Особенности развития психологической адаптации супругов как процесса постепенного приспособления к совместной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 560 раз

Библиографическое описание:

Шавернева, Ю. Ю. Особенности развития психологической адаптации супругов как процесса постепенного приспособления к совместной жизни / Ю. Ю. Шавернева, А. А. Шибанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82640/ (дата обращения: 15.11.2024).



На современном этапе существенно возросла роль семьи, усилилось ее влияние на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложная социально-экономическая и эпидемическая ситуации в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последний год, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. В усложнившихся условиях жизнедеятельности семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Сложнейшая ситуация, связанная с эпидемией Covid — 19, условия самоизоляции и возникшие в семьях тревога, беспокойство, страхи, апатия, обнищание немалой части населения, резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности. На наш взгляд наиболее сложными становятся процессы адаптации молодых супругов как постепенного приспособления к совместной жизни в экстремальных условиях. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не в полной мере сформировались.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии.

Таким образом, решение задач стабилизации брака и семьи, развития адаптации как процесса постепенного приспособления к совместной жизни остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений молодых супругов, определения этапов становления молодой семьи, так как благоприятно складывающиеся отношения в начале семейного пути являются залогом построения успешного брака вообще.

Объект исследования: супружеские пары первого года совместной жизни.

Предмет исследования: особенности развития психологической адаптации супругов как процесса постепенного приспособления к совместной жизни.

Цель исследования: выявить особенности развития психологической адаптации супругов, обосновать и экспериментально апробировать программу психокоррекционной работы.

Гипотеза исследования: становление супружеских отношений в молодой семье происходит соответственно этапам адаптации, трансформации и стабилизации этих отношений. Особенности развития психологической адаптации супругов как процесса постепенного приспособления к совместной жизни, определяются: более серьезными преобразованиями социально-психологического и психологического уровней межличностных отношений; степенью удовлетворенности браком; своевременной диагностической и психокоррекционной работой.

Нами использовались следующие частные психодиагностические методики:

— опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави);

— опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко);

— методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубровская);

— опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова);

— опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю. Е. Алешина).

Экспериментальное исследование проводилось на базе ЗАГСа г.Лабинска. В нем приняли участие молодые семейные пары (20) в количестве 40 человек.

Сущность понятия «психологическая адаптация супругов» рассматривается как поступательный процесс, при котором молодожены привыкают к особенностям друг друга, а также к условиям семейной жизни и представляется авторами взаимной координацией мыслей, чувств и поведения. Гармония брачно-семейных отношений определяется несколькими основными элементами: эмоциональной стороной брака, уровнем привязанности; сходством идей, представлений о себе, своем партнере и социальном мире в целом; сходством моделей общения, предпочитаемых каждым партнером, поведенческих черт; сексуальной и психофизиологической совместимостью партнеров; общекультурным уровнем, интеллектуальной и социальной зрелостью супругов; соответствием систем ценностей.

Развитие адаптации в супружеских отношениях молодой семьи как процесс приспособления к совместной жизни предполагает решение следующих задач: повышение информированности по вопросам, касающимся рождения и воспитания ребенка, взаимоотношений между членами семьи, внутрисемейным конфликтам; достижение экономической стабильности и материального благополучия; преодоление стресса, связанного с ожиданием и рождением ребенка; овладение основными способами, методами, навыками воспитания ребенка в семье; формирования активности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом в целом. Задачи, стоящие перед супругами на той или иной стадии развития семьи, должны быть решены эффективно и в полной мере для благополучного перехода семьи на новый этап своего развития. Именно в этот период происходит психологическая и социальная адаптация партнеров, формируется семейная система и устанавливаются её границы, происходит распределение ролей, формируются семейные ценности. Молодая семья сталкивается с большим количеством разнообразных проблем, решение которых требует от супругов проявлений эмпатии, умения выслушать и найти компромисс. Среди проблем молодой семьи можно выделить психологические, материальные, бытовые, жилищные проблемы. Для того, чтобы благополучно разрешить данные вопросы, не разрушив семейную систему, часто молодая семья нуждается в комплексной психологической помощи.

Особенности развития психологической адаптации молодых супругов как предиктора повышения степени удовлетворенности браком подразумевают субъективное восприятие каждым из супругов и обоими вместе их семейное сосуществование сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей. Многоликость факторов, оказывающих влияние на степень удовлетворенности семейными отношениями, свидетельствует о сложности установления причин, которые в конечном итоге могут привести к разладу внутри семьи. Данные причины, как правило, взаимосвязаны и индивидуальны для каждой отдельной семьи. Главными психологическими факторами, определяющими удовлетворенность или неудовлетворенность супругов браком, являются открытость во взаимоотношениях, взаимная поддержка, и однозначное понимание семейных ролей. Благополучные семейные отношения складываются, тогда, когда в семье присутствует любовь, понимание и уважение к потребностям, желаниям другого члена семьи, супруги способны к взаимной адаптации и готовы к переменам.

