В статье рассмотрены принципы банковского надзора, которые являются основой надзорной деятельности за кредитными организациями. Рассмотрен процесс взаимодействия российского законодательства по банковскому надзору и применение Основных принципов эффективного банковского надзора, разработанных Базельским комитетом.
Ключевые слова: банковский надзор, принципы, критерии, международные стандарты, эффективный банковский надзор.
The article considers the principles of banking supervision, which are the basis for the supervisory activities of credit institutions. The process of interaction between Russian legislation on banking supervision and the application of the Basic Principles of Effective Banking Supervision developed by the Basel Committee is considered.
Keywords: banking supervision, principles, criteria, international standards
Современная банковская система имеет огромное значение для развития экономических связей. Любые кредитные организации связаны с денежными ресурсами и оказанием различных услуг. Многочисленные индивидуальные платежи и достаточно крупные переводы осуществляются с помощью банковской системы. Это дает возможность формировать тесные экономические отношения между различными субъектами.
Эффективность деятельности банковской системы связывается с потребностью поддержания данного положения, создание надежных рычагов взаимодействия между контрагентами. Банковский надзор помогает реализовывать вышеперечисленные позиции.
Понятие «банковский надзор» не имеет единого обоснования, как отмечают многие эксперты. Существуют различные подходы к трактовке данного понятия.
Для того чтобы определить границы реализации банковской деятельности, необходимо сформировать целый перечень мер по возможности соблюдения указанного вида работы. Так формируется банковский надзор. В совокупности меры, предпринятые для этих целей, формируют систему.
Банковский надзор выступает эмпирическим фактором существования банковского регулирования. Исходя из данного положения, необходимо заметить, что банковский надзор будет тождественен банковскому регулированию. Это связано с тем, что они имеют общую цель и единый объект управления. В некоторых позициях они отличаются друг от друга. Могут быть разные методы, инструменты, технологии и действия для получения определенных целей.
Банковский надзор — это определенный комплекс действий, который реализует органы надзора в рамках своих полномочий. Мероприятия надзорных органов определяются нормативно-правовой документацией. Характеризуется специальными процедурными нормами и установленным регламентом для реализации получения стабильности работы банковской системы и формирование безопасности интересов ее клиентов. В данном случае мы говорим о различных кредиторах и вкладчиков.
Принципами банковского надзора являются основные направления по формированию целей. Обращаясь к этимологии слова, необходимо сказать, что принцип от лат. означает principium, что в переводе является как «начало, основа».
М. И. Байтин дает определение принципам права как «исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [1,с.4]. Данные позиции являются основой законодательства.
Т. Э. Рождественская считает, что к принципам, относящимся к банковскому надзору, можно отнести две основные группы: правовые и организационно-правовые. Рассматривая правовые принципы, определим их разделение на общие (основополагающие, универсальные) и специальные принципы права.
Принципы банковского надзора непосредственно связаны с принципами права, поэтому общеправовые принципы мы можем найти в Конституции РФ (далее — Основной Закон) [3].
Данные принципы являются основополагающими. Они не только являются важной основой Конституции, но также относятся к понятию ценности и условия, которые охраняют общественное благосостояние.
Рассмотрим их более подробно. Так, принцип социального государства указан в ст. 2 Основного Закона. По данной правовой позиции «человек, является его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Указанный принцип определяет пределы публичного состояния власти, при котором защищаются права человека и возможность сохранение легитимного положения государства. Вспомним, что цель банковского надзора заключается в том, чтобы защищать права кредиторов и вкладчиков. Сюда мы отнесем, в том числе физических лиц. В противном случае активное вмешательство в деятельность кредитных организаций может значительным образом замедлить их работу, что губительно скажется в целом на всей экономике страны.
