Исследования эмоционального интеллекта и креативности в основном направлены на изучение зрелой личности. При этом принято считать, что ранний подростковый возраст считается наиболее сенситивным периодом для развития компонентов эмоционального интеллекта и креативности [5]. Одновременно подростки остро нуждаются в получении знания об ЭИ, вербальной и невербальной креативности, инструментах развития компонентов данных конструктов. Это и определило актуальность темы. Нами проведено исследование на тему «Взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет».
ГИПОТЕЗА: существуют взаимосвязи между структурными компонентами ЭИ и креативности, как вербальной (ЭК), так и невербальной (ОК), позволяющие определить индивидуальный план развития эмоционального интеллекта и креативности у подростков.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявить характер взаимосвязей компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет.
БАЗА: Исследование реализовывалось на базе двух средних образовательных школ г. Минска. Всего в исследовании приняло участие 108 учащихся 6–7–8 классов в возрасте 11–14 лет, средний возраст испытуемых — 12.9 лет. Из них девочек — 61, мальчиков — 47.
МЕТОДИКИ: В данном исследовании были использованы следующие диагностические методики: 1) опросник Д. В. Люсина ЭмИн [7], 2) опросник эмоциональной креативности (ЭСI) Дж. Эйверилла (в адаптации И. Н. Андреевой) [1,2], 3) рисуночный тест креативности П.Торренса («Нарисуй картинку») [8]. Для проверки объективности выставляемых нами баллов в рисуночном тесте была проведена обработка 22 тестов параллельно еще одним, более опытным психологом. Выявлены корреляции на статистически значимом уровне(r=0,68).
Исследование проходило в два этапа.
На первом этапе мы провели сбор и количественную обработку результатов сырых данных. Рис. 1 отражает показатели уровней компонентов ЭИ у школьников 11–14 лет.
Рис. 1. Уровни компонентов эмоционального интеллекта у подростков 11–14 лет
Примечание: МП понимание чужих эмоций, ВП понимание своих эмоций, МУ управление чужими эмоциями, ВУ управление своими эмоциями, ВЭ выражение экспрессии, МЭИ межличностный интеллект, ВЭИ внутриличностный интеллект, ПЭ понимание эмоций, УЭ управление эмоциями, ОЭИ общий эмоциональный интеллект.
Из рисунка 1 видно, что уровнем выше среднего общего ЭИ обладают 27,78 % испытуемых (30 чел). У них повышенная способность понимать эмоциональное состояние на основе внешних факторов (жесты, позы, мимика, звучание голоса и т. п.), они чувствительны к внутренним состояниям других людей. Показатель общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) уровней среднего и ниже среднего у 40,74 % (44 чел.). Им характерна умеренно выраженная способность вызывать те или иные эмоции, снижение интенсивности нежелательных эмоций, среднее управление чужими эмоциями. С низким показателем уровня суммарного эмоционального интеллекта оказалось 34 подростка (31,45 %). Данные учащиеся не имеют возможности правильно понимать чужие эмоции, чувства, поведение. Не могут управлять своими эмоциями, часто замкнуты и стеснительны.
Самое большое количество учащихся выявлено с низким уровнем показателя эмоционального интеллекта понимание чужих эмоций (МП) 61,11 %. Это может указывать на то, что этот компонент ЭИ еще недостаточно развит в этом возрасте. На это указывает и значительное количество подростков с низким уровнем компонента ПЭ (понимание эмоций) — 54,63 %.
Совершенно противоположную картину мы можем увидеть на рис. 2.
Рис. 2. Уровни компонентов эмоциональной креативности у подростков
Примечание: УП — уровень подготовленности, УН — уровень новизны, УЭф — уровень эффективности, УА — уровень аутентичности, ЭК — эмоциональная креативность (суммарная)
На рис. 2 высокая оценка обучения пониманию эмоциональных переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта (уровень подготовленности, УП) отмечена у 48,15 % испытуемых, средняя — у 50,93 %, низкая — всего у 0,93 % учащихся, что может быть показателем либо развитого уровня эмоциональной подготовленности подростков, с которыми проводился опрос, либо их стремлением соответствовать социальным нормам поведения.
