и к внеурочным формам занятий — кружков, секций, студий и будет понятно, почему выбрана сама школа, а может быть, и школа тоже будет другая.
Рекомендации родителям будущих пятиклассников.
- В процессе контроля домашнего задания в 5-м классе поставьте акцент на устных предметах — история, география, биология, литература, а в письменных — русский, математика, информатика — проверяйте правила, формулы.
- Не лишайте ребят «виртуального общения». Объясняйте правила «жизни в интернете». Указывайте на то, что переписка будет периодически вскрываться и проверяться вами. Показывайте разницу в общении с мальчиками и девочками, так как в интернете, не видя человека, общение становится более раскрепощенным, а нередко и более развязанным.
- Ограничивайте «виртуальный контакт», стимулируйте формы общения «вживую» — совместные поездки с классом, немного погулять вместе после школы, внеурочные формы занятости.
- Нельзя «обрубать» негативное влияние друзей. Можно доказывать изо дня в день на конкретных примерах, что друг или подруга поступают неправильно, подростку надо все показывать, доказывать и аргументировать.
- Как стать ближе в подростковом возрасте к ребятам и не потерять их доверие?
Оставаясь мамой и папой, стать для них по-настоящему другом. Доверять им свои тайны и проблемы, опускаясь на детский уровень, включать их в обсуждение взрослых тем — политических, экономических, психологических, финансовых.
Мы не заставляем чужих детей жить по нашим правилам и опираться на наши ценности. Мы признаем их право выбора. Можем лишь посоветовать, повлиять, настроить, вдохновить, поругать за совершенные ошибки, но заставить их своей волей мы не можем. Вот именно так надо поступать и с нашими детьми. Санкции и наказания «включаются» в особых случаях — угрозы физической и душевной жизни или здоровью.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М., 2001. — 464 с. 2.
- Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] / М. Н. Недвецкая. — М., 2006. — 170 с. 3.
- Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 78–85.
- Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. — М.-Белгород, 1993. — 219 с.
- Педагогика [Текст]: учебное пособие; под ред. В. А. Сластенина
- Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Е. Н. Шиянов. — Ставрополь, 2007.
- Большая современная энциклопедия. Педагогика [Текст]; сост. е.П. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
- Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
- Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравствен- ное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. — М.: Знание, 1978.
- Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства [Текст] / И. А. Хоменко // Директор школы. — 2007. — № 4.
- Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская, М. П. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — М.: Академия, 2007.
- Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании [Текст] / Н. А. Масюкова. — Мн., 1999.
- Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектиро вание [Текст] / В. Е. Родионов. — СПб., 1996.
- Педагогическое консультирование [Текст]; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006.
- Головей, Л. А. Психологическая служба в школе [Текст] / Л. А. Головей. — Л.: Знание, 1987.
- Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.
- Дубровина, И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина, В. Т. Козлова; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная Педагоги ческая академия, 1995.
- Кобзарева, И.Н., Толгурова, Э.Е., Долганина, В.В., Горгома, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения [Текст] / И. Н. Кобзарева, Э. Е. Толгурова, В. В. Долганина, В. С. Горгома. — Ставрополь: СГПИ, 2006.