Применение теории вероятности в SWOT-анализе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Грачева, В. В. Применение теории вероятности в SWOT-анализе / В. В. Грачева, Ю. В. Подповетная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82665/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В исследовании применялись основные понятия теории вероятности и теоретические основы SWOT-анализа. Представлена и сформирована модель объективной оценки бизнес-проекта. Сделан вывод о необходимости использования математических знаний в методах маркетинговых исследований, в том числе SWOT. На основе сформированной модели может быть выявлена реальная оценка успеха компании и реализован весь потенциал фирмы.

Ключевые слова: SWOT-анализ, теория вероятности, бизнес-проект, адаптация, модель, элементы исследования.

The article is devoted to the application of probability theory in SWOT-analysis to increase the accuracy of a business plan. Mathematical formulas are also adapted to the components of the analysis. The purpose of the article is to reduce the risks of failure in opening new business projects. The study applied the basic concepts of probability theory and the theoretical foundations of SWOT-analysis. The model of an objective assessment of a business project is presented and formed. It is concluded that it is necessary to use mathematical knowledge in marketing research methods, including SWOT. Based on the formed model, a real assessment of the company's success can be identified and the full potential of the company can be realized.

Keywords: SWOT-analysis, probability theory, business project, adaptation, model, research elements.

В последнее время в России среди ученых-экономистов, а также и среди практиков (экономистов, непосредственно использующих различные методы анализа деятельности предприятий) возрос интерес к новым методам анализа, в частности к SWOT-анализу.

SWOT-анализ — метод маркетингового исследования деятельности предприятия на рынке. Вместе с тем специалистами, знакомыми с методикой и результатами его применения не понаслышке, сделан вывод о том, что его можно отнести и к методам экономического анализа. Ведь целью SWOT-анализа является принятие решений в интересах улучшения функционирования предприятия на рынке [3, с. 351].

Но SWOT-анализ носит больше описательный характер несмотря на то, что является необходимым элементом исследований, обязательным начальным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат основными элементами при разработке стратегических целей и задач компании [4, с. 483].

S (strengths) — сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.

W (weaknesses) — слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли и мешают развитию.

O (opportunities) — возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию.

T (threats) — угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений [2, с. 469].

Для увеличения его точности можно внедрить математический модуль в анализ. На мой взгляд, это будет оптимальным вариантом понимания четырёх аспектов — сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности.

Я предлагаю усовершенствование данной системы при помощи теории вероятности с адаптацией ее под бизнес-расчеты.

Теория же вероятности изучает закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства, операции над ними. Хорошо известна роль экономико-математических моделей, включающих вероятностные и статистические методы исследования [1, с. 479].

В рамках данной статьи я предлагаю следующие варианты адаптации формул теории вероятности в бизнес-план:

Формула 1: выявление процента силы бизнес-идеи (бизнес-плана). В основу данной формулы взято классическое определение вероятности:

,

(1)

где 𝑃(𝑆) — сила проекта;

m — суммарное количество выявленных сильных сторон идеи (проекта);

n — сумма сильных и слабых сторон [1, c. 231].

Данный расчет покажет, насколько сильна бизнес-идея на фоне конкурентов, а также даст объективную оценку этой идеи. В случае, если коэффициент будет меньше 0,5, то следует подумать о целесообразности его реализации; если от 0,5 до 0,7, то проект в перспективе конкурентоспособен, но для этого требует тщательной доработки; если от 0,8 до 1, то проект конкурентоспособен и может реализовываться.

Формула 2: процент влияния угроз на проект (также используется классическое определение вероятности).

,

(2)

где 𝑃(𝑇) — влияние угроз;

t — суммарное количество выявленных угроз идеи (проекта);

k — сумма угроз и возможностей [1, c. 243].

