Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В исследовании применялись основные понятия теории вероятности и теоретические основы SWOT-анализа. Представлена и сформирована модель объективной оценки бизнес-проекта. Сделан вывод о необходимости использования математических знаний в методах маркетинговых исследований, в том числе SWOT. На основе сформированной модели может быть выявлена реальная оценка успеха компании и реализован весь потенциал фирмы.
Ключевые слова: SWOT-анализ, теория вероятности, бизнес-проект, адаптация, модель, элементы исследования.
The article is devoted to the application of probability theory in SWOT-analysis to increase the accuracy of a business plan. Mathematical formulas are also adapted to the components of the analysis. The purpose of the article is to reduce the risks of failure in opening new business projects. The study applied the basic concepts of probability theory and the theoretical foundations of SWOT-analysis. The model of an objective assessment of a business project is presented and formed. It is concluded that it is necessary to use mathematical knowledge in marketing research methods, including SWOT. Based on the formed model, a real assessment of the company's success can be identified and the full potential of the company can be realized.
Keywords: SWOT-analysis, probability theory, business project, adaptation, model, research elements.
В последнее время в России среди ученых-экономистов, а также и среди практиков (экономистов, непосредственно использующих различные методы анализа деятельности предприятий) возрос интерес к новым методам анализа, в частности к SWOT-анализу.
SWOT-анализ — метод маркетингового исследования деятельности предприятия на рынке. Вместе с тем специалистами, знакомыми с методикой и результатами его применения не понаслышке, сделан вывод о том, что его можно отнести и к методам экономического анализа. Ведь целью SWOT-анализа является принятие решений в интересах улучшения функционирования предприятия на рынке [3, с. 351].
Но SWOT-анализ носит больше описательный характер несмотря на то, что является необходимым элементом исследований, обязательным начальным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат основными элементами при разработке стратегических целей и задач компании [4, с. 483].
S (strengths) — сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.
W (weaknesses) — слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли и мешают развитию.
O (opportunities) — возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию.
T (threats) — угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений [2, с. 469].
Для увеличения его точности можно внедрить математический модуль в анализ. На мой взгляд, это будет оптимальным вариантом понимания четырёх аспектов — сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности.
Я предлагаю усовершенствование данной системы при помощи теории вероятности с адаптацией ее под бизнес-расчеты.
Теория же вероятности изучает закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства, операции над ними. Хорошо известна роль экономико-математических моделей, включающих вероятностные и статистические методы исследования [1, с. 479].
В рамках данной статьи я предлагаю следующие варианты адаптации формул теории вероятности в бизнес-план:
Формула 1: выявление процента силы бизнес-идеи (бизнес-плана). В основу данной формулы взято классическое определение вероятности:
, |
(1) |
где 𝑃(𝑆) — сила проекта;
m — суммарное количество выявленных сильных сторон идеи (проекта);
n — сумма сильных и слабых сторон [1, c. 231].
Данный расчет покажет, насколько сильна бизнес-идея на фоне конкурентов, а также даст объективную оценку этой идеи. В случае, если коэффициент будет меньше 0,5, то следует подумать о целесообразности его реализации; если от 0,5 до 0,7, то проект в перспективе конкурентоспособен, но для этого требует тщательной доработки; если от 0,8 до 1, то проект конкурентоспособен и может реализовываться.
Формула 2: процент влияния угроз на проект (также используется классическое определение вероятности).
, |
(2) |
где 𝑃(𝑇) — влияние угроз;
t — суммарное количество выявленных угроз идеи (проекта);
k — сумма угроз и возможностей [1, c. 243].
Данная форма покажет степень зависимости проекта от рисков. В данном случае показатели будут обратны — чем меньше значение, тем лучше:
𝑃(𝑇) ≤ 0,4 — проект конкурентоспособен и может реализовываться;
0,5 ≥ 𝑃(𝑇) ≥ 0,7 — проект в перспективе конкурентоспособен, но для этого требует тщательной доработки;
(𝑇) ≥ 0,8 — следует подумать о целесообразности реализации бизнес-идеи.
Формула 3: общая оценка перспективности бизнеса. В данном случае за основу взята теорема сложения вероятности несовместимых событий.
, |
(3) |
Данное значение покажет математическую оценку всего SWOT-анализа.
Обязательно должно быть соблюдено неравенство: 𝑃(𝑆) > 𝑃(Т) [1, c. 334].
В расшифровки полученных результатов формулы № 3 возможно 2 результата. Центральным значение всегда будет является 0,5.
1 результат. Итоговое значение (𝑃(𝑆−Т)) изменяется сильно, становится равно или меньше 0,5, значит разрабатываемый проект требует доработки либо пересмотра, то есть требуется дальнейшая работа. Текущая идея является еще «слабой» для реализации.
2 результат. Итоговое значение (𝑃(𝑆−Т)) изменяется не сильно, и входи в неравенство 1≤𝑃(𝑆−Т)≤0,6, значит разрабатываемый проект достаточно проработан и может реализовываться. Стоит отметить, что чем ближе полученное значение к 1, тем лучше, тем проект «сильнее» и тем выше вероятность его успеха.
В заключении хочется отметить положительное влияние внедрения математических знаний в методы маркетинговых исследований, в том числе SWOT. При помощи SWOT-анализа с дополнительной адаптацией в него теории вероятности возможен детальный анализ вашего бизнес-проекта и выявление вероятности его успеха. Это поможет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы. А также по результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Литература:
- Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов / В. Е. Гмурман. — 12-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 479 с
- Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 469 с.
- Поршнева А. Г., Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Управление организацией: Учебник, 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2019 г. — 351 с.
- Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 483 с.
- ФНС. Официальный сайт: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/