В статье рассматриваются особенности применения стратегического планирования в целях повышения конкурентоспособности организации, определяются основные этапы разработки стратегии, предлагаются новые элементы для разработки конкурентной стратегии.
Ключевые слова: стратегия, стратегическая карта, стратегическое планирование, элементы стратегии, этапы разработки стратегии.
Стратегическое планирование занимает важнейшее место в развитии деятельности современных организаций, так как именно от правильного построения стратегии зависит их благосостояние и способность оставаться конкурентоспособными.
Стратегический менеджмент стал активнее применяться не только в компаниях, занимающих ведущие позиции на рынке, но также получил распространение и в небольших организациях с малой численностью персонала. Стратегия развития организации представляет собой определенный комплекс или совокупность приемов и средств для достижения поставленной цели и повышении результативности ее деятельности [3, с. 32].
Весь этот комплекс средств выражается путем последовательной разработки стратегических элементов (элементов стратегии), необходимых для преодоления существующих проблем компании, восстановлении ее прибыльности и реализации последующих целей, связанных с усилением позиции на рынке и завоевании новых ниш.
В условиях высокой конкурентной борьбы специфика разработки стратегических элементов приобретает особое значение, поскольку каждая компания делает акцент именно на самых проблемных моментах своей деятельности.
По мнению большинства ученых, основными элементами стратегии развития организации выступают: система целей, в которую входит миссия организации, приоритеты распределения ресурсов; финансовый план, ресурсы, программа действий и т. д. [4, с. 15]. Мы считаем, что количество и структура элементов стратегии может отличаться, в зависимости от того, какую основную цель преследует организация.
Для повышения конкурентоспособности организации, необходимо помимо основных элементов стратегии — разрабатывать и внедрять новые. Причем их разработка должна быть связана с миссией и целями организации.
Несмотря на то, что многими учеными неоднократно разрабатывались различные точки зрения о том, что должны включать в себя элементы именно конкурентной стратегии, до сих пор единого мнения не сформировалось [1, с. 133].
По нашему мнению, в условиях повышенной конкурентной борьбы между компаниями одной отрасли, особенно в небольших городах с ограниченной сферой услуг, необходимо разрабатывать дополнительные элементы конкурентной стратегии. Но для начала, разрабатывается стратегическая карта (рис.1).
Рис. 1. Стратегическая карта развития организации
Именно она позволяет определить базовые стратегические направления и поэтапно улучшать существующие показатели. Также с помощью стратегической карты можно выявить, что необходимо изменить или скорректировать, чтобы иметь возможность соперничать с конкурентами. Поэтому основными элементами конкурентной стратегии также должны выступать:
– определение миссии, целей и задач стратегического планирования;
– обучение управленческого персонала навыкам стратегического планирования;
– разработка рекламной кампании и продвижения бренда;
– внедрение системы лояльности клиентов;
– непрерывное обучение специалистов по оказанию новых услуг;
– внедрение уникальной услуги или продукции, которая не имеет аналогов у конкурентов.
Но для того, чтобы внедрить все эти элементы, необходимо проработать этапы разработки стратегии. В общем виде этапы стратегии выглядят следующим образом (рис. 2):
Рис. 2. Этапы выбора стратегии развития организации
Миссия, цель и задачи при планировании стратегии играют важную роль, поэтому они всегда должны находиться в неразрывной связи друг с другом (рис. 3).
Рис. 3. Миссия и цель развития [2, с. 149]
Далее разрабатываются и внедряются элементы конкурентной стратегии путем проведения соответствующих мероприятий; определяются сроки внедрения, рассчитывается примерная стоимость проекта, и назначаются ответственные исполнители.
Если мероприятия осуществляются в срок, не имеют каких-то препятствий по реализации, то после их внедрения через определенный промежуток времени рассчитывается эффективность от их использования, и на основании этого принимается решение, оставлять данные элементы конкурентной стратегии, или заниматься поиском и разработкой новых.
Такие особенности разработки отдельных элементов стратегии развития организации, влияющих на ее конкурентоспособность, позволяют не допустить серьезных ошибок, просчитать экономический эффект и влияние на уровень конкурентоспособности, что очень важно для развития современных организаций.
Таким образом, при разработке стратегии развития каждая организация должна опираться не только на базовые элементы, но и разрабатывать свои собственные, чтобы не допустить снижения конкурентоспособности.
Литература:
- Журавель В. Ф. Формирование эффективной инновационной стратегии управления компанией в современных условиях / В. Ф. Журавель, Д. Х. Эбзеева // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. — 2020. — № 1. — С. 132–136.
- Караева, Ф. Е. Стратегическое управление организацией и оценка возможностей и угроз / Ф. Е. Караева // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. — 2020. — № 3. — С. 148–150.
- Розанова Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 343 с.
- Смирнова О. О. Современные подходы к организации и функционированию системы стратегического управления в Российской Федерации / О. О. Смирнова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — № 7. — С. 14–18.