Данная форма покажет степень зависимости проекта от рисков. В данном случае показатели будут обратны — чем меньше значение, тем лучше:

𝑃(𝑇) ≤ 0,4 — проект конкурентоспособен и может реализовываться;

0,5 ≥ 𝑃(𝑇) ≥ 0,7 — проект в перспективе конкурентоспособен, но для этого требует тщательной доработки;

(𝑇) ≥ 0,8 — следует подумать о целесообразности реализации бизнес-идеи.

Формула 3: общая оценка перспективности бизнеса. В данном случае за основу взята теорема сложения вероятности несовместимых событий.

,

(3)

Данное значение покажет математическую оценку всего SWOT-анализа.

Обязательно должно быть соблюдено неравенство: 𝑃(𝑆) > 𝑃(Т) [1, c. 334].

В расшифровки полученных результатов формулы № 3 возможно 2 результата. Центральным значение всегда будет является 0,5.

1 результат. Итоговое значение (𝑃(𝑆−Т)) изменяется сильно, становится равно или меньше 0,5, значит разрабатываемый проект требует доработки либо пересмотра, то есть требуется дальнейшая работа. Текущая идея является еще «слабой» для реализации.

2 результат. Итоговое значение (𝑃(𝑆−Т)) изменяется не сильно, и входи в неравенство 1≤𝑃(𝑆−Т)≤0,6, значит разрабатываемый проект достаточно проработан и может реализовываться. Стоит отметить, что чем ближе полученное значение к 1, тем лучше, тем проект «сильнее» и тем выше вероятность его успеха.

В заключении хочется отметить положительное влияние внедрения математических знаний в методы маркетинговых исследований, в том числе SWOT. При помощи SWOT-анализа с дополнительной адаптацией в него теории вероятности возможен детальный анализ вашего бизнес-проекта и выявление вероятности его успеха. Это поможет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы. А также по результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Литература:

  1. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов / В. Е. Гмурман. — 12-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 479 с
  2. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 469 с.
  3. Поршнева А. Г., Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Управление организацией: Учебник, 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2019 г. — 351 с.
  4. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 483 с.
  5. ФНС. Официальный сайт: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/
Основные термины (генерируются автоматически): SWOT, проект, теория вероятности, итоговое значение, разрабатываемый проект, ситуационный анализ, сторона, тщательная доработка, формула.


Ключевые слова

модель, адаптация, SWOT-анализ, бизнес-проект, теория вероятности, элементы исследования

Похожие статьи

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Нечеткие тензорные модели анализа технико-экономической информации

В статье рассматривается применение нечетких тензорных моделей в анализе технико-экономической информации. Нечеткая логика и тензорные модели представляют собой эффективный инструмент для работы с многомерными и нечеткими данными, что делает их особе...

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

Методика анализа маркетинговой среды предприятия

В статье представлена комбинированная методика анализа маркетинговой среды пред-приятия с использованием SWOT-анализа маркетинговой среды, экспертного метода ранжирования альтернатив, метода оценки согласованности мнений экспертов на осно-ве коэффиц...

Методы решения управленческих проблем и реализация функций в инновационном менеджменте

Целью данного исследования является обоснование применения методов решения управленческих проблем, а также реализация функций в процессе применения данных методов в инновационном менеджменте.

Похожие статьи

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Нечеткие тензорные модели анализа технико-экономической информации

В статье рассматривается применение нечетких тензорных моделей в анализе технико-экономической информации. Нечеткая логика и тензорные модели представляют собой эффективный инструмент для работы с многомерными и нечеткими данными, что делает их особе...

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

Методика анализа маркетинговой среды предприятия

В статье представлена комбинированная методика анализа маркетинговой среды пред-приятия с использованием SWOT-анализа маркетинговой среды, экспертного метода ранжирования альтернатив, метода оценки согласованности мнений экспертов на осно-ве коэффиц...

Методы решения управленческих проблем и реализация функций в инновационном менеджменте

Целью данного исследования является обоснование применения методов решения управленческих проблем, а также реализация функций в процессе применения данных методов в инновационном менеджменте.

Задать вопрос