Индивидуализация обучения одаренных детей в условиях цифровой трансформации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 23.06.2021

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Лопатина, М. Ю. Индивидуализация обучения одаренных детей в условиях цифровой трансформации образования / М. Ю. Лопатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 385-395. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82692/ (дата обращения: 20.12.2024).



Информационная революция, переживаемая Россией в настоящий момент, поставила вопрос о роли и месте образования в информационном обществе ― новой исторической фазе развития цивилизации, в котором главными продуктами производства являются информация и знания.

Сегодня образование необходимо рассматривать с точки зрения общества ЗНАНИЯ, в котором знания играют центральную роль, вносят свой вклад в развитие общества, становятся серьёзным мотивационным средством для перемен.

Цифровые образовательные ресурсы не только отличаются высокой насыщенностью мультимедийными материалами, но и оснащаются разнообразными инструментами и сервисами как для работы с информацией, так и для организации учебного процесса в целом.

Матрица назначений заданий контента МЭО

Матрица назначения заданий позволяет экономить времени при подготовке к занятиям с высоко и низко мотивированными учениками за счёт использования образовательных онлайн ресурсов и функциональных возможностей специализированных информационных образовательных систем.

Готовые элементы урока, представляющие собой электронные образовательные онлайн ресурсы сети Интернет, повышают интерес учащихся к урокам.

Реализуется индивидуальный подход к образованию, ведь не только учитель, но и каждый учащийся имеет возможность выбирать задания, место и время его выполнения. В МЭО достаточно информации для быстрого и качественного выполнения домашних заданий, внеклассной работы и подготовки к экзаменам.

Одним из наиболее эффективных учебных средств, обеспечивающих индивидуализацию процесса обучения является матрица назначения заданий .

Матрицу учитель может использоваться фрагментарно, только лишь для подготовки к олимпиадным работам или ликвидации отставания отдельного ученика, или как неотъемлемую часть учебного процесса, реализуя индивидуальный подход в обучении. При таком использовании ресурсы задействованы как в классной работе, так и в домашней. Создавать индивидуальную образовательную траекторию можно и для детей с ограниченными возможностями здоровья, используя возможности адаптированных программ, сервисы для дистанционных занятий, возможности конференций. Использование ключевых вопросов, проектных заданий и заданий к занятию позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка. Неотъемлемой частью обучения в старших классах является подготовка к аттестационным процедурам (ОГЭ, ЕГЭ). Для построения индивидуального маршрута по подготовке к итоговой аттестации на МЭО созданы специальные курсы.

Задания для практической работы с описанием

Необходимо освоить матрицу назначения заданий. Для этого выполним несколько шагов.

Шаг 1. Заходим в МЭО. Обращайте внимание на правильный адрес.

После авторизации перед вами открывается рабочий стол МЭО, на котором вы увидите матрицу назначения заданий.

Шаг 2. Откройте матрицу назначения заданий. Необходимо выбрать курс, с которым продолжите работать.

В матрице заданий по данному курсу вы можете перемещаться между классами, у которых преподаете данный курс.

Можно перемещаться между занятиями:

И внутри одного занятия можно перемещаться между интернет-уроками:

При наведении на название колонок заданий в верхней строке появляется название задания и выделяется столбик этого задания.

Создавая индивидуальную траекторию, каждый учитель может задать ограничение по времени выполнения задания, выбирая день и время, до которого задание будет доступно для выполнения. Позже ученик не сможет выполнять задания.

При необходимости учитель может удалить или редактировать ограничение по времени.

Шаг 3. Назначаем индивидуальное задание ученикам. Для этого необходимо проставить галочки всему классу или отдельным ученикам, наживая на «Назначить». Если задание необходимо отменить целому классу, то здесь же нажимаем «Отменить назначение». Назначить задание можно как классную работу и как домашнее задание. Если вы хотите назначить задание всему классу, то необходимо нажимать на название столбца.

Если вы хотите назначить задание одному ученику, то необходимо нажимать на ячейку необходимого задания и выбрать «Назначить».

В матрице назначения заданий есть функция предварительного просмотра задания. Необходимо на этой же выпадающей вкладке нажить «Перейти к заданию». Тогда загружается окно, в котором вы можете прочитать текст задания.

Задания, отмеченные учителем для выполнения в классной работе, система отмечает галочками. Задания, отмеченные учителем для домашней работы, система помечет «ДЗ». Изменить назначение можно только до того, как ученик приступил к выполнению задания. После того, как обучающийся выполнил назначенное задание, в матрице появляется знак «+».

C:\Users\user\Pictures\рис 1111.png

После проверки заданий в матрице назначения заданий появляется оценка:

C:\Users\user\Desktop\1.png

Ученик со своей страницы видит назначенные задания, проверенные работы и оценки за них.

C:\Users\user\Desktop\2.png

Таким образом, любой учитель по любой теме может задать индивидуальною траекторию работы как класса, так и отдельного ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного/отстающего ребенка

Ф. И. О. ребенка

Класс

1. Общая характеристика ребенка

2. Характеристика познавательных интересов ребенка

3. Цель индивидуальной образовательной программы.