Предпринимательская деятельность должна не только охраняться от чрезмерной «опеки» государства, но и контролироваться. Это связано с тем, что любая банковская деятельность связана, прежде всего, с рисковым положением. Данное обстоятельство несет в себе угрозу для всех потенциальных экономических субъектов, которые находятся в таком положении. И здесь вступает принцип соразмерности или, по иному пропорциональности. Государство обязано определить четкие границы указанного вмешательства. Данное обстоятельство определяет не только право, но и ответственность всех субъектов. На основании ч.3 ст.55 определено положение, по которому права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо для «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Следующим принципом является принцип равенства всех участников экономических отношений. Он указан в ст.8, в которой представлено положение «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Выше было сказано, что государство гарантирует защиту всех участников экономических отношений. Кроме этого, кредиторы и вкладчики выступают на равной основе, поэтому существует равенство всех субъектов банковской деятельности.
Рассмотрим, какие права относятся к главным экономическим правам. Так, ст.27 определяет право свободно передвигаться и выбирать необходимое место пребывания и жительства. В ст. 30 указывается право на объединение и свобода рынка труда. Тут же можно отнести возможность вести совместную экономическую деятельность и выбирать форму предпринимательства. В ст. 34 определено право использовать свое имущество для экономических целей, вести договорные отношения, защищаться от конкуренции и монополизма, применять все правомочия собственности (ст.35), свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. 2 ст. 36); право выбирать род деятельности или занятий (ст. 37), иметь свободу экономического выбора.
Принцип равенства гарантирует не только вышеупомянутые права, но также защищает право обращение финансовых средств в товары, услуги или гарантия денежных средств без какого-либо обращения. Это относится, в том числе, к банковским услугам.
Следующим принципом, связанным с равенством, является принцип свободного экономического пространства, который представлен в ст. 74. Свободное передвижение товаров, развитие конкуренции и любой экономической деятельности, не противоречащей федеральным законам, было подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 № 22- О9 [4]. Часть 1 ст. 74 ставит запрет на любые препятствия, связанные с перемещением товаров, услуг или финансовых средств по всей территории Российской Федерации.
Статья 75 продолжает формирование конституционных принципов. Денежной единицей является рубль. Так, денежная эмиссия осуществляется только ЦБ РФ. Рубль является единственной денежной единицей, которая может обращаться на территории РФ. Защита рубля относится к основной функции ЦБ. Введение каких-либо иных денег, их эмиссия запрещена на нашей территории. Аналогичное положение указано в п. «ж» ст.71.
Таким образом, необходимо отметить, что перечисленные принципы, представленные в Основном Законе, считаются основополагающими по вопросу реализации экономической и банковской политики, в том числе банковского надзора.
По мнению Т. Э. Рождественской в своей работе выделяет специальные принципы, которые касаются банковского надзора [6,с.166]:
1. законность;
2. соразмерность;
3. эффективность;
4. независимость;
5. объективность и компетентность;
6. имплементацию международно-признанных норм (стандартов) в сфере банковского надзора.
Развитие Российской Федерации на мировом уровне, влияние Covid19 на социально-экономическое развитие государства создали условия, при которых необходимо продолжить процесс введение норм, регламентирующих соответствие с международными стандартами. Данное положение будет способствовать развитию банковского сектора и сформирует положительную долгосрочную перспективу, которая будет основываться на качественных показателях.
К третьей группе принципов относятся организационно-правовые. Они были сформулированы на основе «Core Principles for Effective Banking Supervision», что означает основные принципы эффективного банковского надзора, которые разработал Базельский комитет по банковскому надзору в 1997 г. В 2006 г. на территории Мексики прошла Международная конференция, где более точно были определены основополагающие принципы банковского надзора. Т. А. Рождественская считает, что указанные принципы не совсем можно отнести к принципам права в том строгом понимании, который определяется согласно праву [6,с.169].
Базельские принципы включают в себя 25 принципов. Все они разделены на 7 групп.
1. К первому принципу относятся цели, независимость, полномочия, транспарентность. Для того, чтобы соблюдать первый принцип, необходимо учитывать шесть обязательных компонентов.
2. 2–5 принципы характеризуют лицензирование и вводят структуру.
3. 6–18 принципы определяют пруденциальное регулирование и формируют соответствующие требования.
