Данная статья раскрывает виды банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Представлена классификация форм банковского надзора.
Ключевые слова: банковский надзор, виды надзорной деятельности, формы надзорной деятельности, либеральный надзор, инспектирование, пруденциальное регулирование, кураторство, последующий надзор, превентивный надзор, входная форма, текущая форма, последующая форма.
This article describes the types of banking supervision over the activities of credit institutions. The classification of forms of banking supervision is presented.
Keywords: banking supervision, types of supervisory activity, forms of supervisory activity, liberal supervision, inspection, prudential regulation, supervision, follow-up supervision, preventive supervision, input form, current form, follow-up form.
Одной из направлений банковского надзора является лицензирование банковской деятельности и возможности формирования определенных процедур финансового оздоровления кредитных организаций и страхование депозитов (вкладов). Но это единственное условие, по которым возможна (разрешена) банковская деятельность.
По направленности банковского надзора, исходя из комплекса различных действий Банка России, как надзорного органа, по мнению Э. В. Рогатенюк определены следующие элементы надзорной деятельности: виды надзорной деятельности. К ним можно отнести прямой (превентивный) и более либеральный (как защитное регулирование) [5, с. 89].
В своей работе автор раскрывает более подробно сущность прямого вида, который разделяется на формы. Об этом будет сказано ниже.
Представим характеристику либеральному виду. На основании изученной литературы к данному виду относится определенная свобода лицензирования, рекомендации ЦБ и других банков, право кредитным организациям устанавливать процентную ставку, недоступность финансовой помощи со стороны ЦБ, формирование комплекса саморегулирующих организаций.
Другой автор, М. Г. Юсупова в своей работе выделяет иные виды банковского надзора — это дистанционный, инспектирование, пруденциальное регулирование [7].
Рассмотрим более подробно отличительные характеристики.
Дистанционный вид надзора характеризуется тем, что проверка работы кредитных организаций осуществляется путем подачи в дистанционном режиме пакет документов и различной отчетности. С одной стороны для кредитной организации удобно представить документы путем отправления, но, с другой стороны, такая проверка имеет существенные недостатки. Это связано с тем, что банковскому надзору попадают только те отчетные данные, которые были отправлены на проверку указанной кредитной организацией. В этой ситуации есть риск того, что кредитная организация не предоставляет всю необходимую достоверную информацию. В таком случае невозможно вести результативный надзор по функциональной деятельности организации.
Другой вид банковского надзора — инспектирование. Инспектирование значительно отличается от дистанционного надзора. Дает возможность получить достоверные сведения о кредитной организации. Вовремя принять соответствующие меры для того, чтобы предотвратить отрицательные последствия или минимизировать различные банковские риски, в том числе то, что может быть связано с кредиторами и вкладчиками.
В таком виде надзора привлекаются специалисты, задача которых выявить различные нарушения, является достаточно трудоемкой и дорогой. В таком случае банковский надзор осуществляется выборочно или имеет не полный объем.
Следующий вид банковского надзора, который представлен в работе М. Г. Юсуповой — пруденциальное регулирование. Той же позиции придерживается Н. С. Бровкина [2, с.6]. Некоторые эксперты считают, что пруденциальное регулирование является формой банковского надзора [4;5].
Данный вид банковского надзора обычно применяется для того, чтобы использовать различные системы лимитов и определенных ограничений. Такие действия ведут по отношению к кредитным организациям к фактору устойчивости и определенной защищенности вкладчиков. Обычно носят макроэкономический характер. В целом защищает интересы кредитной организации и вкладчиков.
В пруденциальном виде надзора ЦБ РФ заранее определяет список мер воздействия и правила их применения в случаях, когда кредитные организации могут их нарушить. Такие позиции применимы тогда, когда присутствует ограничение доступа к сведениям, указывающим на различные уровни рисков, норм по созданию резервов, которые дают возможность обеспечить ликвидность и возмещение каких-либо финансовых потерь.
Кроме вышеперечисленного, подобный надзор необходим и в случаях, когда кредитная организация нарушает установленные требования, которые не позволяют вести рисковую деятельность, влияющую на формирование негативного состояния финансовой деятельности, в том числе в ходе регистрации, получения лицензирования или увеличения направлений банковской деятельности. Данный вид надзора призван реально оценить положение кредитных организации и сформировать траекторию выхода из сложившейся ситуации, если имеет место быть отрицательное положение лицензирования и расширения направлений деятельности.
Пруденциальное регулирование должно определять минимальный порог экономических стандартов банковской работы. Данный вид надзора выполняется под строгим контролем государства и соответствующих учреждений, которые должны обеспечивать эту деятельность. Пруденциальное регулирование характеризуется системным подходом. Это является дополнением к юридическому и экономическому направлениям работы.
