Использование материалов-компаньонов в проектировании одежды уже давно полюбилось дизайнерам и производителям одежды, так как сочетание материалов различной плотности и фактуры зачастую может выглядеть достаточно выигрышно, что положительно отражается на продажах.
Анализируя фотоотчёты с модных показов и каталоги интернет-магазинов (рис.1), можно сказать, что подобное сочетание материалов характерно для женского ассортимента, в основном для изделий плательно-блузочной группы, жакетов без подкладки, поясных изделий [1–4].
Рис. 1. Слева-направо: AW 2020 Ready-to-wear Christian Dior; SS 2021 Resort Christian Dior; SHEIN; SHI-SHI
Если гиганты моды позволяют себе использовать сочетание данных материалов в различных вариациях и любой сложности обработки, то фирмы, работающие для массового потребителя, стараются изготавливать изделия по упрощенной технологии. В настоящее время массмаркет полон изделий с рукавами из органзы, сетки, синтетического шифона в сочетании не только с искусственной кожей и экокожей, но и с плотными трикотажными материалами, такими как джерси, а также с тканями, которые также выступают в качестве основы. Лидирующие позиции в массмаркете занимают платья из экокожи с втачными объёмными рукавами, со сборкой как по окату, так и по низу. Также часто встречаются горизонтальные вставки-полосы различной ширины по низу изделия, низу рукавов, на уровне ширины груди. Такое решение в рассматриваемом сочетании удачно для оптового производителя, так как является наиболее технологически простым, а чем проще технологическое решение узла, тем более вероятно, что изделие будет менее проблематично в пошиве. Рукава же из органзы/сетки/синтетического шифона не только смотрятся очень эффектно и нарядно, но и придают изделиям из кожи дополнительное удобство в эксплуатации обеспечивая необходимую свободу движения рук, которая в рукавах их основного материала (кожа) была бы значительно ниже. Во избежание отворачивания припусков швов в сторону полупрозрачного материала, рекомендуется закреплять припуски швов настрачиванием на основную деталь.
Сочетание кожи различных фактур с полупрозрачными тканями и сетчатыми материалами весьма эффектно и неоднозначно. Однако, такие материалы, как искусственная кожа и синтетические крепы, шифоны и, особенно, органза, обладают низкой гигроскопичностью. Находясь в такой одежде долгое время, потребитель может ощущать дискомфорт и, в некоторых случаях, серьёзное недомогание. Чтобы одежда из таких материалов подходила для повседневного ношения, при проектировании следует создавать изделия с наименьшей степенью прилегания, например, в идеале, изделия А-силуэта, изделия в стеле бэйби долл. Платья-футляры стоит проектировать из мягких тянущихся кож. Однако, это рекомендации с точки зрения удобства эксплуатации, а данное сочетание материалов потенциально предполагается использовать для создания эффектных коктейльных и торжественных моделей, а также тематических вечеринок и прочих мероприятий. В таком случае на первое место выходит художественный замысел художника и общее назначение изделия.
Также в работе с рассматриваемыми материалами ограничена возможность использования влажно-тепловой обработки. Поэтому все силуэтные формы решаются исключительно за счёт конструкции — объёмные формы достигаются с помощью складок и сборок, все срезы соединяемых деталей совпадают друг с другом, посадка и сутюжка недопустимы.
Если стоит задача выполнить детали изделия, формирующие часть опорной поверхности, из тонких полупрозрачных материалов, например, отрезную спинку или отрезные кокетки переда и/или спинки, то можно столкнуться с деформацией изделия, так как вес всего изделия будет во избежание раздвижки швов за счёт разности в весе деталей конструкции изделия, рекомендуется устанавливать дополнительные петли-держатели в наименее растяжимые швы. Эти меры необходимы для сохранения товарного внешнего вида изделия до его приобретения, а также для продления срока службы изделия в процессе его эксплуатации, так как нестабильные швы изделия не будут вытягиваться на тремпеле.
Также необходимо предостеречь от растяжения плечевые швы, в случае изготовления кокеток переда и спинки из тонких материалов. Сделать это необходимо на этапе монтажа, настрачивая по плечевому срезу детали сатиновую ленту в тон материала, бежевую сатиновую ленту или же нерастяжимую силиконовую ленту шириной 5 мм с мягкими срезами. Тогда при стачивании и при последующей эксплуатации плечевые швы останутся стабилизированными и изделие сохранит свою прекрасную посадку.
При изготовлении мелких элементов изделия — воротники с отрезной стойкой, манжеты — стоит обратить внимание на фактуру и плотность используемых материалов, так как ткань-компаньон может быть непригодна для изготовления сложных, мелких элементов. Полупрозрачные шифоны и сетки с объёмной вышивкой, а также ткани с рыхлой структурой и/или с высокой осыпаемостью, могут быть не только неудобны при пошиве, но и не дать желаемого результата в готовом виде, особенно проблематичны такие материалы будут при изготовлении элементов с уголками. В таком случае материал либо заменяется на другой или на основной, если замена материала невозможно, то стоит изменить элементы конструкции так, чтобы это не повлияло на общую задумку изделия, насколько это возможно. Если тонкий полупрозрачный материал одобрен технологом и является подходящим для данной модели, то в качестве дублирующей прокладки рекомендуется использовать этот же материал, в особых случаях в несколько слоёв [5]. Рекомендуется отшивать образцы сложных и вызывающих сомнения узлов изделия.
Ещё одним удачным сочетанием является то, что невидимо глазу — использование тонких полупрозрачных материалов как подкладку. В качестве подкладочного материала там, где нужно обеспечить должную степень комфорта, например, в области рукавов или при непосредственном соприкосновении подкладки с кожей, может выступать мягкая трикотажная сетка. Для того, чтобы удержать и сохранить тяжелые формы изделий из кожи с объёмными рукавами и низом «баллон», может потребоваться нетрикотажная нерастяжимая сетка. Однако, следует обратить внимание, что слишком жёсткие сетки могут вызвать раздражение чувствительной кожи на тыльной стороне рук, а по низу изделия могут испортить колготки, поэтому образцы таких моделей нуждаются в тестировании, прежде чем последовать к запуску в производство.
Литература:
- VOGUE. URL:https://www.vogue.ru/collection/autumn_winter2020/ready-to-wear/paris/Christian_Dior/#gallery1/1478721
- VOGUE. https://www.vogue.ru/collection/spring_summer2021/resort/lechche/Christian_Dior/#gallery1/1498018
- SHEIN. https://ru.shein.com/Polka-Dot-Flocked-Organza-Lantern-Sleeve-PU-Leather-Dress
- SHI-SHI. https://shi-shi.ru/shop/platya/plate-kozhanoe-s-organzoy.html
- Жукова И. А. Перспективные технологии изготовления швейных изделий различного ассортимента. Технологический процесс обработки изделий платьево-блузочного ассортимента из прозрачных, полупрозрачных и тонких тканей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жукова И. А., Нессирио Т. Б. — СПб.: СПбГУПТД, 2017.— 88 c.— Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2017760, по паролю.