В данной статье рассматривается спорт как основное социально-культурное явление в жизни современного человека, его задачи, свойства и историческое становление. Определяется его позиция в ходе человеческого развития и в современном мире.
Ключевые слова : спорт, физическая культура, социум, культура, политика, история, социальный институт.
В ходе эволюции человеческая цивилизация долгое время экстремально выживала и находилась в состоянии постоянной конкуренции между природой и человеком и, позднее, между человеком и человеком.
С постепенным достижением экономического блага и развитием науки все меньше и меньше ощущалась опасность и тревога, все больше и больше человек нуждался в реализации своих нативных, соревновательных качеств. Таким образом и зародился спорт как социокультурное явление, уже за 4000 лет до нашей эры.
Согласно определению, спорт — средство и метод физического воспитания, основанные на практике конкурентной деятельности и подготовке к ней, в ходе которой сопоставляются и оцениваются возможности человека. С давних времен спорт являлся катализатором культурных, исторических и научных событий.
Спорт действительно отзывается в обществе мощной разносторонней силой. Во всех странах правительство пытается привить своим гражданам привычку занятия спортом, сделать спорт национальным увлечением, которое должно объединить людей вокруг общей цели. Также наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Таким образом в Аргентине футбол стал национально признанным видом спорта.
Статистические исследования говорят о том, что спорт способен адаптировать человека к необходимости систематизировать свой распорядок дня, получить первостепенное понимание устройства жизни и мира, также спорт может проявить себя как социальный лифт. Именно в спортивной деятельности отчетливо можно отследить проявление таких важных для современного общества ценностей, как конкуренция, достижение успеха.
Спорт как социокультурное явление содержит ряд актуальных функций:
— образовательная — получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития;
— прикладную — повышение специфической физической подготовленности и работоспособности для трудовой деятельности и воинской службы средствами профессионально-прикладной физической культуры;
— спортивную — достижение максимальных результатов в избранном виде спорта;
— рекреативную — организация содержательного досуга;
— оздоровительно-реабилитационная — предупреждение истощения и регенерации временно утерянных функциональных способностей организма.
Анализируя факторы формирования личности, можно сказать, что спорт является одним из основных элементов социокультурного аспекта социализации человека. В частности, как форма физической активности и специфически воспитательный фактор, реализующий социальную технологию, с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения.
Как социальный институт cпорт формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждый человек индивидуально, свое место. Спорт воспроизводит определенные стартовые законы формирования личности, подключает индивида к социальным и общественным организациям, формирует определенные социальные взаимосвязи.
Характер спорта способен изменить заложенный строй формирования персональных черт игрока, которые зависят от модели поведения, которую он выбирает в ходе социальных отношениях и игровых ситуаций, которые в свою очередь приближенны к поведенческим паттернам в реальной жизни. Спорт как социокультурный идентификатор воссоздает игровую версию культуры, сохраняет и укрепляет механизмы социально-культурной жизни человека, формирует его как социально компетентную личность. Спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, формируя стили жизни.
В настоящее время открываются широкие горизонты для практического определения человека в обществе. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность понять стратегию развития, ощутить реальную конкурентную среду и через эту призму оценить свое место в обществе. Спорт как социокультурное явление использует определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагает специфически воспитательными возможностями и является сферой утверждения и обретения культурно творческого смысла личности.
Таким образом спорт обогащает моральное и физическое здоровье человека, играет важную политическую, релаксационную роль и до сих является одним из важнейших социально-культурных явлений в человеческой жизни.
Литература:
- Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету физическая культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 272 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/спорт