В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).
Ключевые слова: анализ, учеба, день, студент, повышение, работоспособность, культура, здоровье.
В наше время современному человеку, часто проживающему в сложных, многогранных и изменчивых социальных условиях, сложно, а то и практически невозможно сохранить естественный (здоровый для организма) образ жизни. Особенно это касается студентов технических вузов, к физическому и психологическому состоянию которых предъявляются повышенные требования, ведь их дальнейшая продуктивность и следование высоким нормам рабочего профессионализма на протяжении длительного срока напрямую взаимосвязана с хорошим здоровьем. Технический прогресс, приведший к активному введению в наш быт автоматизированных механизмов, свободному доступу к интеллектуальной вычислительной технике (персональным компьютерам в том числе) и, как следствие, снижению доли физического труда, сильно сместил жизнь человечества с двигательной активности в активность умственную, с сидячим образом жизни, что актуализирует необходимость анализа учебного дня студента и предложение методов по повышению его работоспособности.
Процесс обучения в вузе оказывает достаточно сильное давление на психику студента, что приводит к повышенному фону интеллектуального и нервного напряжений, доходящих до пиковых значений в период сессии. Так же не стоит забывать про иные нагрузки, а именно различные социальные, бытовые, экологические и многие другие возможные проблемы, которые в сумме с учебой могут привести к разным физическим и психическим срывам.
Как полагал в своих учениях М. Р. Могендович, взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц, вегетативных органов и центральной нервной системы (ЦНС) достаточно легко проследить. До 90 % области головного мозга связаны с механическим движением. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности различных систем организма.
Видно, что одним из базисных методов повышения работоспособности студента является физическая культура, которая дает доступную возможность получить и поддерживать на протяжении многих лет телесное здоровье, делает фигуру красивой, позволяет в полной мере управлять телом и, что особенно важно, значительно расширяет диапазон приспособительных механизмов организма, повышает иммунитет и устойчивость к действию многих неблагоприятных факторов: гипоксии, стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, переохлаждения, инфекции, проникающей радиации, токсических веществ.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Однако, анализируя распорядок дня студента, можно выявить что для повышения его трудоспособности необходимо, помимо проведения практики по физической культуре, составить комплекс теоретических занятий, целью которых будет популяризация систематических физических нагрузок, донесение мысли, что результатом деятельности в физической культуре является не только физическая подготовленность и ступень усовершенствования двигательных умений и навыков, но так же и высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения (слава, отличный стимул для молодежи), нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важно и затрагивание личных интересов. Они отражают избирательное отношение человека к определенному типу деятельности, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса мал, доминирует эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Следует учитывать это, при проведении теоретических курсов образования студентов.
Какие же физические упражнения можно посоветовать к выполнению вне учебной деятельности для повышения тонуса организма и повышение трудоспособности? Очевидно, не несущие разовой высокой нагрузки, которая может привести к травмам неподготовленное тело. При занятиях, важно постепенно увеличивать темп. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания. Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения помогут оставаться в тонусе и сохранять положительный настрой. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Таким образом, занятия физической культурой как внутри учебного плана института, так и вне его (в свободное от занятий время), является главным методом повышения работоспособности студента, сохранения его здоровья.
Литература:
- Малоземов, О. Ю. Физическое воспитание студентов в техническом вузе / О. Ю. Малоземов. — Екатеринбург: АМБ, 2015. — 464 c.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая_культура