Исходя из сказанного, необходимо отметить, что пруденциальное регулирование является важным элементом системы банковского надзора. Реализуется с помощью компетентных органов власти. Осуществляется контроль за кредитными организациями по действиям, носящим формирование количественных показателей, выполнением определенных нормативов, которые требуют строго соблюдения.
Перейдем к формам надзора банковской деятельности.
А. А. Пономарева, ссылаясь на нормативно-правовые акты, отмечает, что формами банковского надзора являются дистанционный надзор, инспектирование, кураторство, последующий и превентивный надзор [4].
Положение о дистанционном надзоре и инспектировании регулируется Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Другая форма — кураторство представлено в Положении Банка России от 07.09.2007 № 310-П «О кураторах кредитных организаций» [3].
Э. В. Рогаденюк считает, что существуют две формы банковского надзора — входная (юридическая), текущая (пруденциальный контроль или камеральный).
Под входным контролем автор подразумевает прохождение государственной регистрации и проведения лицензирования кредитной организации. Этот вид характеризует уровень соблюдения законности.
К текущему контролю он относит деятельность надзорных органов, которые проводят проверку на месте по прямому назначению — инспектирование (контактному) и дистанционному (бесконтактному) на основании отправленных документов кредитной организации, по которой осуществляется тот или иной надзор. Этот контроль осуществляется для соблюдения норм и различных нормативов.
Помимо вышеперечисленных форм, Э. В. Рогаденюк определяет критерий — содержание банковской деятельности, по которой можно сформировать еще такие формы надзора, как надзор за обслуживанием (хранением) средств бюджета, за валютными операциями, за обеспечением собственной ликвидности [5, с. 89].
Рассмотрим более подробно входной контроль. Текущая форма надзора была раскрыта выше, как вид.
К входному контролю относятся антиконкурентные положения, которые создают определенные ограничения получения доступа кредитным организациям в период регистрации и прохождения лицензирования.
И. Т. Балабанов утверждает, что такие меры необходимы для того, чтобы не допустить в банковский сегмент рынка кредитные организации, которые своей деятельностью могут создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов и отрицательно повлиять на развитие банковского сектора и экономики в целом [1,с.14].
Автор определил причины потенциальных угроз: недобросовестность, низкий уровень квалификации персонала и состава звена менеджеров, скрытность корпоративной культуры, некачественная система управления, слабая материальная база, недооценка рисковой деятельности.
Таким образом, автор расширяет законодательные рамки установления форм банковского надзора.
А. А. Пономарева и Э. В. Рогаденюк указывают формы банковского надзора согласно законодательству.
М. Г. Юсупова считает, что существуют три формы банковского надзора: предварительный, текущий, последующий [7,с.37].
Предварительный контроль осуществляется на этапе регистрации и прохождения лицензирования кредитными организациями. На этом этапе экспертам необходимо оценить уровень финансового состояния, репутационной составляющей на основании представленного пакета документов. Надзорные органы в лице ЦБ внимательно изучают указанные документы учредителей на финансовое положение и уровень репутации. На основании ФЗ «О банках и банковской деятельности» рассматривается представленные сведения, соответствуют ли требованиям, которые предъявляются кредитным организациям. По окончанию проверки выносится решение об удовлетворении или отказе в регистрации. в положительном случае вводится запись в единый госреестр юридических лиц. Все данные по указанному решению отправляются в ЦБ.
На данном этапе все заканчивается тогда, когда учредители вносят полную сумму уставного капитала и получают лицензию на свою банковскую деятельность.
В текущий контроль входит соответствие деятельности кредитных организаций и нормативному законодательству, в том числе актов ЦБ; пруденциальный контроль осуществляется для того, чтобы определить уровень выполнения нормативов ЦБ, предоставления отчетности и опубликования в СМИ.
Последняя форма надзора — это последующая. Реализуется для тех кредитных организаций, которые находится в «группе риска», а также тех, которые лишились лицензии. Связано с отчетностью и анализом банковских организаций.
Исходя из сказанного, следует подвести итог данной статье. Существуют различные классификации видов и форм российского банковского надзора. Они определены законодательством и нормами ЦБ РФ. Анализ представленных источников позволяет сказать, что не существует единой подхода на виды и формы банковского надзора.
Литература:
- Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. СПб., 2003.
- Бровкина Н. С. Банковский надзор: сущность и возрастающая роль в современных условиях // Вестник. 2007. № 15(1).
- Положение Банка России от 07.09.2007 № 310-П «О кураторах кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2007. 10 октября.
- Пономарева А. А. Некоторые аспекты банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в условиях мирового финансового кризиса // Банковское право. 2009. № 3.
- Рогатенюк Э. В. Контрольно-надзорная деятельность банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение // Экономика строительства и природопользования. 2018. № 3(68).
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. 2002. 13 июля.
- Юсупова М. Г. Надзор и контроль за банковской деятельностью в современных условиях // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2017. № 3.