4. Задачи индивидуальной образовательной программы.

5. Планируемый результат

6. Формы контроля за реализацией ИОМ

7. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Этапы

Содержание деятельности (тема, цель, краткое содержание занятия)

Ресурсы

Диагностика

Проектирование

Организация

Мониторинг и анализ результатов

Индивидуальная траектория класса по подготовке к итоговой аттестации с применением матрицы назначения заданий на платформе МЭО

Ф. И. О. учителя

Класс

1. Общая характеристика класса

2. Цель индивидуальной траектории.

3.Задачи траектории.

4. Планируемый результат

5. Формы контроля

Индивидуальная траектория

Этапы

Содержание деятельности (тема, цель, краткое содержание занятия)

Ресурсы

Диагностика

Проектирование

Организация

Мониторинг и анализ результатов

Ресурсное обеспечение

Проектирование индивидуальной образовательной траектории с использованием возможностей подсистемы «Матрица назначения заданий»

Раздел 5. Управление образовательной деятельностью (Матрица назначения заданий) http://teacher68.ru/course/view.php?id=28

Раздел 7. Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся (Проектирование индивидуальной образовательной траектории на основе модели ДО).

Примеры построения индивидуальной образовательной траектории с использованием контента «Мобильного Электронного Образования» Примеры построения индивидуальной образовательной траектории с использованием контента «Мобильного Электронного Образования»

http://teacher68.ru/course/view.php?id=28

Видеоресурс из опыта работы «МЭО — средство формирования индивидуальной образовательной траектории при обучении русскому языку и литературе» Лопатина М. Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г.Мичуринск https://youtu.be/ZxwUhGQMukQ

Видеоресурс из опыта работы «Формирование индивидуальной траектории обучения ресурсами цифровой платформы «Мобильное Электронное Образование» Сидельникова И. М., учитель химии МБОУ «Никифоровская СОШ № 1» Никифоровского района»

https://youtu.be/SKZArGNjdsI

Презентация «МЭО. Школа как инструмент обучения особого ребенка»

МЭО. Матрица назначения заданий (видеозапись вебинара)

Практические задания для выполнения слушателями курсов.

Глоссарий

Матрица назначения заданий — это инструмент, предназначенный для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут — это персонифицированная учебная программа для школьника, составленная под учителя на обозначенный промежуток времени.

Литература:

  1. Авдеева С. М., Уваров А. Ю. О разработке квалификационных требований к ИКТ-компетенциям педагогов // Журнал «Наука и Школа», № 6, 2016
  2. Гайсина С.В Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы Методические рекомендации, 2018
  3. Малышев С. Л. Управление электронным контентом. Издательство: ИНТУИТ, 2014 г.
  4. Мобильное электронное образование https://mob-edu.ru/
  5. Основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015).
  6. Основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  7. Основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  8. Первезенцева Э. А. Функциональные и дидактические возможности систем управления обучением // Сибирское юридическое обозрение. 2011. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-i-didakticheskie-vozmozhnosti-sistem-upravleniya-obucheniem
  9. Сайт методической поддержки «МЭО» — https://metod.mob-edu.ru/
  10. Сборник технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы инновационных площадок, реализующих ФГОС ООО): методические рекомендации / сост.: Мирзаева Т. В., Антипова Н. В., Иванова И. Ю., Кривопалова И. В. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014. — 36 с.
  11. Сборник технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы инновационных площадок, реализующих ФГОС ООО): Методические рекомендации / сост.: Мирзаева Т. В., Федотова С. В., Селянская Т. В., Бобкова З. Н., Котенёв В. А., Тарасова Е. Г. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014. — 135 с.
  12. Система управления качеством образования «МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Руководство пользователя. — https://mob-edu.ru/wp-content/uploads/2019/01/rukovodstvo_polzovatelya-2–4.pdf
  13. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 2(22). — С. 50–60.: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=6622
  14. Солдатова Е. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности подростков и родителей // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2(14) — С. 27–35
  15. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. ООО Майкрософт Рус, 2011
  16. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации — Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018. — 168 с.
  17. Уваров А. Ю. Об описании компетенций XXI века // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 13–30.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576).
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576).
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577).
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577).
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578).
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (в ред. приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578).
  24. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2013. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL:
  25. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  26. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  27. Цветкова М. С. Новые профессиональные квалификационные характеристики педагогических работников в условиях информатизации образования // Научный электронный архив.
  28. URL: http://econf.rae.ru/article/4604
  29. Цифровая грамотность: Цифровая грамотность.рф
  30. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.: http://window.edu.ru/resource/637/79637/files/book536.pdf
  31. Черноусов В. Статья «Метод мозгового штурма»: http://www.stimul.biz/ru/lib/articles/brainstorming/
  32. Как вести виртуальную учебную группу в сети https://newtonew.com/lifehack/classroom-social-media-community
Основные термины (генерируются автоматически): матрица назначения заданий, индивидуальная образовательная траектория, задание, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная траектория, классная работа, ученик, учитель, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный подход.


Похожие статьи

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования

Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования

Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Задать вопрос