В этой рассматриваются острые вопросы, возникающие при попытке применить традиционное законодательство о занятости и труде к развивающимся нестандартным формам занятости, основанным на применении цифровых платформ и предлагаются некоторые предварительные нормативные рекомендации, разработанные для разъяснения трудовых отношений и защиты интересов всех участников взаимоотношений.
Ключевые слова : трудовые отношения, гиг-экономика, цифровые платформы, работник, самозанятый, трудовые права, цифровизация, нестандартные формы занятости.
Появление «гиг-экономики» — экономической системы, основанной на использовании онлайн-платформ в качестве цифрового проводника между работником или исполнителем услуги и потребителем — формирует новые формы взаимоотношений, связанных с трудом. Такая модель порождает распространенную правовую неопределенность: каким образом классифицировать таких исполнителей, в качестве наемного работника или в качестве независимого лица по договору подряда. Дискуссия вокруг отношений в рамках «гиг-экономики» развивается от положительного, с упором на очевидную независимость и гибкость, предоставляемую работникам, до отрицательного, когда критики расценивают «цифровизацию отношений» в качестве средства для сокращения затрат и размывания принятых стандартов в области трудового законодательства.
Однако оценить общий масштаб такой модели экономики довольно сложно, поскольку компании не обязаны публиковать статистические данные, а большинство гиг-работ не анализируются существующими инструментами оценки рынка труда.
Несмотря на внешнее сходство с правово-закреплёнными нетрадиционными формами трудовых взаимоотношений, существуют ключевые отличия гиг-работы, которые требуют особого рассмотрения, а именно: количество вовлеченных в отношения сторон и влияние технологий или алгоритмов. Отсутствует и универсальная классификация видов работ или набор характеристик или признаков, которые можно было бы применить. Граждане, время от времени повышающие свой доход за счет сдачи в аренду квартиры, например, на платформе «Циан» сильно отличаются от тех, кто зарабатывает на жизнь, работая в службах по доставке еды, таких как «Яндекс-Еда» или «Delivery Club». Кроме того, каждый из этих видов деятельности в значительной степени отличается от крауд-рабочих платформ, таких как Amazon Mechanical Turk, которые обеспечивают связь между юридическими и физическими лицами.
Учитывая относительную новизну научных исследований в области гиг-работы, можно утверждать, что отправной точкой является изучение влияния алгоритмизации на формирование и развитие отношений, основанных на труде. Более глубокое понимание процесса, при помощи которого работники фиксируют факт взаимоотношений, а также изучение того, как они регулируются алгоритмами, позволит лучше понять тонкости труда в рамках работы с использованием приложений.
Общим знаменателем для всех видов гиг-работы и важнейшей отличительной чертой от других видов нетрадиционных форм труда является наличие посредника в виде цифровой платформы. Цифровые платформы представляют собой новый способ организации работы и предоставления услуг, способствующий осуществлению экономического сотрудничества как минимум между двумя сторонами — работниками и клиентами. Эта особенность позволяет выделить три различных варианта гиг-работы: работа на капитальной платформе (capital platform work), краудворк (crowdwork) и работа через приложения (app-work) [6]. Работа на капитальной платформе заключается в использовании цифровой платформы для продажи товаров или аренды имущества (например, «Авито» или «Циан»). В этом случае роль цифровой платформы заключается в соединении клиентов с владельцем капитала. Термин «экономика совместного пользования» (sharing economy), часто используемый как взаимозаменяемый с термином «гиг-экономика», наиболее тесно связан с работой на капитальных платформах. Однако существенное различие содержится в «совместном использовании» неиспользуемых активов на платформе, например жилой собственности, для получения финансовой выгоды, а не на выполнении работы. Следовательно, соглашение между работниками капитальных платформ и организацией больше похоже на электронную торговлю в B2B или отношения между бизнесом и бизнесом.