Отбор специализированных частных психодиагностических методик: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави), опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубровской, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (автор А. Н. Волкова), опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Алешиной Ю. Е.) был осуществлен с учетом исходных целевых теоретико-экспериментальных положений. Апробированность и комплексность их применения обеспечит достоверные результаты диагностики психологических особенностей развития психологической адаптации супругов как процесса постепенного приспособления к совместной жизни. Репрезентативность выборки испытуемых и соответствие комплекса методик возрастным и индивидуально-психологическим особенностям будут способствовать наиболее эффективному экспериментальному исследованию.

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента: по методике «Шкала семейной адаптации и сплоченности», нами были выявлены средние значения сплоченности в браке, которые составили 37,8 балла (ниже среднестатистических показателей). С точки зрения адаптации, средние значения определились в 25,7 баллов (показатель также ниже среднестатистических значений). Удовлетворенность браком определялась разницей между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) и составила коэффициент равный 10,1. Оценка расхождения — выше среднего, это указывает на недостаточную семейную удовлетворенность. Проанализировав уровни семейной адаптации и сплоченности, мы определили, что 15 % супружеских пар можно отнести к сбалансированному типу, что определяет успешность функционирования их семейной системы. К средне сбалансированному типу может быть отнесено большинство супружеских пар, что составляет 55 % (11 семей). Это говорит о том, что у этих пар выявлены комбинированные уровни семейной сплоченности и адаптации, как проблематичные (кризисные), ведущие к нарушениям функционирования семейной системы, так и умеренные (адаптивные) — показатели успешности функционирования системы. Соответственно группу риска составили 30 % семей с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в семейной жизни, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Значительный разрыв между идеальными и реальными оценками по двум шкалам указывает на большую разницу между представлениями испытуемых о семье и, следовательно, на низкую удовлетворенность семейными отношениями. По тесту-опроснику удовлетворенностью браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), было выявлено, что небольшое количество супружеских пар конструктивно преодолевают семейные кризисы, в основном были получены показатели, характеризующие недостаточное благополучие супружеских отношений. Результаты, полученные с помощью методики «Взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман), позволили выявить наиболее конфликтогенные сферы семейных отношений (нарушение ролевых ожиданий, проявление стремления к автономии, проявление доминирования одним из супругов). Средний уровень конфликтности в паре составляет -0,6 у мужчин и -0,8 у женщин, что говорит о преобладании негативных реакций супругов в конфликтных ситуациях. Изучение ролевых ожиданий и притязаний в браке мы провели с использованием опросника Волковой А. Н., Трапезниковой Т. М. Выявлены следующие зоны конфликтов: женщины гораздо в большей степени ориентированы на личность супруга, его взгляды, ценности, убеждения, а мужчины ориентированы на выполнение функции добытчика. При этом наименьшая согласованность ожиданий мужчин наблюдается в установках на родительство и профессиональные интересы. Женщины в большей степени стремятся реализоваться в профессии, чем это ожидают от них мужчины. Ожидания женщин в выполнении родительских обязанностей недостаточно согласуются с ролевыми притязаниями мужчин. В сфере социальных интересов женщины хотели бы, чтобы мужчины меньше работали и больше времени отдавали семье. Нами выявлено рассогласование в сфере эмоциональной комфортности: и мужчины, и женщины в большей мере ожидают психологического принятия и моральной поддержки от своих партнеров, чем готовы и хотели бы отдавать сами. По результатам методики «Измерение установок в супружеской паре» (Алешиной Ю. Е.) были выявлены примитивные установки в отношении брака и семьи: преобладает сфера рождения и воспитания детей, альтернатива между чувством долга и удовольствием, немаловажную роль играет сексуальная гармония в семье. Однако наблюдается разрозненность приоритетности семейных установок у мужчин и женщин, что может оказывать негативное влияние на способность психологической адаптации супругов к совместной семейной жизни.

Нами была проведена апробация программы психокоррекционной работы с молодыми супругами, направленной на развитие эффективной адаптации к совместной жизни. Занятия были реализованы с 20 парами (40 участниками) в течение двух месяцев. В первые 2 недели был проведен консультативный блок программы, направленный на формирование базовых знаний об особенностях динамики развития семейных отношений, представлений о разности функционирования мужской и женской психики, причин возникновения кризисов и конфликтов в молодых семьях, особенностях протекания и способов их преодоления. В течение остальных шести недель, был реализован практический блок программы, на котором участники в ходе упражнений определяли семейные роли каждого из супругов и семейные ценности, развивали навыки семейной коммуникации, практиковали стратегии разрешения семейных конфликтов, отрабатывали навыки эффективного межличностного взаимодействия с супругом. В результате проделанной работы молодые супруги осознали важность собственной позиции в процессе межличностного взаимодействия, в семьях повысилась степень согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности супругов, произошла гармонизация семейных отношений.

