В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Ключевые слова : спорт, физическая культура, методика, подготовительная часть, социализация.
Спорт с самого начала своего пути развивается вместе с человеческойцивилизацией. Развитие спорта объясняется его адаптивностью, обусловленной тем, что в методике спорта существует стремление найти индивидуальный подход для каждого человека, в частности.
Таким образом в спорте найдется место каждому желающему. Все смогут найти для себя необходимые упражнения, несмотря на загруженную жизнь современного человека.
Одной из таких методик, созданных для универсального подхода к людям, является подготовительная часть занятия в игровой форме.
Подготовительная часть занятия — это комплекс упражнений, которые выполняются в начале занятий с целью разогрева организма, проработки мышц, связок и суставов, то есть разминка готовит организм к предстоящей работе.
Разминка в игровой форме — это один из многих методов, основанных для персонального подхода к обучению, с явным использованием соревновательной деятельности или командно-соревновательной.
Игровая форма проведения подготовительной части урока мотивирует учащихся к выполнению упражнений, создаёт положительный эмоциональный настрой, повышая интерес к поставленной задаче.
Подготовительная часть занятия делится на универсальную и специальную.
Универсальная (общая) разминка нужна для подготовки к тренировке всего организма. В ее процессе в результате повышения температуры тела и разогрева мышц активизируется обмен веществ, изменяется в лучшую сторону состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышается работоспособность мышц.
Универсальность её в том, что она применима как в зале, так и на площадке, не требует длительной подготовки, проводится или без инвентаря, или с инвентарём, который имеется в каждой школе, доступна и эффективна для всех возрастных групп учащихся, легко дозируется.
Независимо от того, какой разминки придерживается спортсмен или учащийся, результат всегда только один — обязательно должны быть разогреты все мышцы.
Специальная часть обеспечивает специфическую подготовку именно тех нервных центров и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности и содержать элементы этой деятельности.
Например, в игровых видах спорта она должна отражать специфические особенности последующей ситуационной деятельности, а в силовых видах спорта обеспечить подготовку мышц к работе с отягощениями. Таким образом специальная разминка служить связующим звеном между обычным состоянием человека и размятым, готовому к достижению цели, для которой проводилась разминка.
Эти две категории включают в себя отдельные подтипы, например игровую или соревновательную форму.
Особенность разминки в игровой форме подразумевает подогрев интереса к победе, объединению общего командного духа, стремление быть первым, а также шанс победить не только соперника, но и превзойти самого себя.
В свою очередь, такая разминка также способствует снятию напряжения при выполнении и стресса во время игры, подталкивает людей к социальному взаимодействию, помогает адаптироваться организму к дальнейшим действиям учащихся или спортсменов.
Игровая разминка является преимущественно актуальной, так как имеет ряд независимых преимуществ. Самой явной положительной чертой игровой формы подготовительного занятия является отсутствие возрастного критерия учащегося, это связанно с тем, что игровая форма уже с малых лет вовлекает детей в спорт и добавляет конкурсный и состязательный элемент. Конечно, разминка такого типа является слишком обобщенной, чтобы заменить точечные упражнения на необходимые группы мышц, но это компенсируется общим количеством выполненных упражнений и вовлеченностью участников в процесс, а также легкость организации разминки.
Однако методические особенности при проведении подготовительной части занятия содержат в себе множество аспектов, соблюдение которых необходимо для правильно проведенного занятия, например:
— При проведении занятия на открытом воздухе, необходимо чтобы поверхность площадки была в большей степени ровной и очищена от посторонних предметов
— Выбор игровой разминки зависит от возрастной особенности, физической подготовки, количества учащихся, условия проведения и задач урока
— Для того, чтобы избежать травмоопасных ситуаций необходимо обозначить границы площадки (1.5–2 м) от стен и профильных конструкций
— Перед объяснением задания необходимо позиционировать учащихся таким образом, чтобы каждый мог слышать и видеть преподавателя
— Во время разъяснения задачи учащиеся не должны стоять против солнца или других источников освещения, ветра с песком
— После выполнения задания преподавателю необходимо указывать учащимся на допущенные ошибки и нарушения.
Таким образом методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме является отличным примером индивидуального подхода в спорте к каждому человеку, играет важную коммуникационную, соревновательную роль и определенным образом интегрирует учащегося в выполнение упражнений и воспитание моральных свойств.
Литература:
- Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету физическая культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 272 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/разминка