4. 19–21 принципы вводят методы текущего банковского надзора.
5. В 22 принципе задействован бухгалтерский учет и раскрытие информации.
6. 23 принцип определяет полномочия органов надзора по регулированию и исправлению.
7. 24–25 принципы формируют консолидированный и трансграничный банковский надзор.
Вышеперечисленные принципы входят в другой документ, который называется Методология Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (далее — Методология) [2]. Данные позиции были приняты в 1999 г. В Методологию входило 167 критериев. В 2006 г. уже было
200. У нас этот документ в полной своей версии опубликован не был. Однако, в Вестнике Банка России от 16 мая 2012 г. было напечатано Письмо «Принципы надлежащего управления операционным риском», которые были переведены на основании рекомендаций Базельского комитета от июня 2011 г. [5].
Возвращаясь к Методологии необходимо отметить, что данный документ имеет важное значение для осуществления банковского надзора, потому что в представленных положениях указывается введение единых и объективных оценок проверки кредитных организаций. Подобная унификация выявляет, с одной стороны, отрицательные стороны банковского надзора, с другой — определяет уровень соблюдения соответствующих принципов. По данному документу оценка банковской деятельности проводится несколькими организациями: надзорные органы, МВФ, Всемирный банк, фирмами, которые оказывают консультационные услуги. Так как Методология представляет собой толкование и комментирование Основополагающих принципов, она, безусловно, содержательно их дополняет.
Результаты оценки полезно использовать для формирования стратегии социально-экономической политики по вопросу корректировки и совершенствования банковской деятельности, в том числе банковского надзора.
Т. Э. Рождественская отмечает, что в основе Методологии лежат два критерии — обязательные и дополнительные (47 критериев) [6,с.170].
К обязательным критериям относят такие критерии, которые являются базисом развития банковского надзора. Это связано не только с национальными надзорными органами, но и мировым надзорным сообществом. Последнее положение дает возможность характеризовать обязательные критерии как стандарт, рекомендуемый к использованию [6,с.170].
Второй критерий — дополнительный. Может усилить надзорную деятельность. Данное положение является результатом практики банковского надзора, которая показала достаточно эффективную работу, но их роль в соблюдении Основополагающих принципов до конца не ясна. К оценкам соблюдения принципов не относится. Этот критерий не является обязательным к выполнению, как, собственно, и предыдущий. Рекомендуется использовать с тех случаях, когда возникают некоторые нестандартные ситуации по банковскому надзору, где обязательные критерии не применимы.
Оценивание по обязательным и дополнительным критериям производится на основании четырех пунктов — «соблюдается», «в основном соблюдается», «в существенной степени не соблюдается» и «не соблюдается» [6,с.170].
Таким образом, основная цель банковского надзора заключается в том, чтобы содействовать устойчивости финансовой системы и минимизировать риски финансовых потерь для кредиторов и вкладчиков. К принципам банковского надзора относятся: конституционные, специальные и организационно-правовые принципы. Кроме того, современная банковская система и банковский надзор должны учитывать международные стандарты, разработанные Базельским комитетом как Основные принципы эффективного банковского надзора. Необходимо учитывать особенности местного банковского сектора, внимательно просчитывать все предполагаемые риски. В некоторых случаях необходимо разрабатывать и учитывать дополнительные критерии. Это связано не только со спецификой национальной, местной экономики, но и с теми динамичными условиями (вызовами), которые определяются сложившейся в мире (стране, регионе и т. д.) ситуации.
Литература:
- Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.06.2021)
- Информационное сообщение от 19 апреля 2002 года ЦБ РФ «Методология основных принципов эффективного банковского надзора» URL: https://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 08.06.2021)
- Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 № 22-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района» URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie- konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16012007-n/ (дата обращения: 14.06.2021)
- Письмо Банка России от 16.05.2012 № 69-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления операционным риском» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 05.06.2021)
- Рождественская Т. Э. Банковский надзор на современном этапе: понятие, цели, принципы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 3(7).