Результаты контрольного исследования позволили сделать следующие выводы: по методике «Шкала семейной адаптации и сплоченности» мы проанализировали уровни семейной адаптации и сплоченности, и выделили, что 25 % супружеских пар можно отнести к сбалансированному типу (динамика 10 %), что определяет успешность функционирования их семейной системы. К средне сбалансированному типу может быть отнесено большинство супружеских пар, что составляет 70 % (динамика 15 %). Группу риска составили на 25 % семей меньше, всего — 5 %. Супруги стали более сплочёнными, эмоционально близкими, единство и общность проявляется в качестве значимых ценностей. Идеальные и реальные оценки по двум шкалам (сплоченности и адаптации) указывают на меньшую разницу между представлениями испытуемых о семье (на 3,4 балла) и, следовательно, на большую удовлетворенность семейными отношениями в сравнении результатами в начале эксперимента. В целом отмечается повышение значений по двум основным параметрам функционирования семьи с показателей — ниже среднего до среднего — сплоченности (на 7,8 баллов) и адаптации (на 2,6 баллов). По тесту-опроснику удовлетворенностью браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) средний балл удовлетворённости составляет — 30,8 (скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность), что на 8,1 больше в сравнении с этапом мониторинга (22,7 — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность). Группу благополучных семей составили на 35 % семейных пар больше, что в итоге составило 60 %. Согласно методике «Взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) такие сферы как нарушение ролевых ожиданий, проявление стремления к автономии, проявление доминирования одним из супругов стали менее конфликтогенными. Средний уровень конфликтности в паре составляет 0,4 у мужчин (-0,6 — этап мониторинга) и 0,2 у женщин (-0,8 — этап мониторинга), что говорит о преобладании конструктивных реакций супругов в конфликтных ситуациях, это находит конкретное проявление в смещении показателей в положительный полюс со знаком «+».Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены, по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке», показал, что степень согласованности семейных ценностей (ССЦ) супругов стала выше, так как снизилась разность среднего балла по шкалам — 1,37. На этапе мониторинга рассогласованность оценивалась в 2,98 балла, что указывало на повышенную степень конфликтности супругов (более 3 баллов — высокая степень конфликтности). Оценка степени ролевой адекватности супружеских пар свидетельствует о хорошей согласованности семейных ценностей мужа и жены, благополучном климате в семье и низкой степени конфликтности, так как ролевая адекватность мужа — 5,8 баллов, ролевая адекватность жены — 6,6 баллов, разница составляет 0,8 баллов. По методике «Измерение установок в супружеской паре» мы определили степень социально-психологической совместимости супругов. Среднее арифметическое значение по шкалам равно 2,44, что на 0,34 больше в сравнении с этапом мониторинга. Изменение установок в семейных взаимоотношениях на позитивные, позволяют семейной системе адекватно и эффективно функционировать в различных жизненных сферах и ситуациях.

Разработанные нами методические рекомендации по развитию психологической адаптации супругов, способствующей постепенному приспособлению к совместной жизни, дают основания укреплять институт брака на стадии диады жизненного цикла семьи. Для молодой семьи наиболее важным является отстаивание приемлемых форм взаимодействия именно в тот период, когда влюбленные готовы уступать друг другу и менять себя ради другого. Влюбленный человек склонен верить в своего избранника, так как преобладает взаимная уступчивость и стремление исполнять желания друг друга. Молодым супругам важно воспользоваться периодом восторженной влюбленности, для позитивной динамики изменений. Сплоченность молодой семьи, удовлетворённость браком, конструктивное разрешение конфликтов, ролевые ожидания от партнера, адекватные установки, психоэмоциональная совместимость, возможны лишь при умении жить в согласии, стремлении понимать друг друга, приспосабливаться друг к другу, уметь угождать друг другу.

Литература:

  1. Айгумова 3.И. Психология биэтнических семейных отношений: монография / З. И. Айгумова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». — Москва: МПГУ, 2014. — 142 с.
  2. Аргайл М. Психология межличностного поведения / М. Аргайл. М., 2017. — 336 с.
  3. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: дис.... канд. психол. наук / Ю. Е. Алешина. — М., 2011. — 250 с.
  4. Андреева Т. В. Психология современной семьи: монография/ Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2018 (ГУП Тип. Наука). — 434 с.
  5. Арутюнян М. Н., Ланцова Т. И. Адаптация супругов к брачно-семейным отношениям как социальная проблема / М. Н. Арутюнян, Т. И. Ланцова // Современные исследования социальных проблем, 2017.- № 4.- С. 17–23
  6. Баландина Л. Л., Харламова Т. М. Психологическая характеристика супругов, в разной степени удовлетворенных браком / Л. Л. Баландина, Т. М. Харламова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2012. — № 4. — С. 79–80.
  7. Белогай К. Н., Кускова М. В. Супружеские отношения на этапе молодой семьи / К. Н. Белогай, М. В. Кускова // Вестник Кемеровского государственного университета, 2019. -№ 1. — С. 72–77.
  8. Вельская О. Н. Факторы благополучия семьи: удовлетворенность браком, сплоченность, гибкость // Вестник УРАО. — 2017. — № 3. — С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): молодая семья, совместная жизнь, удовлетворенность браком, постепенное приспособление, психологическая адаптация супругов, семейная адаптация, семейная система, семья, отношение, этап мониторинга.


Похожие статьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Похожие статьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Задать вопрос