Хотя краудворк обычно рассматривается как одна из форм работы, его можно разделить на четыре отдельных типа. «Облачный краудворк» (Cloud-based crowdwork) — это когда задачи могут быть выполнены удаленно через интернет. Если задача поручается неопределенному кругу лиц в интернете, то это «краудворк». Если задачу можно разделить на подзадачи, при этом каждое лицо получает одинаково небольшое вознаграждение, то это «микрозадача краудворкинга» (micro-tasking crowdwork). Если задачи нельзя разделить, работа выполняется одновременно большой группой людей, и в итоге используется и оплачивается только общий результат результат, то это «краудворк на основе конкурса» (contest-based crowdwork). Все виды крауд-работы позволяют выполнять задачи удаленно, не предполагая наличия «видимого» работодателя [6].
Третий вариант гиг-работы, app-work, относится к организациям-посредникам на цифровых платформах или приложениях, которые используют работников для выполнения задач на месте (например, транспортировка и доставка еды) для клиентов, которые платят за предоставление услуги, а организация оставляет себе процент от обмена.
App-work — это форма труда, при которой управляемые посредническими организациями цифровые платформы принимают участие в установлении минимальных стандартов качества услуг, а также в отборе и управлении людьми, выполняющими работу. Некоторые ученые рассматривают данный тип работы как отдельную форму краудворкинга, которую они объединяют с работой на капитальных платформах и обозначают как «услуги, основанные на активах» (asset-based services). Однако, когда работа должна быть выполнена в определенном месте и в определенное время, назначенным работником, который контролируется и подчиняется минимальным стандартам качества работы посреднической цифровой платформой, она отличается от краудворка и схожа по признакам с классическими трудовыми отношениями. В app-work алгоритм быстро находит и предлагает труд одному лицу, в то время как в капитально-платформенной работе и краудворке клиент или заказчик решает и выбирает, чьи услуги выбрать. Скорость создания рабочих отношений в app-work поразительно уникальна. Так, многие работники нанимаются практически мгновенно, как только они соглашаются с условиями, изложенными в приложении. В некоторых организациях, использующих цифровые платформы, люди должны в электронном виде принимать условия платформы каждый раз, когда они ищут возможности подработки или работы, например, в случае с водителем Uber, который должен принимать соответствующие условия каждый раз, когда входит в приложение. Следовательно, участники работы через приложения могут со временем установить рабочие отношения с организациями-владельцами цифровых платформ, поскольку агентские отношения более прозрачны.
Отношения через приложения, как правило, основываются на традиционной паре «работник-работодатель», а скорее включают множество сторон. Трехсторонние, а иногда и четырехсторонние отношения существуют в соглашениях о работе с приложениями. Например, компания Яндекс-еда — это сервис, который связывает работников с ресторанами-партнерами для оказания услуг по доставке еды клиентам. Клиент использует приложение, чтобы заказать еду из ресторана. Приложение уведомляет ресторан, который выполняет заказ, в то же время приложение уведомляет зарегистрированного курьера или работника о необходимости доставки из ресторана клиенту. Таким образом это многосторонние рабочие отношения.
Действительно, в работе всех приложений участвуют как минимум три стороны, при этом платформы облегчают и упрощают транзакции между работниками, клиентами и поставщиками. Именно приложение соединяет каждую сторону в процессе работы и направляет ее, тем самым выступая в качестве централизованного механизма, управляющего развитием этих отношений.
Многие неолиберальные политики расценивают гиг-экономику как идеальную форму труда, способную постепенно заменить традиционные трудовые отношения. Компании могут максимизировать гибкость, нанимая и оплачивая труд самозанятых работников только в случае потребности при решении определенных задач, при этом избегая затрат на социальное страхование, выплаты минимальной заработной платы и многих других обязательств, связанных с традиционной занятостью. Работники, в свою очередь, могут наслаждаться возможностью быть свободными предпринимателями, работая когда хотят и на кого хотят.
Можно ли утверждать, что лицо, постоянно работающее на какую-либо компанию, может иметь статус самозанятого? А может ли также компания, в которой трудятся тысячи сотрудников, не считаться в качестве их работодателя? Развивающийся мир гибких форм работы полон таких словестных и правовых уловок. Гиг-экономика изменяет отношения между теми, кто использует человеческий труд, и теми, кто его предоставляет, и характеризуются более широким диапазоном трудовой неустойчивости и рисков поскольку неизбежно воздействуют на положение обычных наемных работников [3]. Наряду с этим исследования подтверждают наличие проблемы подмены таких отношений гражданско-правовыми [5].
