Экспертная система профориентации абитуриентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Содномов, Б. Ж. Экспертная система профориентации абитуриентов / Б. Ж. Содномов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82658/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается возможности применения экспертной системы профориентации абитуриентов для учебных заведений. Дается определение экспертных систем, плюсы и минусы его применения. Затем краткий обзор существующих систем профориентации абитуриентов. После предлагаются идеи для улучшения экспертных систем профориентации абитуриентов.

Ключевые слова: экспертная система, абитуриент, база знаний, человеко-машинное воздействие, консультация.

The article considers the possibilities of applying the expert system of vocational guidance for applicants for educational institutions. The definition of expert systems, pros and cons of its application is given. Then a brief overview of the existing systems of vocational guidance for applicants. After that, we offer ideas for improving the expert systems of vocational guidance for applicants.

Keywords: expert system, entrant, knowledge base, human-machine interaction.

Экспертные системы (ЭС) — это программные комплексы, использующие знания специалистов в конкретных предметных для консультаций пользователей.

Знания — это правила, законы, закономерности получены в результате профессиональной деятельности в пределах предметной области.

База знаний — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области.

Система должна помочь абитуриентам при поступлении в ВУЗ, а именно, определиться с выбором факультета, направления или специальности. В данной базе имеется описание факультетов и направлений, которые показываются пользователю. Также в базе приведены дисциплины указанных направлений и их краткое описание.

Система ведет диалог с пользователем, задавая ему вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет». Сначала система задает вопрос о проходном балле абитуриента затем вопросы об интересах и пользователю необходимо выбрать ответ (рис. 1)

Сценарий работы системы

Рис. 1. Сценарий работы системы

Преимущества экспертных систем заключаются в том, что вам не надо привлекать консультанта или эксперта по тому или иному вопросу. Она может сразу ответить пользователю на интересующие его вопросы и обосновать выданное решение.

Если сравнивать с консультацию с людьми по телефону или на сайте, то система располагает следующими преимуществами:

— Система может помочь вам в любое время

— Быстрый ответ

— В ней могут быть объединены знания многих экспертов, что дает системе больше широты, чем с вероятно может достичь один человек.

Но экспертные системы уступают в том, что они не способны в полной мере заменить эксперта, в определенных областях человеческая компетенция имеет явное преимущество над искусственной.

В СибГУ им. М. Ф. Решетнева разработан виртуальный консультант, который поможет абитуриентам определиться с будущей профессией и выбрать направление подготовки исходя из выбранных ЕГЭ. Консультант, при определении направления подготовки, учитывает интересы абитуриента. Для получения рекомендации поступающему необходимо выбрать экзамены, которые он сдал, а затем ответить на ряд вопросов. После этого система покажет рекомендуемые направления, на которые абитуриент может подать заявления для поступления. [3]

Также есть разные тесты на профориентацию. Один из них «профориентатор» — это центр тестирования и развития. Ежемесячно обновляемые бесплатные тесты на профориентацию, тесты на профессию, выбор профессии, методики, консультации специалистов. Тесты, которые помогут вам понять, кем стать в будущем, и определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие вашим интересам и способностям. Кроме того, здесь представлены платные сервисы [4].

Результат опроса в «профориентатор»

Рис. 2. Результат опроса в «профориентатор»

Результат опроса в «профориентатор»

Рис. 3. Результат опроса в «профориентатор»

Виртуальный помощник абитуриента. СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Рекомендации направлений подготовки, составленные на основе интересов абитуриента

Рис. 4. Виртуальный помощник абитуриента. СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Рекомендации направлений подготовки, составленные на основе интересов абитуриента

Как можно улучшить работу экспертных систем? Для улучшения экспертных систем профориентации можно использовать искусственный интеллект для формирования вопросов или новых правил в системе, сбор данных по ответам множества пользователей и анализ выбора направлений и специальностей.

В статье было рассказано о том, что такое экспертная система, ее плюсы и минусы, а также какую пользу для ВУЗа и абитуриентов может дать внедрение экспертной системы профориентации абитуриентов.

Литература:

  1. Джарратано. Д Экспертные системы. Принципы разработки и программирования. Д. Джарратано, Г. Райли 2007. — 1152с.
  2. Джексон, П. Введение в экспертные системы / П. Джексон. Вильямс, 2001. 393 с.
  3. Разработан виртуальный помощник с искусственным интеллектом для абитуриентов [Электронный ресурс] // Новости Красноярска и Красноярского края — БезФормата. URL: https://krasnoyarsk.bezformata.com/listnews/intellektomdlyaabiturientov/75667519/
  4. Профориентатор. Центр тестирования и развития. URL: https://proforientator.ru/tests/
Основные термины (генерируются автоматически): система, экспертная система профориентации абитуриентов, абитуриент, база знаний, направление подготовки, предметная область, результат опроса, экспертная система.


Ключевые слова

абитуриент, экспертная система, база знаний, консультация, человеко-машинное воздействие

Похожие статьи

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Проектирование программного обеспечения на базе экспертной системы «Выявление психологических отклонений»

В статье представлены этапы разработки полноценной экспертной системы, которая посредством взаимодействия с пользователем определяет его текущее психологическое состояние.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Современные пути совершенствования качества деятельности организации

В статье рассматриваются проблемные вопросы современных путей совершенствования качества деятельности организации. Проанализированы пути, элементы и технология проведения самооценки предприятия, рассмотрена современная методика Блокчейн.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Похожие статьи

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Проектирование программного обеспечения на базе экспертной системы «Выявление психологических отклонений»

В статье представлены этапы разработки полноценной экспертной системы, которая посредством взаимодействия с пользователем определяет его текущее психологическое состояние.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Современные пути совершенствования качества деятельности организации

В статье рассматриваются проблемные вопросы современных путей совершенствования качества деятельности организации. Проанализированы пути, элементы и технология проведения самооценки предприятия, рассмотрена современная методика Блокчейн.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Задать вопрос