Повышенная оценка способности переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции (уровень новизны) отмечают 31,48 % подростков, средний уровень у 65,74 %, низкий лишь у 1,85 % испытуемых. Наибольший процент подростков имеют средний уровень эффективности (умение выражать эмоции искусно и искренне) — 69,44 % и аутентичности — 67,59 %). Эмоции расцениваются как аутентичные, если они совместимы с важнейшими интересами личности и способствуют ее благополучию [1]. Наибольшее количество учащихся имеют средний суммарный показатель ЭК (эмоциональной креативности) — 82,41 %, низкий же — лишь у 2,7 %.
На низком уровне ЭК включает в себя наиболее эффективное использование уже существующих эмоций, созданных внутри культуры.
На более высоком, комплексном уровне, ЭК представляет собой видоизменение стандартных эмоций для лучшего удовлетворения потребности индивида или группы [1].
Таким образом, мы видим, что большинство подростков в возрасте 11–14 лет обнаруживают средний и выше уровни компонентов эмоциональной креативности.
Рис. 3. Уровни компонентов общей креативности у подростков 11–14 лет
На рисунке 3 видим, что самый большой процент испытуемых обладает высоким уровнем беглости — 76 % (82 чел.), в то же время низким уровнем разработанности обладает 65,7 % (71 чел.)
Это может говорить о развитии в этом возрасте у подростков беглости и легкости при создании образных элементов. Лишь 2,7 % (3 чел.) имеют высокий уровень разработанности. Также значительный процент 56,5 % (61 чел.) имеют средний уровень гибкости, соответствующий возрастным нормам.
На втором этапе нашего исследования для проверки значимости взаимосвязи между компонентами ЭИ и креативности(ЭК и ОК) мы провели корреляционный анализ по Спирману. Анализировались корреляции(r), полученные при уровне значимости р<0,05(*) и р<0,01(**). О темноте связи между переменными судили, основываясь на шкале Чеддока: r=0, 1–0, 3 — связь слабая; r=0, 3–0, 5 — связь умеренная; r=0, 5–0,7 — связь заметная; r= 0,7–0,9 — связь высокая. Также оценивали направление связи — положительная или отрицательная.
Таблица 1
Взаимосвязи структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности у подростков 11–14 лет
Из таблицы 1 видно, что компоненты эмоциональной креативности связаны положительными корреляциями (от слабых до умеренных) с межличностным интеллектом и его составляющим компонентом — пониманием чужих эмоций (МП). Наиболее значимые взаимосвязи мы видим между уровнем подготовленности и пониманием чужих эмоций (r= 0, 41**). То есть чем выше показатели подготовленности у подростков, тем выше показатели компонента ЭИ понимание эмоций (ПЭ).
Это означает, что с повышением уровня подготовленности у подростков повышается понимание эмоций других людей, улучшается межличностное взаимодействие подростка в целом.
Уровень новизны обнаруживает слабые отрицательные взаимосвязи с пониманием своих эмоций, контролем экспрессии и внутриличностным эмоциональным интеллектом в целом. То есть чем выше уровень новизны у подростков, тем ниже показатели понимание своих эмоций (ВУ).контроль экспрессии(ВЭ), а также показателей ВЭИ. Это означает, что подростки с низким внутриличностным интеллектом и контролем экспрессии оценивают свои эмоциональные переживания как необычные и с трудом поддающиеся описанию [6].
Управление своими эмоциями (ВУ) положительно связано с уровнем эффективности на уровне r=0,32.То есть, чем выше показатели эффективности у подростков, тем выше показатели управление своими эмоциями(ВУ), чем более развита у подростка способность выражать свои эмоции искусно и искренне, тем лучше он способен регулировать свои эмоции.
Общий эмоциональный интеллект (суммарный) обнаруживает слабые положительные корреляции с подготовленностью и эффективностью. Также слабые положительные взаимосвязи обнаруживаются между эффективностью и управлением чужими эмоциями (МУ), и управлением эмоциями в целом (УЭ).
Таблица 2
Взаимосвязи компонентов ЭИ и креативности
Из таблицы 2 видим, что обнаружены слабые положительные взаимосвязи, такого компонента креативности, как разработанность и понимание чужих эмоций (МП) и отрицательные взаимосвязи разработанности и понимания своих эмоций (ВП), внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ), управления эмоциями (УЭ) и выражения эмоций (ВЭ). То есть, чем выше показатель разработанность, тем выше у подростков 11–14 лет показатели понимание чужих эмоций, и тем ниже уровень внутриличностного ЭИ, включая составляющие управление эмоциями, выражение экспрессии, понимание своих эмоций. Это значит, чем более высокий уровень компонентов внутриличностного интеллекта у подростков, тем ниже уровень разработанности. В то же время низкий уровень управления эмоциями (УЭ) и выражения эмоций (ВЭ) может выражаться высоким уровнем разработанности.