Критически важно оценить степень влияния таких отношений на социальную защищенность и физическую безопасность ключевых участников взаимоотношений, распространённость теневой экономики, уровень безработицы в рамках российских реалий. Гибкость трудовых отношений с одной стороны и жесткость в регулировании молодой отрасли российского права со стороны государства может решить ряд вопросов в становлении правового поля в зоне взаимодействия сторон [1].
Многообразие различных моделей взаимоотношений, а также различия в национальном законодательстве не позволяют определить единый подход к правовому регулированию гиг-экономики. Если онлайн-платформы применяются внутри компаний для управления собственными сотрудниками, то здесь есть только два участника: работодатель и работник, и главный вопрос заключается в том, имеет ли такой «работник» те же права, что и другие сотрудники. В противном случае, как правило, в любой сделке, осуществляемой через одну из таких платформ, участвуют как минимум три субъекта: конечный клиент, онлайн-посредник и работник [4]. Прежде всего необходимо определить природу и статус участников взаимоотношений: исполнителя, цифрового агрегатора (платформа), клиента — и распределить ответственность между ними. На основании конкретизации статусов участников необходимо определить степень распространения на них трудового законодательства. Задача заинтересованных политических сторон заключается в поиске баланса и определения типа регулирования таких взаимоотношений, которые бы снижали риски при одновременном расширении возможностей для всех участников обеспечивали бы свободу выбора, справедливые условия труда, социальную защиту и достойную оплату труда. Правильное определение правовой природы складывающихся правоотношений между участниками возможно только при учете механизмов алгоритмического контроля, анализа всего механизма работы через платформы/мобильные приложения, прав и обязанностей всех участников этой конструкции, рассмотрения признаков трудовых или гражданско-правовых правоотношений.
Цифровизация основанных на труде отношений выступает отражением века цифровых технологий [2] и порождает новые вызовы для российского трудового законодательства. Правовая легализация данных форм нетипичной занятости — основная задача которую предстоит совместно решать государству и обществу, чтобы сохранить и приумножить человеческий капитал, в полной мере использовать колоссальные возможности технологической революции, достойно ответить на ее вызов.
Литература:
- Лапидус, Л. В., Полякова Ю. М. Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинга / Л. В. Лапидус, Ю. М. Полякова. — Текст: непосредственный // Вестник Института экономики РАН. — 2018. — № 6. — С. 73–89.
- Орешина, В. А., Герасимова Е. С. Crowdwork, сrowd employment — использование онлайн-платформ для организации труда / В. А. Орешина, Е. С. Герасимова. // Кадровик. — 2019. — № 10. — С. 58–62.
- Беззащитные самозанятые: Как гиг-экономика временного найма приводит к гибели трудящихся. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://iq.hse.ru/news/387588574.html (дата обращения: 17.06.2021).
- A review on the future of work: online labour exchanges or crowdsourcing. — Текст: электронный // OshWiki: [сайт]. — URL: http://oshwiki.eu/wiki/A_review_on_the_future_of_work:_online_labour_exchanges_or_crowdsourcing#The_status_of_online_work_exchanges (дата обращения: 17.06.2021).
- Correlation of Labor and Civil Contracts Related to the Performance of Work: Preventing the Substitution of Concepts / M. Inshyn, N. Khutoryan, R. Cherneha, V. Bontlab, D.Tkachenko. — Текст: электронный // SpringerLink: [сайт]. — URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10672–021–09373–3 (дата обращения: 17.06.2021).
- Duggan J., Sherman U., Carbery R., McDonnell A. Algorithmic management and app-work in the gig economy: A research agenda for employment relations and HRM / J. Duggan, U. Sherman, R. Carbery, A. McDonnell. // Human Resource Management Journal. — 2019. — № 30. — С. 114–332.
- Safin, R. R. About the unity and differentiation of civil law and employment contracts / R. R. Safin, I. A. Shakirova // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication TOJDAC. — 2017. — №. — С. 974–978.