Психологический портрет патронатного воспитателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Семёновых, О. В. Психологический портрет патронатного воспитателя / О. В. Семёновых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 490-491. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82667/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены основные результаты исследования психологического портрета патронатного воспитателя. В исследовании приняли участие 20 патронатных воспитателей, осуществляющие социальный патронат в Московской области и 20 специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области. Результаты исследования позволили описать особенности психологического портрета патронатного воспитателя. Анализ полученных результатов показал, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Ключевые слова: психологический портрет, социальный патронат, патронатный воспитатель

The dissertation presents the main results of the study of the psychological portrait of the foster carer. The study involved 20 foster carers who perform social patronage in the Moscow region and 20 specialists working in social rehabilitation centers for minors in the Moscow region. The results of the study allowed us to describe the features of the psychological portrait of the foster carer. The analysis of the obtained results showed that the components of the psychological portrait of the foster carer who performs social patronage in the Moscow region and specialists working in social rehabilitation centers for minors in the Moscow region have significant differences.

Keywords: psychological portrait, social patronage, foster carer

Профилактика социального сиротства одно из приоритетных направлений социальной политики в Российской Федерации. На территории Московской области социальный патронат устанавливается над ребенком, проживающим в кровной семье и признанном в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке, в форме регулярного, не менее трех раз в неделю, посещения патронатным воспитателем по месту жительства с целью оказания социальной помощи. Социальный патронат осуществляет патронатный воспитатель. На территории Московской области 1088 детей, находятся на социальном патронате.

Разработка научной базы составления психологических портретов принадлежит отечественным ученым, таким как: Ю. М. Антонян, А. И. Анфиногенов, Р Л. Ахмедшин, О. И. Бродченко, Н. Н. Богомолова, А. О. Бухановский, О. А. Логунова, Л. П. Конышева, Д. В. Миронов, В. А. Образцов, А. Р Ратинов, Е. Г. Самовичев, Г. А. Густов и др.

От «внутреннего склада» личности, возможных действий патронатного воспитателя в значимых для ребенка обстоятельствах зависит эффективность и успешность помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке. Это ставит перед наукой и практикой задачу выделения тех личностных качеств специалиста, которые будут способствовать реализации его трудовых функций. Поэтому изучение психологического портрета патронатного воспитателями в настоящее время является актуальным.

Психологический портрет патронатного воспитателя для детей, проживающих в кровных семьях, никогда не был предметом специального изучения.

На основании полученных теоретических данных был подобран пакет диагностических методик для исследования психологического портрета патронатного воспитателя. Проведено эмпирическое исследование на предмет констатации основных компонентов психологического портрета патронатного воспитателя, проведен анализ и обобщение результатов исследования.

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что к основным составляющим психологического портрета патронатного воспитателя можно отнести: коммуникативные способности, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей, способность к сотрудничеству, а такие личностные особенности, как коммуникабельность, толерантность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, готовность брать на себя ответственность, а также высокая нормативность поведения. А также, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Полученные результаты показали, что основными составляющими психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, являются: чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов, способность действовать смело и энергично, наличие устоявшихся мнений, норм и правил, потребность быть хорошо информированными, способность к сотрудничеству, смелость, хваткость, сообразительность и быстрота, несмотря на то, что для большинства воспитателей характерны заниженный и очень низкий уровни эмпатии. А основные компоненты психологического портрета специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, представлены высокой эмпатийной устойчивостью, моральным контролем, отсутствием доверия, поиском подвоха, неудовлетворенностью достигнутым и очень высокой тревожностью, которая обычно нарушает деятельность, недостаточно сформированным уважением к самим себе, сформированными на высоком уровне способностями принятия себя такими, каковы они есть и выраженностью творческой направленности личности.

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что к основным составляющим психологического портрета патронатного воспитателя можно отнести: коммуникативные способности, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей, способность к сотрудничеству, а такие личностные особенности, как коммуникабельность, толерантность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, готовность брать на себя ответственность, а также высокая нормативность поведения. А также, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Выдвинутые частные предположения были подтверждены частично.

Полученные результаты могут быть использованы в системе отбора и подготовки патронатных воспитателей.

Литература:

  1. Анфиногенов А. И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления: дис.... канд. психол. наук. М., 2011. — 201 с.
  2. Ахмедшин Р. Л. Психолого-криминалистическая характеристика социально-дезадаптированной личности преступника: дис.... канд. юрид. наук. Томск. — 2013. — с. 100–187.
  3. Барташев А. А. Диагностика темперамента и характера. СПб., 2011. — 176 с.
  4. Некрасов С. Д. Психологический потрет человека. Краснодар, 2014. — 128 с.
  5. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М.: РГСИ, 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический портрет, Московская область, воспитатель, социальный патронат, осуществляющий социальный патронат, способность, адекватная самооценка, государственная поддержка, произвольная эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость.


Ключевые слова

психологический портрет, социальный патронат, патронатный воспитатель

Похожие статьи

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов)

В статье актуализируется деятельность общественных советов как субъектов социальной работы, представлен теоретический анализ проблем, а также особенностей функционирования общественного совета.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Похожие статьи

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов)

В статье актуализируется деятельность общественных советов как субъектов социальной работы, представлен теоретический анализ проблем, а также особенностей функционирования общественного совета.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Задать вопрос