Таблица 3
Взаимосвязи эмоциональной креативности и общей креативности
Из таблицы 3 мы отмечаем, что компонент Разработанность имеет слабые положительные взаимосвязи с уровнем новизны (УН) и суммарной эмоциональной креативностью (ЭК), а компонент оригинальность положительно коррелирует с уровнем аутентичности. Это значит, что в незначительной степени Разработанность положительно связана с новизной, а оригинальность с аутентичностью.
В результате корреляционного анализа была получена корреляционная плеяда (матрица), в которой обозначен характер положительных и отрицательных взаимосвязей умеренной и слабой степени (см». Корреляционная плеяда»).
Целью данной работы было изучение на эмпирическом уровне характера взаимосвязи ЭИ, общей и эмоциональной креативности у подростков.
В нашей работе подтвердились предыдущие исследования взаимосвязи структурных компонентов ЭИ и ЭК такие как:
1) Межличностный интеллект и входящий в него компонент понимание чужих эмоций у подростков обнаруживают умеренные положительные связи с эмоциональной креативностью (суммарным показателем) и таким ее компонентом, как подготовленность (УП), что означает, чем выше уровень подготовленности у подростка, тем лучше он понимает чужие эмоции и тем лучше его межличностное взаимодействие с окружающими [4].
2) Подтверждена обратная взаимосвязь новизны с внутриличностным эмоциональным интеллектом (ВЭИ) и его компонентом ВП (понимание своих эмоций); это объясняет нам, почему испытуемые с низким внутриличностным интеллектом и пониманием своих эмоций отмечают переживаемые ими эмоции как необычные и неподдающиеся объяснению.
3) Отрицательная взаимосвязь между уровнем эффективности и контролем экспрессии (ВЭ) обнаружена не была, контроль экспрессии обнаруживает обратные взаимосвязи с уровнем новизны (УН), что означает, чем меньше может контролировать свое выражение своих эмоций подросток, тем чаще он описывает свои эмоции как уникальные и необычные.
4) Выявлена умеренная положительная взаимосвязь компонента управление своими эмоциями и уровнем эффективности.
5) Выявлены слабые отрицательные взаимосвязи компонентов внутриличностного интеллекта и разработанности. А также прямые слабые взаимосвязи компонентов креативности и компонентов эмоциональной креативности: разработанность и новизна, оригинальность и аутентичность.
Подводя итоги, мы приходим к выводу, что у большинства подростков 11–14 лет показатели компонентов эмоционального интеллекта имеют уровни ниже среднего и низкий, а показатели эмоциональной креативности, наоборот, средний — и выше. Что указывает на более высокий уровень компонентов вербальной (эмоциональной) креативности. Чем выше уровень таких показателей эмоциональной креативности у подростков как уровень подготовленности, тем выше показатели ЭИ понимание чужих эмоций и компонент межличностный интеллект; чем выше показатель уровня эффективности, т. е. умения выражать свои эмоции искусно и искренне, тем выше уровень компонента управление своими эмоциями, т. е. тем лучше подросток способен регулировать свои эмоции.
В нашем представлении данные психологические образования целесообразно развивать в процессе театротерапии, искусствотерапии, а также тренировочного курса для подростков, направленного на развитие навыков эффективного общения. В перспективе мы планируем провести исследование взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативнсти у подростков специализированных учебных заведений с музыкальным и художественным уклоном.
Литература:
- Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011.
- Андреева, И. Н. Адаптация опросника эмоциональной креативности (ЕСI) / И. Н. Андреева // Психологический журнал. — 2011. — № 1–2(27–28). — С.75–81.
- Боброва, И. А. Особенности развития эмоциональной креативности в подростковом возрасте / И. А. Боброва, О. В. Чурсинова // Психологические науки. — 2018. № 4 — С.121–124.
- Голубина, Ю. Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю. Ю. Голубина // Проблемы практической психологии / https://cyberlenika.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emotsionalnym-intellektom/viewer
- Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство, искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Маки. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, –2007. — 301с.
- Давыдова, Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник РУДН, сер. «Психология и педагогика», –2007. –№ 2.
- Диагностика управленческих способностей (сборник тестов и диагностических методик для руководителей): Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Н. В. Романчик. — Минск: РИВШ, 2004. С. –44–49.
- Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е. Миронова. — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, –2006. — 146 с.